САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Иманжусуп Кутпанулы, Захоронение карауыл Косагалы батыра

Иманжусуп Кутпанулы
(Аршалынский район)

Иманжусуп Кутпанов (1863-1931 гг.) — представитель целой династии участников народно — освободительного движения, поэт, композитор, певец, выдающийся сын казахского народа, внесший неоценимый вклад в историю страны. Его песни «Ерейментау», «Сарыарқа», «Қараөткел», «Сарыбел» широко известны казахскому народу. Родился в Акмолинской области, в Аршалынском районе, близ с. Жибек жолы.

Как активный участник народно — освободительного движения Иманжусуп Кутпанов был расстрелян в 1931 году, тело было захоронено в г. Таразе.

В 2013 году вся республика отметила 150-летие Иманжусупа Кутпанова. Церемонию организаторы разделили на две части: была проведена процедура переноса контейнера с землей с места захоронения Иманжусупа в г. Таразе на родовое кладбище Кутпановых, где похоронены его родители, братья, сестры, близкие.

Его внучкой Раушан Иманжусуп, за более чем четверть века найдены, систематизированы и введены в научный оборот совершенно неизвестные факты из биографии Иманжусупа, его творческое наследие (более 20 песен, считавшихся безвозвратно утерянными и забытыми), издано 30 книг, созданы документальные фильмы, организовано 50 международных научно-практических конференций, более 150 вечеров памяти, семинаров и круглых столов. Одним из направлений научно-исследовательского проекта «Шокан жолдары» является Иманжусуповедение.

В 1865 году волостной Акмолинского уезда Ибрай Жаикпаев получает письмо от Кутпана Дайрабаева, проживающего в станице Песчаная Павлодарского уезда. В письме Кутпан просит выделить ему земли, как уроженцу Акмолинска, с целью переселения со всей своей семьей: женой Умит и четырьмя детьми — сыновьями Акшабаем, Шонаем, Иманжусупом и дочерью Батиш. Вскоре он поселился на отведенных ему землях в Кюйгенжаре. Кутпан был зажиточным человеком, рачительным хозяином, отличался богатырской силой. Известно, что в молодые годы он был храбрым воином в ополчении Кенесары. В округе его уважали за спокойный нрав, смекалку и мудрые решения. К младшему сыну Иманжусупу слава пришла рано. Кутпан гордился им: с малых лет Иманжусуп легко объезжал самых сноровистых скакунов, не знал страха, обладал необыкновенной силой, крутым и прямым характером. На тоях и увеселениях молодежь ходила за ним толпой, каждый хотел услышать его песни, зажигательные речи. Да и внешность у него была яркая и необычная: высокого роста, больше двух метров, зеленоглазый, светлоликий. В байге не было ему равных, его скакуны были известны далеко за пределами Акмолинска, а на кокпаре мало кто отваживался вступать с ним в единоборство.

Когда началось засилье карашекпенов, переселенцев из России в годы столыпинской реформы, Кутпановых оттеснили на берега Карасу, где семья и проживала до сороковых годов XX века. Умерших хоронили недалеко от зимовки, огородив рвом семейное кладбище. Ров сохранился до наших дней. На этом кладбище были похоронены родители, Кутпан и Умит, братья Иманжусупа — Акшабай и Шонай, их жены и дети. По свидетельству местных жителей, на место захоронения всегда приезжали паломники из ближних сел и других областей, родственники, школьники, студенты и представители интеллигенции: поэты, музыканты, певцы, композиторы, художники. Из уст в уста передавались легенды и предания, связанные с жизнью Иманжусупа, его подвигами во имя родной земли.

Иманжусуп был объявлен врагом народа и расстрелян 2 марта 1931 года в городе Таразе по обвинению в организации Моинкумского восстания. Реабилитирован в 1992 году. Сын Иманжусупа — Нурхан, чудом спасшийся и выросший после гибели отца в Наманганском детском доме, всю жизнь занимался поисками сведений о батыре. После его кончины исследованием жизни и деятельности прославленного сал и серэ, восстановлением его доброго имени, на котором выросло не одно поколение казахов, занялась я. В рамках проекта «Иманжусуповедение» реализованы десятки других по пропаганде жизни и творческого наследия репрессированных деятелей науки и культуры: опубликованы монографии и научно-популярные издания, защищена докторская диссертация на тему: «Культурно-исторический портрет Иманжусупа», проведены юбилейные торжества в пяти регионах Казахстана, возведены памятники и бюсты, имя Иманжусупа носят улицы и проспекты, Дворцы культуры и стадионы, школы в Астане, областных и районных центрах. В родовом селе Иманжусупа открыт культурно-образовательный центр «Иманжусуп», в котором ведется работа по созданию музейного комплекса. Пантеон семьи Кутпановых зарегистрирован как памятник культуры XIX века. Планируется открытие школ сал и серэ, камшыгерства и верховой езды.

В 2012 году с места расстрела Иманжусупа — кладбища на окраине Тараза, по инициативе внучки Иманжусупа, доктора философских наук, профессора ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусуп, был доставлен контейнер с землей. При содействии Аршалынского райакимата и при участии широкой общественности республики было произведено символическое захоронение, установлен памятный камень. В прошлом году пантеон был огорожен силами акимата села Жибек жолы. Сюда съезжаются из всей республики и зарубежья тысячи людей, чтобы поклониться праху народного батыра, увидеть землю, на которой он жил, которую воспел на века, услышать рассказы о его яркой и замечательной жизни — народного кумира и защитника интересов простых людей. Только в этом году этот замечательный памятник культуры XIX века, несмотря на бездорожье и распутицу, посетило несколько тысяч паломников и любителей народного искусства.

Источник:
доктор
философских наук, профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева,
Раушан ИМАНЖУСУП.

Захоронение карауыл Косагалы батыра
(Зерендинский район)

Косагалы батыр Толекулы (1740-1813 гг.) — уроженец Кокшетауского региона. Современник эпохи великого Абылая и сподвижник его сына — хана Средней Орды Уали. Знаменитый композитор Даулеткерей посвятил легендарному батыру свое инструментальное произведение — кюй «Косагалы», а в Акмолинской зоне до сих пор встречаются топонимы и гидронимы с названием «Қосағалы». Царское правительство, свидетельствуя о своем почтении батыру, через омских чиновников передает Косагалы подарок, украшенный золотыми нитями — тулуп «Алтын тон». Могила Косагалы батыра находится на сопке Азат в Зерендинском районе. К месту захоронения батыра приходят люди из разных регионов для почитания его подвигов. На сегодняшний день ведутся строительные работы по возведению мазара Косагалы батыра.

Косагалы батыр обладал богатырским телосложением, унаследовав от своих предков рост 276 см. Подтверждением тому является его захоронение длиной в четыре метра. Что интересно, надпись на надгробной плите сделана на трех языках: казахском, арабским шрифтом и кириллицей на русском: «Богатырь Қосағалы Толеков». «Руы Жақсылық Карауыл».

Косагалы батыр жил вдоль озера Шагалалы в селах Жалғыз қарағай, Қырдағы ауыл, Былқылдақ, Талдағы ауыл, Өзен қарағай. В советский период все аулы по разным причинам распались. Осталась только станция «Азат».

Косагалы батыр, сын Баянулы Байтелека, из рода Аргын, распространившегося от Жақсылық Карауыл. В книге истории известного журналиста и писателя Тортая Садуакасова «Ел мен жер», которая вышла в 2004 году, говорится: младше Карауыла от дедушки Мешек — Есембай — Алимбет — Жақсылық — Баян — Толек — Қосағалы — Байбол — Күлес — Жәулә — Есқақ — Кабдолла. Отец батыра Толек был очень богатым человеком, имел девять тысяч лошадей. В 1723-1730 гг. во время «Ақтабан шұбырынды» помогал своим бедным соотечественникам, которые смогли добраться, дав им землю и скот. За такой мужественный поступок жители его называли Баянулы бай Толек.

Родиной Косагалы является место вдоль реки Косагалы бывшего Рузаевского района. Этот факт указан на карте землепользования в 1910 году в Санкт-Петербурге, которая была изготовлена на картографическом заводе Э. X. Брандта. Даже аулы Жалыбай, Жалаңауыз, Шалауыл, Құйрық, находящиеся вблизи аула Косагалы, были описаны в этой картографии. Позднее кочевники Қосағалы направились к родине предков, вдоль реки Шагалалы. Предки Косагалы имеют свое культовое наследие: авторитет, силу, хорошее телосложение — об этом свидетельствуют традиции и обычаи героев, специально обученные тулпары, которых называют «Қарабедеу».

Когда началось массовое переселение людей из России на казахские земли, согласно устным легендам, Косагалы батыр был против этого, он собрал батыров и разогнал всех разбойных калмыков из Элисты. В Тюменской, Челябинской областях путь Косагалы батыра пролегал мимо озер Верхние и Малые Косагалы, Большие Косагалы. Рядом с г. Кыштымом есть минеральный источник, который до сих пор сохранил свою значимость.

Косагалы был уважаем татарскими богачами и омскими чиновниками, с ним они считались и советовались… И в знак высокой чести Омский губернатор подарил ему «золотую» шубу из соболя, которая до сих пор хранится у его потомка.

Дакен БУКАНОВ, краевед.

Читайте также