Благословляя, возвышаем дух

Для реализации программы «Рухани жаңғыру», в рамках месячника поддержки пожилых людей и инвалидов в КГУ «Қоғамдық келісім» по инициативе областного совета ветеранов состоялся I областной смотр-конкурс «Батагөйлер сайысы».

О значимости смотра можно было судить по многочисленности аудитории. Это — почетные граждане, знатные люди края: аксакалы в добротных чапанах и головных уборах, бабушки в белых жаулыках, ветераны войны в Афганистане, представители общественности, культурных учреждений и СМИ. Верхние ряды заняли курсанты КТИ, воины части Национальной гвардии, студенты вузов и колледжей г. Кокшетау.

В состав судейской коллегии вошли профессор ЕНУ им. Л. Гумилева, доктор филологических наук Серик Негимов, акын, писатель-драматург Толеген Кажыбай, директор Кокшетауского высшего казпедколледжа им. Ж. Мусина, к.ф.н. Нуртас Ахат, доцент КГУ им. Ш. Уалиханова, к.ф.н. Сабит Жамбек и директор областного учебно-методического центра Каратай Тулекеев.

Приветствуя собравшихся, председатель совета ветеранов области Госман Толегул отметил, что конкурс по бата беру (благословению или напутствию в стихотворной форме) в регионе проводится впервые, в целях воспитания у молодежи уважения к обычаям и традициям народа, сохранения и развития непреходящих морально-нравственных ценностей, культурного наследия, имеющих глубокие исторические корни. Благословение в религиозном смысле возносится к Богу, воздается хвала за его неизреченную благость с пожеланием успеха, счастья, долголетия в адрес другого человека. Дающий бата, принимающий его и все свидетели обе руки держат раскрытыми на уровне сердца и по завершении пожеланий проводят ладонями по лицу. Сей ритуал один из самых древних и важных обычаев казахского народа. Одна из его пословиц гласит: «Жаңбырменен жер көгерер, батаменен ел көгерер. — Благодаря дождю земля зеленеет, благословением процветает страна».

Исследователь жизни и быта народов Сибири и Казахстана, российский фольклорист-этнограф В.Н. Васильев в конце XIX века писал: «Кто бывал в Великой степи, не мог не заметить, насколько большое значение люди, населяющие ее, придают бата — особому виду казахской поэзии. Благословляющий выражает гостеприимному хозяину шанырака идущие от сердца, искренние слова благодарности и добрые пожелания ему, его родным и близким. Обращение к Аллаху при этом произносится поэтически».

Не секрет, что ныне далеко не все наши старцы преуспевают в этом плане. Если одни допускают упрощение из-за отсутствия ораторского дара, то другие в погоне за красным словцом увлекаются до того, что попросту извращают саму суть бата. Поэтому при его воспроизведении недостаточно обладать внушительным голосом и приемами правил стихосложения, но и важно уделять должное внимание лаконичности, содержательности и поучительности речи. Помнить, кому и в связи с чем она адресована.

Участники конкурса — пожилые люди, выигравшие это право у себя в районах и городах, выходили на сцену и не без волнения, словно школьники, тянули экзаменационные билеты. Ведь по условиям состязания каждый готовился дать по три бата: две — выпавшие по жеребьевке и один — на свободную тему.

Как пояснил заместитель председателя совета ветеранов Амангельды Акынов, организаторы старались охватить большинство значимых событий в жизни человека: шілдақана (по случаю рождения ребенка), есім беру (присвоение имени), бесікке салу (укладывание в колыбель), тұсау кесер (первый шаг малыша), сүндет (обряд обрезания), атқа мінгізу (начало обучения искусству наездника), құда түсу (сватовство), сырға салу (одевание сережек), беташар (церемония открывания лица невесты), үйлену той (свадьба) и другие.

Конкурсанты оценивались по пятибалльной шкале. Первым на сцену вышел Марат Оразбаев из Аккольского района, который сумел достойно озвучить заготовленные тексты пожеланий путнику перед дальней дорогой, нареченному младенцу и многонациональному народу Казахстана.

Жаксынец Тлеген Макашев и есилец Манекей Боранбай свои бата начинали сурами из Корана. Бурными аплодисментами зал встречал самого старшего конкурсанта из Буландынского района — 89-летнего аксакала Ермека Каратаева и с почтением слушал алғыс-бата (благодарность) и қонаққа (гостю). По принципу «краткость — сестра таланта» действовал атбасарец Каден Какенов, пытаясь восполнить это исполнением песни.

И все же истинных ораторов было больше, о чем свидетельствуют и итоги конкурса. Гран-при и 100 тысяч тенге председатель областного совета ветеранов вручил сандыктауцу Жаксыбаю Ахметову. 50 тыс. тенге за I место — Мырзабеку Бурмаганову из района Биржан сал. II место и денежные вознаграждения по 30 тыс. тенге поделили житель Кокшетау Каирбек Амиржанов и степногорец Акын Кенбаев. III место — Толеген Абдин из Ерейментауского района, бурабаец Бельгибай Хасенов и зерендинец Марат Оспанов (20 тысяч тенге). Не остались без подарков и остальные 11 конкурсантов, получившие по 5 тыс. тенге и поощрительные призы.

В числе оказавших содействие в организации и проведении «Батагейлер сайысы» названы руководитель управления по развитию языков Марал Джакупова, ректор КГУ им. Ш. Уалиханова Марат Сабырбаев, директора КГУ «Қоғамдық келісім» Манат Исмагулов и СТК №1 Алпысбай Омаров, частный предприниматель Жумагул Жолтыков, руководители ТОО «Күміс-Көкше» Тимур Муратбеков и «Мирас-Жер» Нигмет Хасенов, председатель ОО «Қазақ тілі және мәдениеті» Мейрамбек Кийков.

Интересным было выступление председателя жюри, профессора Серика Негимова. Блестящий теоретик и историк казахской литературы Серик Ныгметоллаевич искренне радовался данному творческому начинанию земляков-акмолинцев. Назвал победителей и призеров I областного конкурса «крылатыми аксакалами». Критика была педагогически выверенной. Для него, как он подчеркнул, важно не только мастерство автора, но и сама личность, гражданская позиция, его дух. «Казахи всегда придерживались своих обычаев и традиций. И нет сомнения в том, что бата — благословение как средство воспитания молодежи будет передаваться из поколения в поколение», — заключил он.

Марат НУРСЕИТОВ.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также