Готовимся к диктанту на латинице!

Брифинг
14 ноября 2018 года в 11.00 часов в стране пройдет первый общенациональный диктант на латинице. Для разъяснения его целей,    порядка проведения в РСК состоялся брифинг.

- Казахская народная пословица гласит: «Отыз тістен шыққан сөз, отыз рулы елге тарайды» (Слово дойдет до тридцати племен). Вы же, уважаемые журналисты, и есть распространители официальной информации, пропагандисты идей Главы государства, - таким вступлением открыла встречу руководитель управления по развитию языков Марал Джакупова.

Задавшись вопросом «В чем мы выиграем от перехода казахского алфавита на латинскую графику?», конкретно ответила на него, озвучив семь обоснований. Вот они: 1. Это повысит статус государственного языка и позволит сохранить закон его сингармонизма. 2. Расширяет возможности перевода заимствованных слов. 3. Избавляет от лишних буквенных знаков, таких как Э, Ю, Я, Ц, Ь, Ъ. 4. Визуальная информация будет систематизирована. 5. Облегчает преподавание иностранных языков и таких предметов обучения, как физика, химия, биология. 6. На мировом уровне открывается доступ к информационным контактам. 7. Укрепляет связи с тюркоязычными народами.

В целях популяризации и широкого распространения казахского алфавита на латинской графике, утвержденного Указом Президента РК Нурсултана Назарбаева 19 февраля 2018 года, привития навыков практического усвоения и проводится всенародный диктант. В нем могут принять участие все граждане многонационального Казахстана, достигшие 15 лет. Каждый добровольный экзаменуемый получит возможность адаптироваться к применению нового алфавита и сам оценит свои знания. В качестве вспомогательного пособия будут розданы дидактические материалы: алфавит казахского языка, основанный на латинской графике, специальный лист, ручка. Текст диктанта состоит из 80-90 слов и диктуется посредством аудиозаписи. Продолжительность 30 минут.

Диктант будет организован для учащихся, студентов и преподавателей в учебных заведениях, сотрудников организаций и учреждений, тружеников — на рабочих местах, других участников — в библиотеках, Домах культуры, центрах обучения языкам. За 15 минут до начала диктанта им помогут освежить в памяти основные правила правописания. Текст диктанта озвучат три раза через аудиоустройство со скоростью, соответствующей уровню владения языком. При первом чтении нужно внимательно слушать, при втором — писать, при третьем — проверить орфографическую правильность и аутентичность выполненной работы. Между каждым звуковым интервалом делается перерыв для обобщения мыслей и направления внимания на следующее задание.

После окончания диктанта областные управления и департаменты,предприятия, учреждения и вузы путем сканирования или фотосъемки отправляют тексты диктантов, написанные на специальных листах, на электронный адрес учебно-методического центра Акмолинской области Ortalyk_til@mail.ru. А их оригиналы остаются у каждого на руках. На сайтах emle.kz, tilalemi.kz можно будет посмотреть правильный вариант текста и критерии оценки. Таким образом, сопоставляя, каждый пользователь сам оценивает свою работу.

Организаторы предусмотрели возможность написать диктант в удаленном режиме. Лица, которые не могут присутствовать в специально оборудованных аудиториях, заходят на сайты emle.kz, tilalemi.kz по ссылке, размещенной на главной странице и с помощью компьютеров или мобильных устройств (смартфонов) прослушивают аудиозапись и пишут диктант в назначенное для всех время. Затем путем сканирования или фотосъемки отправляют   его   на   электронную   почту Ortalyk_til@mail.ru.

Для организованного проведения диктанта разработан специальный план, утвержденный заместителем акима области. Первым руководителям всех государственных органов, учреждений, подведомственных организаций, филиалов банков, крупных предприятий и учебных заведений даны соответствующие поручения. Созданы рабочие группы в центрах обучения языкам районов и городов. В каждом трудовом коллективе назначены лица, ответственные за этот участок работы. Места проведения диктанта оснащаются необходимым техническим оборудованием, утвержденным текстом в аудиозаписи и дидактическими материалами.

Ожидается, что в Акмолинской области примут участие до 80 000 человек. Для подведения итогов управление по развитию языков через рабочие группы и назначенных в каждом трудовом коллективе ответственных лиц соберет статистические данные по проверке уровня овладения новым алфавитом. Аналитическая информация будет направлена в Министерство культуры и спорта РК.

Методист областного учебно-методического центра Асемгуль Карсабаева в слайдовом сопровождении ознакомила журналистов с проектом основных правил правописания казахского языка на латинице. В числе вопросов, заданных спикерам брифинга, поступило предложение об опубликовании в печатных СМИ данного проекта на русском языке. Что и будет сделано в ближайшее время. Предстоящая республиканская акция, было сказано в заключение, - это проявление активной гражданской и жизненной позиции ка-захстанцев и популяризация таких непреходящих ценностей, как образованность и культура. И примером в данном случае должны являться мы, акмолин-цы!

Марат НУРСЕИТОВ.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...
Готовимся к диктанту на латинице!, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Другие статьи по этой теме

Да будет ТЭЦ! Брифинг Кокшетау остается единственным областным центром Казахстана, который не имеет централизованного горячего водоснабжения и собственного источни...
Мобильно — до пункта назначения... Как обеспечивается перевозка социально значимых грузов - угля, зерна и продуктов перемола - на брифинге в региональной службе коммуникаций рассказал д...
В качестве заинтересованы все В региональной службе коммуникаций состоялся брифинг руководителя облуправления государственного архитектурно - строительного контроля Бахидбека Оспан...
Вместе с инвестором Брифинг Проект по антикоррупционному сопровождению бизнеса и инвестиций в Акмолинской области, сопровождаемый департаментом Агентства РК по делам гос...
Поможет трудовой договор Занятость О том, как в области реализуется Дорожная карта на 2018-2019 годы по формализации и вовлечению неформально занятого населения в экономику с...