Бывают ли легкие деньги?

Рампа
В казахском музыкально-драматическом театре имени Шахмета Кусаинова — премьера. Честно говоря, спектакль режиссера Толеубека Конбай «Кып-кызыл акта» (в вольном переводе с казахского «Смешные деньги») получился столь увлекательно зрелищным и злободневно актуальным, а игра актеров настолько естественна и убедительна, что зрители и после завершения постановки продолжали пребывать во власти грез и, увы, несбывшихся ожиданий его героев.

Деньги. Деньги. Деньги… Что делает их магическая сила с людьми, безжалостно вторгаясь в сложившиеся отношения, изменяя до неузнаваемости облик вчерашних близких людей. Сюжет пьесы известного английского драматурга и актера Рэя Куни непростой и вращается вокруг важной для многих, если не всех нас, темы денег. Недаром Карл Маркс назвал деньги «отчеканенной свободой». Но, как показывает случай на сцене, лишь тогда, когда добыты праведным путем.

Английский банковский клерк Генри Перкинс, которого отлично сыграл Еркебулан Толеуов, в свой день рождения приносит дипломат, набитый деньгами: ни много, ни мало — 1750 фунтов стерлингов. Причем дипломат этот герою пьесы достался по ошибке, по досадному недоразумению. В чемоданчике же самого Генри находились лишь недоеденный сэндвич и деловые бумаги. Супругу Джейн (чей яркий образ живо и вдохновенно воплотила актриса Мейрамгуль Апсалям), по замыслу автора страдающую легкой формой алкоголизма, поскольку героиня то и дело прикладывается к стакану с виски, тревожит странное поведение мужа.

В это время Генри, словно помешавшись на идее скорого отлета в Барселону, судорожно мечется по сцене, ведь он отдает себе отчет, что нет на свете ничего тайного, что не стало бы явью. И ему несдобровать. Новоявленный нувориш срочно заказывает авиабилеты и даже такси. И здесь завертелась круговерть событий: визит инспекторов полиции, один из которых — самозванец, приход на именины незваных гостей, докучливая надоедливость шофера вызванного такси, внезапное увлечение разбогатевшего клерка близкой подругой семьи, проявившей интерес к обретенному богатству.

Все так запутанно: на сцене царит настоящий хаос, водоворот событий. Действие в спектакле меняется каждую минуту. Но актеры не просто выдержали этот темп и лихорадочное безумие происходящего, но и поразили актерским темпераментом, глубиной проникновения в образы, столь привычные и в нашей реальной жизни. Пьеса захватывает и держит зрителя в напряжении, смеша и развлекая его. Постановка интригует и завораживает, ибо не ведает зритель, что же произойдет в следующее мгновенье на сцене.

Финал комедии непредсказуем — «хэппи энд», хотя до последнего акта зритель уверен: сейчас произойдет фатальное разоблачение этой невероятно запутанной истории. Стоит отметить замечательно подобранное и эффектное музыкальное сопровождение комедии и декорации, привносящие чисто английскую атмосферу, как и тщательно продуманные костюмы героев. Это труд художника-декоратора Абая Шайкенова и художника по костюмам Нуржамал Шалжановой.

Друзья семейной четы, Виктор и Бетти, которых превосходно сыграли Асыланбек Шайсултанов и Асем Серикова, таксист, оба инспектора — все вместе дружно отправляются в незабываемое путешествие. В зале раздается смех, зритель испытывает облегчение и даже долю разочарования, ибо где же торжество добродетели, зло ведь не наказано. Но расслабляться не стоит, это всего лишь театральное отражение жизни, драматизм которой, как известно, порой переигрывает театр. Публика, на мой взгляд, поверив виртуозной игре актеров и мастерству постановщика, полюбит этот все же легкий жанр комедии, ведь наша реальная ситуация с финансами в мире золотого тельца нередко напряженна, и людям тоже хочется расслабиться. Отдадим должное актерам и режиссеру, они были на высоте. Актеры и зал на спектакле слились в единый организм. Это чувствовалось по зрительской энергетике.

Алия АХЕТОВА.

Читайте также