ОБРАЗОВАНИЕ: Эффективность докажет время, Звезды Шокана: зажглись… и зажгли, Для воспитания патриотизма, Исследователи, ораторы и лучшие педагоги

Эффективность докажет время

Десять-пятнадцать лет назад мысль о том, что в среднем образовании можно обойтись без оценок, показалась бы полным бредом и фантастикой. Школа без «двоек» и «пятерок с плюсом»? Не может быть… Сегодня дети, занимающиеся по обновленной образовательной программе, вполне обходятся без цифр в дневниках. Однако споры по этому поводу в родительских конференциях мессенджеров и на площадках соцсетей не утихают. То и дело слыша жалобы родителей на то, что дети стали учиться хуже, что отследить успеваемость в течение четверти невозможно, мы решили найти ответы на самые распространенные вопросы про СОР и СОЧ.

По каким критериям?

Что же такое СОР и СОЧ? В новой системе критериального оценивания знаний эти аббревиатуры означают суммативное оценивание за раздел и за четверть. В течение четверти оценки школьникам не выставляются, а по окончании изучения какого-либо раздела проводится своего рода контрольная работа — СОР. Баллы за нее выставляются в электронный дневник и составляют определенный процент четвертной оценки. В конце четверти дети пишут еще одну работу — суммативку за четверть, и по всем выставленным баллам компьютер формирует четвертную оценку. Такая система позволяет школьникам и их родителям в процессе учебы понять, какие темы усвоены хорошо, а какие не очень, и «подтянуть» свои знания, чтобы получить хорошую оценку за суммативную работу. С точки зрения педагогов, это очень хорошо: у ребенка нет ежедневного страха получить плохую оценку, а во главу угла теперь поставлены не «пятерки», а знания ребенка. Однако у некоторых родителей система критериального оценивания вызывает недовольство. Они считают, что у детей теперь нет стимула готовиться к каждому уроку, делать домашнее задание, что тестовая система не может выявить объем полученных знаний, что учителя не имеют возможности работать творчески и учат детей плохо… Другие, напротив, полны энтузиазма и уверены: обновленное содержание образования реально поможет подготовить детей к жизни в современном мире.

Оценки стали хуже

Прошла первая четверть, и у некоторых ребят, по словам их родителей, оценки стали хуже. Почему это происходит? Ответ, кажется, напрашивается сам собой. Изменилась система преподавания и оценивания, к ней ребенку, конечно, нужно привыкнуть. «Трудности в процессе адаптации неизбежны, — считает учитель русского языка и литературы ІТ-школы-лицея г.Кокшетау Сабила Садвакасова. — Однако знаю по опыту: во второй, в третьей четверти дети уже понимают, что от них требуется, и к концу учебного года выравниваются по знаниям и оценкам. Еще один важный момент в процессе психологической адаптации — обратная связь, поддержка родителей. Родителям обязательно нужно обращать внимание на замечания, которые учителя пишут в электронном дневнике, чтобы знать, на что обратить внимание и восполнить пробелы в знаниях ребенка. В прошлом году обновленное содержание было внедрено в 7 классе. Сейчас эти дети перешли в восьмой, и не могу сказать, что задания даются им сложно. К тому же, новая программа спиралевидная, то есть дети изучают то, что им уже знакомо, только более углубленно…».

Учителя отмечают: главное сегодня — выработать у детей функциональную грамотность, умение находить нужную информацию в тексте, думать и предлагать собственные решения. Сабила Садвакасова, к примеру, уверена: такие навыки гораздо лучше помогут школьникам во взрослой жизни, чем механическое запоминание…

Ни «кнута», ни «пряника»

Один из самых распространенных доводов в пользу пятибалльной системы гласит: хорошие оценки были стимулом для детей стараться, страх перед плохими заставлял готовиться к урокам. Как быть, если сегодня нет ни «кнута», ни «пряника», которые могут заставить детей учиться?

Ответ педагогов прост: не нужно заставлять. В реалиях современного мира растет совсем другое поколение. Нынешние дети более раскованные, самостоятельные, продвинутые, и делать что-либо из-под палки не будут. Им нужно дать мотивацию и правильное направление, чтобы они сами находили и усваивали необходимую информацию. А по вопросу справедливости оценок «тогда» и «сейчас», пожалуй, и высказываться нет смысла. Нынешняя система не зависит от личного отношения учителя к ученику, так что ни о каких «нарисованных» пятерках речь идти уже не может.

К тому же, как считают педагоги, получать оценку за правильное выполнение одного-двух упражнений — неправильно. Другое дело, когда эта оценка выставлена за глубоко изученный раздел, за хорошее знание всей темы.

—  Если, к примеру, ребенок ответил на уроке на «3», у него есть возможность подготовиться лучше и получить хорошие баллы, — объясняет директор областного учебно-методического кабинета при управлении образования Акмолинской области Жанаргуль Баймакова. — Оценка ведь не зря называется суммативной, она дает ребенку возможность найти свои ошибки под руководством учителя и исправить их, а учителю помогает оценить всю сумму знаний по теме.

Решить оргвопросы

— Те дети, которые второй год занимаются по обновленному содержанию образования, все это понимают, для них никаких сложностей нет, — говорит заместитель руководителя управления образования Акмолинской области Ботагоз Дюсенова. — Мой ребенок пошел в первый класс в 2016 году. Сейчас, будучи в третьем классе, он уже сам решает задачи. Вообще, работа по обновленному содержанию образования в нашей области идет в обычном режиме, с началом учебного года никаких проблем нет. Родителям, в основной массе, новая система понятна, электронный дневник «Күңделік» работает без нареканий. Наша область находится на пятом месте в стране по его заполнению Еще, правда, не во всех школах обеспечен доступ к широкополосному интернету, но до конца года эта работа должна быть завершена. В управлении образования также рассказали, что уже решены вопросы с пропусками СОР и СОЧ по болезни или другим уважительным причинам. Работы, конечно, ребенку придется писать все равно. Однако в случае, к примеру, серьезной болезни и отсутствия аттестации за четверть, их можно сдать позже и получить заслуженные оценки.

Решился и беспокоивший родителей вопрос о проведении нескольких суммативных работ в один день по разным предметам. Составляя планы, учителя стараются не планировать в одном и том же классе больше трех работ в день, а также не проводить их по понедельникам и пятницам.

Мысль и творчество

Учитель начальных классов ІТ-школы-лицея г.Кокшетау Бакыт Шегенева уверена: задания на СОРах не сложнее, чем те, что дети выполняют на уроках в течение четверти, и они прекрасно показывают уровень знаний ребят. Кстати, разговоры о том, что суммативное оценивание проводится в формате тестов, где нужно только поставить галочку возле правильного ответа, как выяснилось, не имеют под собой оснований. На самом деле суммативная работа состоит, в основном, из «открытых» заданий — то есть тех, где ответ нужно написать самому, решив задачу или найдя нужную информацию в тексте. В «суммативку» включают также и написание небольших текстов, и вопросы, на которые нужно ответить устно.

— К примеру, в заданиях по русскому языку есть задание на говорение, на которое дается, к примеру, три минуты, — говорит Сабила Садвакасова. — Ребенок просматривает материал, а затем рассказывает, пока сыплется песок в песочных часах. Так школьники учатся не только хорошо говорить по заданной теме, но и ценить время.

Проблема в том, как считают многие учителя, что некоторые родители пока воспринимают новую систему в штыки. Им кажется, что традиционная пятерка — это и есть мерило полученных ребенком знаний. На самом же деле современная школа учит детей творчески мыслить, быть функционально грамотными, находить нестандартные решения. А коли так — и оценка знаний должна быть другая… Новая программа уже доказала свою эффективность на примере «Назарбаев Интеллектуальных школ». Их выпускники не испытывают трудности в написании эссе или научных проектов, прекрасно говорят, «дружат» с точными науками. Акмолинские педагоги уверены: к таким результатам придут через несколько лет и общеобразовательные школы.

Не «говорящая голова»

— Раньше из 45 минут урока 30 минут на уроке говорил учитель,- рассказывает заместитель руководителя облуправления образования Ботагоз Дюсенова. — Теперь его работа заключается в том, чтобы побудить детей к активному познанию. Он дает направление, ставит перед учениками цель, формирует задачи, чтобы получить определенный результат. С этими целями к каждому заданию знакомятся дети, поэтому они понимают, чего от них хотят, и могут самостоятельно оценить свою работу.

И для учителей новая система предоставляет больше возможностей. Множество конкурсов, мастер-классов, в которых они участвуют, — это еще и шанс обменяться опытом, поделиться творческими идеями. Учитель русского языка Сабила Садвакасова уверена: большинство учителей воспринимают изменения с большим энтузиазмом. И этот настрой передается школьникам. «Если бы вы видели, как у детей горят глаза! — говорит она. — Они с удовольствием приходят на уроки, в школе им стало интересно. У них есть огромное желание учиться, открывать новое, заниматься творчеством, участвовать во внеклассных мероприятиях. Я уверена: время покажет эффективность обновленной программы, за ней — будущее наших детей. А если не верите мне, давайте встретимся через десять лет…».

Слушая Сабилу Рахимжановну, веришь безоговорочно. И замечаешь, что «глаза горят» не только у детей. И у педагогов они светятся желанием работать, заинтересованностью, верой в то, что сегодняшние дети будут намного умнее и образованнее нас.

Владислава КОКОРИНА.

Отличились

Звезды Шокана: зажглись… и зажгли

Яркой и торжественной, наполненной бурной молодежной энергетикой, атмосферой творчества и красоты стала очередная, уже тринадцатая по счету церемония награждения лучших студентов Кокшетауского госуниверситета им. Ш.Уалиханова «Шокан жулдыздары». Звездами были названы тридцать юношей и девушек, отличившихся в учебе, общественной, культурной и спортивной жизни университета, а также Акмолинского региона и республики.

С Международным днем студента, к которому приурочили торжественное награждение, всех воспитанников вуза поздравил ректор КГУ им. Ш.Уалиханова, доктор экономических наук Марат Сырлыбаев.

— Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана уделил особое внимание молодежи, — отметил, выступая на торжественной церемонии, Марат Сырлыбаев. — Сегодня государство предлагает новые возможности для будущего поколения казахстанцев. И главная цель всех инициатив — обеспечение молодежи качественным и доступным образованием. Только тогда, с вашим участием, мы сможем привести нашу страну к вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира.

На сцену по очереди поднимались лучшие студенты вуза, чтобы получить из рук ректора ленту, медаль и букет цветов. Среди награжденных — множество ярких и талантливых в разных сферах ребят. Например, студент 4 курса специальности «Юриспруденция» Анвар Мустафин — руководитель комитета по делам молодежи и студенческого совета своего факультета, обладатель призовых мест турниров по футболу на Кубок посла Германии, проводившихся в Петропавловске и Кокшетау. Айтуар Рахимов — студент 4 курса специальности «Иностранный язык: два иностранных языка (английский)», капитан команды КВН своего факультета, чемпион межфакультетских игр и призер Акмолинской лиги КВН, мастер спорта, чемпион РК по карате-до. Будущий юрист Арайлым Кажтаева — мастер спорта РК по таеквондо, чемпионка Республики Казахстан, обладательница черного пояса, серебряной и бронзовой медалей чемпионата РК по таеквондо WT среди взрослых, член сборной команды университета по баскетболу. Гульназ Садыбекова — студентка 4 курса специальности «Туризм» — с первого курса участвует в республиканских конкурсах, фестивалях, марафонах, таких, как «Звездный листопад», «Рауан», «Территория танца» в составе танцевальной группы факультета естественных наук «Кербез», а кроме того, она активистка молодежного крыла «Жас Отан» при партии «Нұр Отан».

Свои таланты «звезды Шокана» продемонстрировали тут же, на сцене, выступив с яркими танцами, талантливыми исполнительскими номерами, авторскими стихами. Особенно запомнились зрителям выступление студенческой молодежной театральной студии «Жауқазын», показавшей постановку в стиле театра теней, ансамбля народных инструментов «Шаңырақ», хореографические номера в исполнении танцевальной студии «Impulse». Завершился праздник флешмобом, подготовленным студентами факультета естественных наук.

Андрей ГАНИН.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

ВСТРЕЧА

Для воспитания патриотизма

«Огненное пламя Афганистана» — такой теме был посвящен час встречи учащихся Селетинской средней школы с воинами-интернационалистами, специально приехавшими на днях в одноименный населенный пункт из Степногорска.

15 февраля 2019 года исполнится 30 лет со дня полного вывода ограниченного контингента советских войск с территории Демократической Республики Афганистан. Чтобы рассказать ребятам о том, что такое война, о тяготах солдатской службы, о риске для жизни и погибших товарищах в Селетинскую школу приехали мужественные и отважные бойцы Советской Армии — вчерашние молодые парни, а ныне — мужчины зрелого возраста, работники различных сфер, примерные отцы и дедушки. Впрочем, о каждом из них следует немного сказать отдельно.

Болат Оспанов — выпускник Селетинской СШ, который проходил воинскую службу в морской пехоте Балтийского флота. После увольнения в запас поступил в Калининградскую академию МВД СССР, участвовал в обеспечении правопорядка и безопасности людей в Нагорном Карабахе, во время ГКЧП в Москве. Награжден орденом Красной звезды. Более четверти века работал в системе уголовного розыска, имеет нагрудный знак «За долг и честь», юбилейные медали.

Мурат Жангазинов, уроженец села Селеты, после окончания Бестобинского профтехучилища был призван в армию и служил в 1986-1988 годах в артиллерийском дивизионе на территории города Кабула. Окончил ЦСХИ, некоторое время работал зоотехником совхоза «Селетинский», затем — в органах внутренних дел. Майор юстиции в отставке. Отец троих детей. За достойное исполнение интернационального долга награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».

Салихжан Гамастинов, уроженец Аккольского района, представитель общественного объединения «Десантное братство». В 1981-1983 годы служил в Афганистане, в данное время -заместитель председателя союза воинов-интернационалистов Степногорска. Николай Борщик — ветеран афганской войны. Владимир Советов — председатель союза ВДВ города Степногорска, Александр Мирошниченко, Сергей Олейник — ветераны воздушно-десантных войск, Сергей Баранов — председатель НПО, Дмитрий Бородин — звукооператор, самобытный поэт, автор стихов патриотического содержания.

Согласно историческим данным, только из Республики Казахстан с декабря 1979 по февраль 1989 гг. на воинскую службу были призваны более 22 тысяч юношей восемнадцатилетнего возраста. Более 900 бойцов не вернулись на Родину, в их числе и 68 акмолинцев, которым не было суждено увидеть своих родных. Только в Степногорске за годы, прошедшие со времени окончания десятилетней войны без победителей и побежденных, от полученных ран, увечий и болезней ушло из жизни 50 человек. Печальная цифра…

На встрече под звуки метронома минутой молчания помянули однополчан, павших на глазах братьев по оружию, пропавших без вести во время рейдов, боевых операций. В период срочной службы каждый из наших земляков стойко сражался с противником, старался дать ответный удар, защищал однополчан, порой жертвуя собственным здоровьем, жизнью. Все они в самые критические моменты оставались верными военной присяге, боевым традициям отцов и дедов, мужественно отстоявших мир во второй мировой войне.

Мероприятие продолжилось концертной программой «Юность, опаленная войной». Песни на стихи известных авторов, исполненные со сцены, тронули душу каждого зрителя. Диалог с учащимися и яркие воспоминания воинов-«афганцев» чередовались демонстрацией приемов рукопашного боя, боевых искусств отважных бойцов и… концертными номерами школьников, в том числе, чтением стихов Анны Ахматовой.

Старейшина села, уважаемый Абдулла Жанагази-нов, аким села Сауле Султанова, директор школы Дана Иманбалинова поблагодарили гостей за яркое мероприятие, имеющее важное значение для воспитания у школьников патриотизма. Из их уст прозвучали сердечные пожелания здоровья и добра, мирного неба, семейного счастья. В память о встрече каждому из гостей были вручены благодарственные письма аки-ма села, а союзу ветеранов от педагогического коллектива школы сделан памятный подарок.

Все дальше уходят в историю события тех лет. Однако пока находятся среди нас живые свидетели войны, навечно сохранится в памяти и сердцах все, что происходило на ней. Патриотическая миссия будет продолжена и в других регионах области. Ее финал с тематическим гала-концертом в степногорском Дворце «Горняк» запланирован на 15 февраля будущего года.

Нурлыбек ТУРЕГЕЛЬДИН.

ЗНАЙ НАШИХ!

Исследователи, ораторы и лучшие педагоги

Сразу в нескольких интересных конкурсах в последние дни приняли участие акмолинские школьники и педагоги.

На прошлой неделе завершился областной этап республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам для учащихся 8-11 классов. В нем приняли участие 216 проектов, ставших лучшими на районных и городских турах, по шестнадцати секциям — от физики, техники и информатики до науки о Земле и Космосе, экономики, химии, правоведения, литературы и языкознания.

По итогам конкурса 101 юный исследователь — это авторы 84 проектов — завоевали призовые места, 14 из них получили дипломы 1 степени. В декабре все призеры примут участие в отборочном этапе республиканского конкурса научных проектов, они будут сдавать тестирование по общеобразовательным предметам.

Акмолинские школьники стали призерами республиканского конкурса ораторского искусства «Ділмар», проходившего в Алматы. Десятиклассница СШ села Бирлестик Зерендинского района Аягуль Боранбай завоевала после трех туров конкурса третье место и денежный приз. Ученица восьмого класса средней школы села Акадыр Назерке Асипат и ее руководитель Сәния Тұрысбекова получили благодарственное письмо.

Право зваться лучшими отстаивали на республиканском уровне и акмолинские педагоги-психологи. В конкурсе «Лучший психолог», прошедшем недавно в санатории «Каргалы» в Алматы, школьные психологи со всей страны презентовали свои наработки, делились опытом, демонстрировали навыки решения конфликтных ситуаций в школе и работы с детьми. Конкурс проходил два дня, в которые педагоги продемонстрировали все профессиональные навыки и инновационные разработки. В итоге педагог-психолог Айнакольской средней школы Буландынского района Марфуга Жумабаева заняла третье место в республике. Не остались без наград и ее коллеги. Педагог-психолог Зерендинской школы №1 Асия Исаканова была отмечена дипломом в номинации «Навыки и профессионализм», а психолог школы искусств Егиндыкольского района Ризвангүл Мұканова получила диплом «Лучшая авторская программа».

Екатерина ЛЬВОВА.

Читайте также