Браво! Ждем продолжения!

Рампа
Подлинным парадом премьер порадовал акмолинских зрителей областной русский театр драмы. Неповторимых, ярких, мастерских…

Но часто встречающееся выражение «рассчитано на зрителей … возраста» ни к одному из них применить не решилась. Даже к спектаклю «Красная Шапочка». Потому что видела счастливые лица родителей, смеющихся подчас громче своих детей, раньше их отвечающих на вопросы актеров, обращенные к зрителям.

«Детство мое, постой…»

Ну, кто из нас не читал своим детям «Красную Шапочку»? Кажется, сюжет прославленного французского сказочника Шарля Перро знаком до мельчайших нюансов. Но режиссер Антон Зайцев сумел превратить его в действо, в котором наравне с актерами, куклами участвовали и зрители — дети и их родители.

Маленькие зрители были в постоянном движении: морковку в корзины собирали, шишками волка забрасывали, помогали Красной Шапочке собрать букет для бабушки… Так что неуемную детскую энергию и подвижность создатели спектакля действительно направили в позитивное русло…

Слов в спектакле актеры произносят немного, самые маленькие зрители куда лучше воспринимают жесты, музыку. И эту особенность возрастной психологии учли в полной мере: куклы движутся, с детьми в тактильный контакт вступают, актеры искусством пантомимы владеют… И шаг за шагом подводят детей к финалу: «Надо маму… слушать», — хором заканчивают дети финальную фразу.

— Такого театра я еще не видела, — говорит Дарья Приступа, мама трехлетней Вареньки. — На некоторые спектакли по два раза ходим. Теперь с дочерью долго в Красную Шапочку придется играть. И папу подключим.

А спектакль «Лоскутик», вызывающий у взрослых светлую ностальгию по детству, его создатели изначально и замышляли именно для семейного просмотра.

Мамы, папы, бабушки согласно кивали головами, слушая звучащие со сцены слова:

«И все у нас было: и игрушки, и книжки с картинками, и множество разных сладостей. Но одного у нас не было. Ребята, как вы думаете, о чем мы мечтали?». — «О собаке!» — дети ответили чуть ли ни мгновенно. Наверное, потому, что поколения меняются, а мечта о собаке — своей, любимой — так и остается для многих несбыточной.

Исподволь, неназойливо, без менторских ноток создатели спектакля разговаривают с детьми о том, что в жизни важны «не порода, не медальки», а дружба, порядочность, знания… И дворняжка Лоскутик победит в честной борьбе собаку Лапу, которая, по словам ее сценического хозяина, «не какая-то там беспородная, а больших денег стоит». И вообще добро всегда побеждает зло. Только надо ему помочь, чтобы это случилось быстрее.

— Мальчики, встаем, уступаем место девочкам, — обращается кондуктор импровизированного автобуса к пассажирам, в качестве которых на сцене побывали чуть ли не все юные зрители. Так они задачу по математике решали… Не просто наглядно, в действии. И в этом спектакле дети постоянно находились в движении: в зале, на сцене…

Нельзя не отметить, что благодаря фантазии и мастерству художника-постановщика обоих спектаклей Лейлы Набиевой, профессионализму костюмерного цеха, куклы стали полноправными участниками спектакля. Они словно слились с актерами, стали их продолжением. И, как оказалось, обыкновенный чемодан многофункционален чрезвычайно, из него можно построить что угодно, вплоть до автобуса.

Расходились после спектакля зрители неохотно. Ребята из второго «Б» класса СШ №2 г. Щучинска на сцене фотографировались вместе с актерами. «Это стало нашей традицией, — говорит их классный руководитель Карлыгаш Молдыбаева. — Мы приезжаем на все премьеры, дети счастливы».

«Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»

«Мы комбинировали, комбинировали и выкомбинировали» — такая скороговорка с легкой руки главного режиссера Ольги Луцивы родилась в театре после премьеры «Великого комбинатора».

Думаю, что почитатели таланта авторов «Золотого теленка», по мотивам которого спектакль создан, шли в театр с некоторым опасением: сумеют ли наши земляки передать весь богатейший сатирический колорит бессмертного романа? Услышим ли мы ставшие крылатыми «Грузите апельсины бочками», «Графиня изменившимся лицом бежит к пруду…», «Пилите, Шура, пилите»..? И еще. После шедевра Михаила Швейцера — фильма «Золотой теленок», снятого еще в 1968 году, казалось, что Сергей Юрский — это и есть Остап Бендер, иным он быть просто не может и не должен. Равно как Шура Балаганов намертво слился с образом молодого Леонида Куравлева. А Зиновий Гердт сыграл такого Паниковского!

Спешу успокоить почитателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Образы, созданные актерами театра, к ставшим классическим, близки, но без подражательства и слепого копирования. Любимые фразы, без которых роман немыслим, мы со сцены услышали. Сатирический накал не просто сохранен, а, показалось, даже усилен, благодаря динамичности   постановки.   «Танцуют все», — это о каждом из актеров, игравших в «Великом комбинаторе». И делают это под руководством балетмейстера Дениса Юкало так, что характер героя во многом ясен и без слов. А костюмы! Эти шляпки, блузы, штаны и футболки в полоску… Ну, НЭП сплошной, да и только.

Уважаемые актеры, радующие нас своим талантом не один год, мы вас любим, ценим! Но позвольте на сей раз сказать: «Браво всем! Но особенно Александру Баеву!». И директору театра Бейбиту Бахтыгерееву, «заманившему» к нам выпускника Екатеринбургского театрального института. Кажется, что молодой актер для роли Шуры Балаганова просто родился! Самые что ни на есть настоящие слезы простодушного мошенника над умершим Паниковским — не просто умиляют, потрясают! С нетерпением ждем его участия в новых постановках, верим, что «заложником одной роли» он не станет.

Стилистику спектакля не раз повторяемое в нем слово «коррупция» (в романе, его, конечно, нет) не нарушило. Видимо, потому, что хотя этого термина в 30-х годах прошлого века в словарном обороте в СССР не было, но сами «совращение, подкуп» (таков буквальный перевод этого термина) были и до того, и тогда, и, увы, никуда не исчезли ныне.

Знаменательно, что инициатором постановки был областной департамент по делам государственный службы и противодействию коррупции. Прецедент успешного сотрудничества государственной службы и служителей муз создан. Ждем продолжения.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также