Медийный передоз

Мнение собственное
Предупреждаю сразу, речь пойдет о медийной скромности, а точнее нескромности. Страдают этим «недугом» в основном акимы районов, появляясь на страницах местных газет по любому поводу, тем самым вызывая неоднозначную реакцию в читательской среде. «Опять наш лидер красуется на страницах районки, лучше б занялся делом», — часто звучат комментарии населения.

Подобное мнение разделяю отчасти. Излишнее мелькание в СМИ по большому счету делу не помеха, многие информационные поводы как раз и возникают в связи с достижениями или в процессе решения наболевших проблем. Допустим, аким посещает новый объект, а это рабочие места, стабильная зарплата, налоговая база. Журналисты, естественно, описывают событие и также, естественно, аким района в их материале на первом плане, хотя, на мой взгляд, пьедестал в конкретном случае должен принадлежать другим людям: руководителю предприятия, строителям, передовикам труда.

Присутствие акима, будем снисходительными, упомянуть надо, упомянуть между строк, повторю, он — не главный герой события. Однако вместо этого крупный его портрет и неоднократное повторение фамилии. В одной районной газете в небольшой корреспонденции она, фамилия, упоминалась 7 раз, на той же первой странице размещены 3 фотографии акима.

Вспоминается старый советский художественный фильм «Их знали только в лицо». Заголовок, согласитесь, с положительным контекстом. Три фотографии на небольшой стандартной страничке райгазеты — явный перебор, тяжелая портретная нагрузка играет не на пользу тому, кто запечатлен на снимке, отсюда и мнение читателей: «Пусть лучше занимается делом».

Далее, я противник рубрики «Рабочая поездка акима». Для областных газет она подходит, другие масштабы, другая территория. Зачем в компактном районе служебные будни акима сопровождать фразой «рабочая поездка»? Кстати, эта рубрика в основном и порождает медийную нескромность местных лидеров.

Неоднократно наблюдал, как в этих самых рабочих поездках акима сопровождала свита районных чиновников. Не пойму для чего. Однажды не выдержал и задал сей вопрос акиму, увидев, как за его «джипом» следуют аж три иномарки. У каждого свой участок работы, отвечал он, полезно на местах знать проблемы.

Поистине, короля делает свита. Выходит, на местах, то есть в сельских округах районные чиновники не бывают или бывают крайне редко, а потому акиму их приходится брать с собой и, как слепых котят, тыкать в существующие проблемы.

Следующая районная газета, и она — не исключение, скорее правило, анонсировала рубрикой «Рабочая поездка акима» его похода по райцентру. «Побывал в магазине, больнице, учреждении», — сообщалось читателю. Обычные служебные обязанности, не более, превращенные в эдакое публичное действо. Зашел аким в коллектив, сфотографировали, встретился с народом — сфотографировали, вышел наружу — опять фото, если б на память, а то — в газету. Дескать, вот какой у нас лидер, без населения ни шагу. Может быть, и так, но зачем лишний раз пиарить внимание и заботу о людях, когда эти качества являются прямыми должностными обязанностями любого госслужащего, тем более акима.

Следующая история вызвала полное недоумение и еще кое-какие чувства, но о них умолчу, правда, она не свежая, где-то трехгодичной давности. И тем не менее о ней стоит рассказать. Газету в корпункт «Казправды» прислал неизвестный читатель со своим комментарием. Весь его напечатать не могу, слишком резкий и в грубой форме, но суть такова: аким любит только себя, мы, население, для него второстепенные люди. А вывод такой последовал, на первый взгляд, после безобидного эпизода.

На первой полосе районной газеты, посвященной Дню знаний, выделялось фото акима, ведущего за руку первоклассника. В принципе сюжет можно было назвать удачной находкой журналиста, налицо отеческая забота власти о подрастающем поколении, участие в его судьбе, если б не одно «но». Аким за руку 1 сентября в школу вел собственного сына. Корреспондент сделал снимок, наверное, на всякий случай, а он попал в газету.

Судя по всему, редактор хотел умаслить шефа, райгазета ведь издается по заказу акима, это ее официальный тренд, герой снимка, может, и не подозревал о медвежьей услуге. Это мои рассуждения, на самом деле, как позже стало известно, все произошло наоборот, в чем аким сам и признался. Он дал добро на публикацию «семейной фотографии», объяснив свое желание более чем странным образом. По его словам, так постоянно поступает президент Белоруссии А.Лукашенко, сыночек Коля всегда с ним не только в жизни, но и в газетах, телевизоре, социальных сетях…

Логика железная. Надо же так себя любить, чтобы прибегнуть к подобному необъятному по форме и содержанию сравнению. Медиа-мания высшей пробы. Люди ее не одобряют, зато сам аким удовлетворен по максимуму.

Еще и еще раз пересматриваю районные газеты. Редко какой номер выходит без присутствия в нем акима. Он и обязан присутствовать. Публичность одна из сторон его деятельности на ответственном посту, и большинство ей соответствует. Например, открываются школа, больница, предприятие, сдается жилой дом, проходят культурно-массовые мероприятия, как тут без лидера исполнительной власти, его святая обязанность находиться в центре значимых событий.

Неуместен медийный перебор, который точно авторитета власти не добавит, конкретно акиму. Население у нас сегодня грамотное и оно, кто чего стоит видит не по газетным публикациям, в том числе и снимкам, а по реальным делам. Запали в память слова знакомого акима: «Настойчиво прошу районных газетчиков больше писать о людях, но они почему-то выпячивают власть».

Почему-то — это уже его головная боль. Просить настойчиво не советую, пора занять принципиальную позицию. Писать о людях, значит, повышать читательскую востребованность любого печатного органа, районного, когда многие жители знают друг друга, особенно при этом авторитет акима, убежден, не пострадает, наоборот, наберет дополнительные бонусы.

Меня могут упрекнуть: автор неравнодушен к районным акимам. Согласен, неравнодушен, иначе не обращался бы к служебной практике этих топ-менеджеров исполнительной власти. В погоне за популярностью, из-за повышенного внимания к своей персоне некоторые из них теряют чувство меры касательно медийного пространства, заслоняя своей значимой фигурой достижения и успехи простых тружеников, многие интересные и актуальные темы.

Если мои мысли и доводы прозвучали неубедительно, сошлюсь на пример выше некуда. Лет пять назад Президент на совещании с участием акимов областей поднял с места одного из них и на всю страну задал трепку, кто бы мог подумать, за уже знакомую нам медийную нескромность. Со страниц местных газет не сходишь, следовала критика, по 2-4 портрета в номере, самовосхваление подождет, делом надо заниматься…

Сказано не в бровь, а в глаз. Поэтому я не считаю себя пионером в данной теме, еще раз пытаюсь подчеркнуть ее актуальность и важность, напоминая об известном постулате, когда скромность украшает человека, добавив от себя, слуг народа тем более.

И напоследок, заказчиками районной прессы, как уже отмечалось выше, являются акимы районов, а любая газета — это зеркало, где отражается жизнь определенной территории. Публичность хороша для любого шоу, власть — совсем другое. Излишнее мелькание на тех же страницах районных газет вместо известности и доверия может навредить в целом имиджу тех, кто управляет медийными вожжами. Ориентир приветствуется один — благосостояние населения. Вот о чем надо писать в каждом номере и на каждой странице.

Александр КУЗЕННЫЙ.

Читайте также