Дороги, которые нам выбирают

Взгляд
«Время стирает города и цивилизации…» — гласила реклама известного в 90-е годы прошлого века банка «Империал». С таким изречением спорить трудно, тем более, что упомянутое финансовое учреждение уже само давно кануло в лету. Хочется лишь добавить в прекрасно сработанный Тимуром Бекмамбетовым ролик одно слово — «…и технологии».

Да, как это ни печально, но секреты изготовления дамасской стали или огромных колонн, лака для скрипок, или венецианского стекла, так и остались нераскрытыми, сколь ни бьются над их воссозданием современные ученые и инженеры.

А знаменитые египетские пирамиды, про которые, если верить историкам, им известно все? В школьных учебниках написано, когда их построили, сколько на это ушло времени, кто занимался возведением грандиозных сооружений, и каким образом все это происходило. Все ясно и понятно, но лишь до тех пор, пока однажды в чью-то голову приходит мысль о перепроверке всего того, о чем поведали нам учебники. И начинаются нестыковки. Например, когда 20 лет, за которые, якобы, строилась пирамида Хеопса, преобразуешь в минуты, а потом полученное число делишь на 2,5 миллиона блоков, из которых собрали «гробницу», то начинаешь как-то сильно не верить историкам. А все потому, что на установку каждого блока у строителей должно было уходить 4 с небольшим минуты. Да, да, именно так, и это при условии непрерывной круглосуточной работы, а если учесть, что ночи в Древнем Египте также темны, а прожекторов, вроде как не было, то количество минут на каждый двухтонный кирпичик резко сокращается до двух с половиной минут. И вот в это начинаешь не верить еще больше. Но когда читаешь про то, как группа современных энтузиастов попыталась воспроизвести по древним технологиям уменьшенную в десять раз модель пирамиды Хеопса, и как она у них завалилась уже на девятом ряду блоков, то поневоле начинаешь смеяться.

А вот технологиям качественного строительства дорожного полотна повезло гораздо больше, в том смысле, что они не забыты. Возьмем, например, знаменитую Аппиеву дорогу, которая, согласно известной поговорке, как и все другие, ведет в Рим. Началось ее строительство в 312 году до н.э., то есть, без малого — две с половиной тысячи лет, и за это время ремонт здесь производился всего три раза. Последняя реставрация случилась в середине XIX века, и сейчас дорога находится вполне в рабочем состоянии. Как говорится, качество на века. Строили ее не рабы, и даже не свободные, но мобилизованные для этого крестьяне, а солдаты, которым в случае какой-то опасности для государства, нужно было быстро передвигаться самим и перевозить военные грузы.

Коротко о том, как шло само строительство. При помощи самого простого геодезического инструмента определялась трасса, по этому маршруту копалась достаточно глубокая траншея, которая заполнялась вначале крупными булыжниками, потом щебнем, а наверх сыпали мелкий песок. Все это хорошенько трамбовалось, после чего на «подушку» укладывалась брусчатка из отесанных камней. Последняя фаза — заливка брусчатки очень жидким цементным раствором, который скреплял блоки между собой. Дорога имела уклоны на обе стороны, дабы дождевая вода быстро стекала на обочину и не способствовала преждевременному разрушению полотна.

А теперь вернемся в день сегодняшний, чтобы посмотреть, как укладывается тротуарная плитка в славном городе Кокшетау (да и не только в нем). Современные дорожники великолепно вооружены. Кроме знания древних, но не устаревших технологий, у них имеется мощная современная техника, призванная лишь улучшать качество строительства. Казалось бы, при всем при том, работай с прицелом на века, пиши на плитках свои данные, дабы лет так этак через пятьсот благодарные потомки с придыханием в голосе произносили: «Вася», или, скажем, «Жоламан».

Но не все так просто в деле создания тротуаров в наши дни и в наших краях. Как-то не стремятся наши строители к увековечиванию. Одно из двух: либо скромничают, или же имеют какой-то иной интерес.

Тротуарная плитка пришла в Кокшетау где-то в самом конце прошлого века. За неполные двадцать лет ею замостили большинство пешеходных дорожек, которые от центра города постепенно ползут к окраинам. Поначалу они выглядели очень нарядно. Ровненькие тропинки, по которым особенно приятно гулять по вечерам. Но прошло всего несколько лет, и большинство тротуаров перестали смотреться красиво. На них возникли неровности, и стало видно, что одни плитки стали выше других, а в отдельных местах отчетливо видны «волны», в которых дождевая вода застаивается на несколько суток. Налицо нарушение технологии укладки, то есть плитка укладывается не на «подушку», как это делали древние римляне, а на тонкий слой песка, а тот, в свою очередь, сыплется прямо на грунт. Простоит такой тротуар недолго. О столетиях, не говоря уже о тысячелетиях, речь, в данном случае, не идет: в лучшем случае — лет двадцать. А потом опять придется все перестилать, вновь затрачивая на это многие миллионы бюджетных тенге.

Но, возможно, ремонтировать придется еще раньше. Те, кто часто ходит по улице Абая мимо здания областного совета профсоюза, наверняка видел цепочку наполовину разрушенных плиток. Такие же «следы» видны и на другой стороне улицы, ведущей к площади Абылай-хана. Причина в данном случае проста: нарушение технологии изготовления самой плитки, скверное ее качество. Купили самое дешевое, а ведь, как известно, скупой платит дважды.

Такое состояние тротуаров не только не красит центральную улицу областного центра (да и все остальные), но и может привести к тяжелым травмам проходящих людей. В условиях, когда гололед нынче становится обычным явлением, зазеваться и оступиться на коварной ямке — плевое дело. Боюсь накаркать, но в этом случае может случиться и тривиальный перелом, а может и чего похуже (тьфу, тьфу, тьфу). И чья в таком случае будет вина? Правильно, того, кто оступился. Его ж на это место никто силком не гнал! А строители здесь ни при чем.

Одним словом, депутатам на очередной сессии маслихата тут есть что обсудить, а в качестве бонуса можно предложить им еще одну тему.

Посетителям городского рынка, наверняка, знакома дорожка, идущая от крытого рынка в сторону ТД «Армада». Как раз в этом месте находится незакрытый асфальтом участок. То есть с одной стороны покрытие имеется, и с другой оно есть, а между ними девственно грязный лоскут длиной метров до двадцати, особенно труднопроходимый в сезон дождей.

Возможно, асфальт здесь когда-то был, но потом его сняли из-за необходимости протянуть коммуникации к «Армаде», или еще по какой причине, но после завершения нужных работ восстановить покрытие почему-то забыли. Так и торчит уже много лет этот небольшой кусок безобразия, мешая и автомобилистам, и пешеходам.

Это не единственный такой отрицательный пример. Еще один, но меньшего размера, находится аккурат за зданием областной прокуратуры.

Так что же, выходит, и в случае дорожного строительства древние технологии уже безвозвратно утрачены?

Вовсе нет, технологии остались, но работать на века дорожникам сейчас просто невыгодно по очень простой причине: чем быстрее придут в негодность наши пути — дороги, тем быстрее придется их восстанавливать. За наш счет, разумеется.

И прав был один дорожный мастер, который много лет тому назад произнес: «Где — где, а с таким подходом в нашей отрасли безработицы никогда не будет».

Виктор АНТОНОВ.

Фото автора.

Читайте также