САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Культовые комплексы Биржана сал и Балуана Шолака, Мазары Алыптомар и Ак Едиль ходжи

Культовые комплексы Биржана сал и Балуана Шолака
(район Биржан сал, Буландынский район)

Архитектурно-мемориальный комплекс в честь казахского акына и композитора Биржана сал открыт 14 сентября 2012 года в городе Степняке Акмолинской области, являющейся родиной великого акына. Именно здесь появилось это грандиозное сооружение, став сразу же главной местной достопримечательностью.

Биржан сал - уникальный поэт, певец и композитор, гениальные произведения которого прославили родную Сары Арку. В XIX веке не было в Великой степи равных ему талантом. Каждое его произведение можно назвать настоящим музыкальным шедевром.

Уже в раннем возрасте Биржан сал Кожагулулы (1834-1897гг.) прославился как певец, обладающий выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирующий себе на домбре. Знаменитые песни акына исполняли все известные певцы Казахстана. Будучи глашатаем народа, Биржан сал в своих песнях также обличал произвол степных правителей, таких, как волостные Жанбота и Азнабай (по чьему приказу у Биржана сал во время визита в Степь генерал-губернатора Александра Дюгамеля в 1865 году сломали домбру за неподчинение). Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью.

До наших дней сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Биржан», «Адасқақ», «Кокшетау», «Жанбота», «Ляйлим шырак» и многие другие.

Биржан сал был также непревзойденным мастером айтыса. Его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, которое состоялось в 1871 году в Семиречье, стало классикой жанра. В 1946 году композитор Мукан Тулебаев на основе этого айтыса написал оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни Биржана.

Мемориальный комплекс представляет собой архитектурную композицию, установленную на самой высокой точке города. Примечательно, что весь этот комплекс был построен на благотворительные средства, собранные местными жителями, земляками великого музыканта. Возведение мемориала стало делом общенародным: кто-то вносил денежные средства, кто-то оказывал помощь в строительстве комплекса местной фирме - ТОО «Касиет-мастер».

Центральную часть архитектурно - мемориального комплекса занимает скульптура композитора высотой шесть метров, представляющей собой фигуру великого акына, стоящую на высоком постаменте. В его руках домбра, взгляд устремлен вдаль, он как будто исполняет одно из своих бессмертных произведений.

Вокруг постамента разбит небольшой сквер, установлена уютная беседка, выложенные брусчаткой дорожки, газоны, декоративные фонари и фонтан. Автором композиции стал кокшетауский скульптур Мунарбек Бурмаганов.

Увековечение памяти великого Биржана сал происходит по всему Казахстану. Так, в городе Кокшетау в 1991 году ему открыт памятник, а в 2009 году «Казахфильм» снял художественную ленту «Биржан сал» (режиссер и исполнитель главной роли Досхан Жолжаксынов). Это фильм о выборе между гордостью и смирением, чувством достоинства и унижением, честью и бесчестьем. Еще это пронзительная история последней любви и одиночества. Съемки этого фильма проходили именно здесь, в Акмолинской области, на родине Биржана сал.

Нурмагамбет Баймурзаулы (1864-1919 гг.) - известный акын, народный композитор, певец, виртуозный наездники прославленный батыр-палуан, прозванный в народе Балуаном Шолаком. С представителями талантливой молодежи выступал в аулах и городах, демонстрируя ансамблевую игру на народных музыкальных инструментах, исполнительское мастерство.

Является наследником, пропагандистом и продолжателем песенно-поэтических традиций Биржана сал и Акана серэ. Славу Балуану Шолаку принесли песенные циклы «Ғалия», «Сентябрь». Сохранились также сведения о том, что Балуан Шолак, будучи знаменитой личностью, в 1918 году участвовал в работе Кокшетауского уездного совдепа. (Ныне здание Акмолинского областного историко-краеведческого музея - памятник архитектуры начала XX века города Кокшетау).

Идея установки мемориальной стелы на могиле Балуана Шолака в Буландынском районе принята в в 2004 году, в период празднования 140-летия со дня рождения. За основу композиции принят существующий холм высотой два метра, возведенный на месте захоронения в форме восьмигранника. Каждая из граней символизирует одну из сторон его жизни. На верхней площадке холма на гранитном подиуме установлена стела высотой 16,7м, символизирующая основные его жизненные увлечения. Гранитная скульптура высотой 3,1 м символически отражает силу и мощь батыра. На степе изображен силуэт батыра, домбра певца и композитора, родовой знак солнца с копьем воина-защитника.

Ермек КАРАТАЕВ, краевед.

Мазары Алыптомар и Ак Едиль ходжи
(Коргалжынский район)

Мазар Алыптомар (XIX в.) расположен недалеко от аула Абай в Коргалжынском районе Акмолинской области. Он построен из сырцового кирпича с характерным для данного региона наполнением формовочного теста дресвой, конским волосом, шерстью, корнями растений.

Размеры кирпича 35x22x10 см и 30x28x10 см. В качестве декоративного решения применено чередование рядов кирпичной кладки темного и светлого тонов в виде поясов по всему цилиндрическому объему мазара. Культовая архитектура является историческим сокровищем для Казахстана.

Уникальным памятником культовой архитектуры XIX века является мазар Ак Едиль ходжи. По плану и силуэту это круглое полусферическое сооружение напоминает собой традиционное жилище казахов - юрту. В мазаре также, как и в юрте, соблюдена максимальная замкнутость объема.

Малогабаритный портал имеет форму неакцентированного квадрата, усеченного кверху. Горизонтальные пояса ложковой, тычковой кладки мазара выложены в так называемую «елочку», подчеркивая круглую форму сооружения, органично вписывающегося в просторы бескрайней Степи. Ак Едиль был миссионером, который распространял ислам на территории Казахстана. Мазар расположен близ аула Жумай в Коргалжынском районе Акмолинской области.

Боранбай БАЙМУКАНОВ, краевед.

GD Star Rating
a WordPress rating system
GD Star Rating
a WordPress rating system
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Культовые комплексы Биржана сал и Балуана Шолака, Мазары Алыптомар и Ак Едиль ходжи, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Другие статьи по этой теме

К 103-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАЛИКА ГАБДУЛЛИНА: Гордость за с... ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ Гордость за сына Великой степи Фонд музея Малика Габдуллина пополнился еще одним ценным экспонатом - экземпляром книги-альбома «Ма...
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ: На языке, нас объединяющем, Справи... На языке, нас объединяющем Вчера в стране состоялась первая республиканская акция, направленная на популяризацию и широкое распространение алфавита...
«Современная казахстанская культура в глобальном мире»... Произведения современных казахстанских поэтов, писателей и художников были представлены британской публике в Лондоне на одном из мероприятий Форума «С...
Невидимые нити радости Театральное искусство - особый вид человеческих увлечений и творчества, существующий с древности. Посредством перевоплощений на сцене народ во все век...
Из Жаксы в Жанадалы — с любовью... Бывший Жанадалинский район после упразднения Тургайской области сохранился в статусах нескольких сельских округов в составе Жаркаинского района Акмоли...