ОБРАЗОВАНИЕ: Меняя мир к лучшему, Инновации для малокомплектных школ, Тепло, отданное детям, Трехсменные школы скоро исчезнут?, Доверительное управление: плюсы очевидны

Меняя мир к лучшему

Мы, педагоги-внешкольники, слушая нынешнее Послание Президента, обратили особое внимание на его слова о важности усиления воспитательного компонента процесса обучения, что все уровни системы образования должны отвечать современным реалиям и потребностям экономики.

Наша развивающаяся республика, все более уверенно заявляющая о себе на международном уровне, не может оставаться в стороне от влияния основных мировых тенденций. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Наш областной учебно-методический центр по работе с творчески одаренными детьми является, на мой взгляд, важной составной частью большого воспитательного процесса: он не только занимается разработкой методической составляющей внешкольной работы, но и непосредственно занимается с детьми полезной деятельностью, воспитывая в них чувство прекрасного, развивая творчество и общую культуру, необходимую современному казахстанцу.   В связи с этим мы, выполняя заказ общества, должны в стенах центра подготовить внешкольника с набором таких качеств, как креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высоким уровнем национальной грамотности, устойчивой мотивацией к познавательной деятельности.

Еркин ОРАЗОВ,
директор областного учебно-методического центра по работе с творчески одаренными детьми.

Инновации для малокомплектных школ

Новые потребности и современные возможности малокомплектных школ, а также организацию учебного процесса в них обсуждали недавно педагоги региона на областной научно-практической конференции, проведенной филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области».

В конференции приняли участие заместитель руководителя обл у правления образования Ботакоз Дюсенова, и.о. директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Айслу Акишева, представители НАО им. И.Алтынсарина, районных и городских отделов образования, филиала Центра педагогического мастерства, преподаватели вузов, колледжей и самих малокомплектных школ. В качестве почетного гостя конференцию посетил секретарь Кокшетауского городского маслихата Еркин Исимбаев.

Педагоги обменялись опытом практической деятельности в организации образовательного процесса в малокомплектных школах в условиях обновленного содержания образования, презентовали авторские идеи и технологии. Затронуты были самые главные сферы жизнедеятельности школьного сообщества: совершенствование качества образовательного процесса, особенности воспитательной работы в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», применение инновационных и SMART-технологий, а также развитие профессиональных компетенций педагогов в малокомплектных школах.

В ходе выставки была организована галерея педагогических идей «МКШ: опыт и новые возможности» по различным направлениям. Наибольшее внимание аудитории привлекли «Информационные технологии и робототехника в МКШ», «Организация исследовательской деятельности в условиях обновления содержания образования», «Система работы по повышению эффективности образовательного процесса в МКШ», а также «Традиции и новаторство в образовательном процессе малокомплектных школ».

По итогам работы конференции все ее участники получили сертификаты, а наиболее активные педагоги были награждены грамотами.

По информации, предоставленной филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области».

Тепло, отданное детям

Наш детский сад «Ер-Тостик» открылся в 2012 году и стал большим подарком для жителей села Балкашино. Садик оборудован всем необходимым для малышей: у нас просторные светлые группы, красиво оформленные игровые комнаты, много развивающих игрушек. Кроме основной программы занятий, ребята с удовольствием посещают вокальную студию «Домисолька», кружки изобразительного искусства, а также театральный и танцевальный. И, конечно, наши педагоги делают все возможное, чтобы малышам в детском саду было уютно, комфортно и интересно.

Коллектив у нас молодой, креативный: в детсаду работают 20 педагогов и технический персонал — всего 41 человек, и каждый вносит свою лепту в развитие нашей организации. В прошлом году мы заняли третье место областного конкурса «Лучший интернет-ресурс организации образования». А буквально на днях коллектив стал призером районного конкурса лучших первичных партийных организаций. Немало достижений и у наших воспитанников — малыши становились победителями международного конкурса «Пони», республиканского конкурса «Рисуем ладошками» в Астане. В этом году воспитатель Алла Рыжак была награждена благодарственным письмом акима района, Асия Кулахметова — почетной грамотой отдела образования.

Особого внимания в праздник заслуживают ветераны педагогического труда. В нашем детском саду трудились Лилия Петровна Жаднова — первая заведующая садом, Наталья Владимировна Шолько, Бахыт Мушановна Сейтжанова. Дети и коллектив с теплотой вспоминают дни, проведенные вместе с ними. Сколько любви и заботы отдали они малышам!

День учителя празднуют родители и дети, вчерашние и сегодняшние школьники, студенты и кандидаты наук. Это праздник всех поколений, благодарных за полученные знания и умения, за воспитание. Ведь воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, побуждают к добрым поступкам, служат опорой в трудную минуту.

Дорогие педагоги, в ваш профессиональный праздник благодарим вас за труд, преданность делу, любовь, которую вы каждый день дарите детям. Желаем счастья, здоровья, неиссякаемого оптимизма и благополучия!

Айгерим ТАСТАНОВА,
заведующая детским садом «Ер-Тостик».
Сандыктауский район.

ОСТРЫЙ ВОПРОС

Трехсменные школы скоро исчезнут?

«В целях повышения доступности образования поручаю Правительству предусмотреть в республиканском бюджете на 2019-2021 годы дополнительно 50 миллиардов тенге для регионов, испытывающих наибольший дефицит ученических мест и проблемы с трехсменными и аварийными школами».

Из Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Вопрос о том, удобно ли детям учиться в три смены, скорее риторический. В отличие от другого: как решить эту проблему в отдельно взятом регионе. В Акмолинской области новый учебный год переполненными встретили 12 школ. На начало 2016-2017 учебного года таких в регионе было всего пять. Получается, что, несмотря на строительство новых учебных заведений, количество трехсменных школ растет…

Корень зла

Главная причина нехватки ученических мест, как подтверждают отчеты руководителей от образования, — это, конечно, миграционные процессы. Об этом говорит и территориальное расположение проблемных школ — в основном они находятся в городе Кокшетау и в Целиноградском районе. И если в областном центре вопрос трехсменки решить легче — с помощью строительства пристроек к существующим школам, перераспределения детей и т.д., то в пристоличном регионе для разрешения ситуации нужны, кажется, кардинальные меры.

По данным облуправления образования, к примеру, в селе Коянды в средней школе проектной мощностью 900 ученических мест в прошлом году училось 2445 детей. В основной школе села Кажымукан, рассчитанной на 67 учеников — 392 ребенка. Сложное положение и в селе Косшы. В СШ №1 им. Р. Кошкарбаева вместо 436 детей учатся 1338, а в новой СШ №2 2013 года постройки, рассчитанной на 1200 мест, — уже 2900 детей. Более чем в два раза проектную мощность школ превышает число учеников и в селах Шубары и Семеновка. Радостной новостью стала для жителей района информация об открытии новой школы в селе Каражар, облетевшая все СМИ и соцсети. Однако и здесь, как оказалось, проблема переполненности не решена. Красивое здание, расположенное на окраине села, строилось в расчете на 120 ученических мест. Однако первого сентября, когда новая школа открылась, оказалось, что учеников здесь уже более трехсот…

Есть комплексный план

— После того, как в 2010 году наш район посетил Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, был разработан комплексный план развития пристоличного региона, — рассказывает руководитель отдела образования Целиноградского района Канат Ахметов. — В школе села Каражар на тот момент обучалось всего 30 детей. Проект нового здания, рассчитанного на 120 учеников, разработали в 2012 году с учетом большого количества участков под ИЖС в этом населенном пункте. Тогда, я помню, приходилось очень долго доказывать в различных инстанциях, зачем маленькому селу такая большая школа. Мы убеждали, что через пять лет, когда вырастут темпы строительства жилья, здесь как раз будет примерно 120-150 детей школьного возраста. Прошлый учебный год там окончили 135 детей. А первого сентября пришли в школу уже 308…

Впрочем, как рассказал Канат Ахметов, количество детей школьного возраста увеличивается каждый год не только в Каража-ре. В последние несколько лет школы района каждый учебный год принимают в среднем на 2000 детей больше. 1 сентября 2018 это число составило 21393 школьника, тогда как в прошлом учебном году было 19374. И прирост населения, как правило, наблюдается в одних и тех же селах — наиболее близких к Астане. В средней школе чуть более удаленного села Маншук, например, наоборот — большие школьные площади, много незанятых ученических мест и стабильное уже который год количество детей.

Прогноз — не панацея?

В том, что в проблеме трехсменных школ виновата миграция, сомневаться не приходится. Остается ответить еще на один извечный вопрос: что делать? И здесь однозначного мнения пока нет. Необходимы прогнозы, сколько прибудет человек в регион через год, два или пять лет. Иначе и те учебные заведения, что будут построены в ближайшие годы, тоже рискуют оказаться переполненными…

— У нас есть программа развития района, — объясняет Канат Ахметов. — По ней строительство школ и детских садов запланировано практически во всех населенных пунктах. По генплану в селе Косшы, например, должно быть три школы, в Коянды также. Конечно, мы хотели бы строить больше, но ведь бюджет страны не бездонный. Да и делать предположения в нашем районе сложно: миграция — не всегда предсказуемый процесс. В Коянды, например, в 2005 году было всего 70 детей, которые учились в начальной школе, расположенной в приспособленном здании. А сегодня в этом селе уже 3000 школьников. Когда в Тайтобе в 2015 году открывалась школа, в ней учились 320 детей, а сегодня уже 550. Когда есть такая возможность, мы, конечно, планируем с запасом, отстаиваем свою правоту в различных инстанциях. И достаточно часто наши прогнозы все-таки оказываются верными. Взять, к примеру, 96-й разъезд. В 2005 году этого населенного пункта, можно сказать, не существовало: стояло лишь несколько домов в степи, несколько участков было выкуплено под строительство. Тогда мы просчитали, что здесь нужно будет построить детский сад и школу на 300 мест. Это казалось нереальным, но сейчас там есть детский сад, работает именно такая школа, обучаются в ней 330 детей…

Чтобы хватило на всех

Стабильно растущая численность населения, в том числе и школьного, рождает и другие проблемы. К примеру, с закупкой учебников. Как говорит Канат Ахметов, на эти цели району выделяются государством огромные деньги. В этом году, к примеру, сумма составила 255 миллионов тенге. Заявляя количество учебников, в прошлом году заложили приблизительное количество «новеньких» — 10-15%. Как говорит Канат Ахметов, эту сумму тоже пришлось защищать, так как заказывали, по сути, лишние учебники для несуществующих пока что учеников. Однако в начале года оказалось, что книг все-таки не хватает: пришлось подключать старые запасы, просить излишки у соседних районов.

Конечно, и эта проблема, и та, что касается ученических мест, без внимания руководства области не остаются. К примеру, по данным облуправления образования, уже разработана проектно-сметная документация на строительство школы на 1200 мест в селе Коянды на общую сумму 2618,9 млн тенге. В этом году из республиканского бюджета уже выделено 369,7 млн тенге, так что вопрос трехсменки планируется разрешить в 2019 году. В то же время планируется ввести в эксплуатацию школу на 300 мест в селе Кажымукан, ее строительство уже начато. Ведется работа по подготовке строительства школ в селах Семеновка и Шубары. Еще один проект — на строительство школы на 1200 мест в селе Косшы — находится на госэкспертизе, если средства из республиканского бюджета будут выделены, решить проблему трехсменки здесь также планируется в 2019 году. Кстати, в Косшы, где проблема стоит наиболее остро, для снятия напряженности районный отдел образования дополнительно арендует здание на 300 мест, в котором располагается начальная школа СШ №1. Еще одну школу на 200 мест в этом селе строит частный предприниматель в рамках программы «Туған жер». Конечно, все эти проекты потребуют огромных затрат из республиканского и областного бюджетов, но это лишь доказывает вовлеченность руководителей всех уровней в решение проблем пристоличного района.

«Трехсменка» будет ликвидирована

Корреспонденты «АП», побывав в новой школе села Каражар, убедились: построена она на совесть: светлая, просторная, аккуратная. В коридорах на переменке, как и положено, бегают малыши, что-то обсуждая, идут на уроки старшеклассники. Конечно, для них открытие этой школы стало большим праздником. Ведь раньше в Каражаре была только «началка», а ребятам постарше приходилось каждый день ездить в Караоткель.

Ляйля Бекмуханова — учитель начальной школы с 25-летним стажем — рассказывает, что в 90-х годах, когда в селе открылась начальная школа, она тоже была новой, и мощности ее для маленького населенного пункта вполне хватало. Ляйля Амантаевна вспоминает, что тогда в четырех классах «началки» обучалось всего 20-25 детей. А в этом году в начальном звене — уже 165 ребят. Так что новому зданию и заботе руководства области о селе здесь, конечно, очень рады.

— Мы долго ждали этого праздника, — делится заместитель директора Каражарской школы по учебной части Майра Кабдуллина. — Школа вызвала восторг у детей, родителей, учителей. То, что она была построена, лишний раз доказывает: наши проблемные вопросы на контроле у руководства района и области, а значит, будут решаться…

Эту мысль подтверждает и утверждение заместителя руководителя областного управления образования Валерия Гамазова, высказанное им на прошедшем совещании партийного куратора по направлению «Образование» в АОФ партии «Нұр Отан»: «Полная ликвидация трехсменного обучения в школах региона планируется к 2020 году». Теперь, когда в своем Послании народу Казахстана Президент дал поручение выделить для решения этой проблемы дополнительные средства, есть уверенность, что так и будет.

Владислава КОКОРИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Доверительное управление: плюсы очевидны

«Наш детский сад объединяют с другим, частным садиком. Помогите разобраться, что будет дальше!» — с такой просьбой обратилась в редакцию «АП» молодая мама по имени Анастасия из села Красный Яр.

Обеспокоены ситуацией с дошкольными учреждениями и другие родители — ходили слухи, что грядут сокращения персонала и прочие неприятности… Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились за разъяснением в отдел образования г. Кокшетау.

Как следует из официального ответа учреждения, шесть дошкольных организаций города Кокшетау в этом году переданы в доверительное управление частным фирмам в рамках государственно-частного партнерства. Среди них — детские сады №9 «Қарлығаш», №15 «Әсел», №35 «Болашақ», №36 «Аққу», №37 «Өркен» и №13 с. Красный Яр «Амина». В прошлом году в доверительное управление также был передан красноярский детсад «Мансур». По информации отдела образования, передача состоялась в соответствии с конкурсными процедурами, проведенными областным акиматом, по их итогам заключены трехсторонние договоры между частным предпринимателем, а также областным управлением и городским отделом образования.

Согласно условиям этих договоров, дошкольные организации остаются собственностью государства, а передача осуществлена в целях их модернизации. Частный партнер, принимая в доверительное управление организацию, обязуется провести модернизацию объекта, то есть сделать ремонт, укомплектовать необходимым оборудованием и эксплуатировать в дальнейшем, получая госзаказ. При этом он обязан согласовывать с отделом образования кадровые вопросы, штатное расписание, обеспечить сохранность рабочих мест. Государственный партнер, то есть отдел образования, размещая в организации государственный и образовательный заказ, имеет право проводить проверки и расторгать договор в одностороннем порядке в случае невыполнения обязательств.

В селе Красный Яр в доверительное управление переданы два сада — «Мансур» и «Амина», доверительным управляющим обоих стало ТОО «Бэйби Бум». Видимо, отсюда и родились слухи об объединении дошкольных организаций. По информации отдела образования, которую подтвердили и сами родители малышей, все работники детсада «Амина» находятся на своих рабочих местах.

Разговоры о том, что у детей изменится рацион питания или будет проводиться меньше занятий, тоже оказались необоснованными — детсад продолжает работать по государственному образовательному заказу. По словам сотрудников, в их работе после передачи организации частному инвестору ничего не изменилось.

— Видимо, опасения у людей возникли из-за недостаточной информированности о том, что такое доверительное управление, — делится мнением заместитель руководителя облуправления образования Валерий Гамазов. — Этот процесс был необходим для того, чтобы частные партнеры вложили средства в обновление наших детских садов. Недавно состоялось открытие детского сада «Аққу» в Кокшетау — там частный инвестор сделал прекрасный ремонт, восстановлен бассейн, который до этого был на консервации, открыта соляная пещера для оздоровления малышей…

Не изменяется ли оплата за садик для родителей?

— Нет. Если детский сад получает государственный заказ, вопрос оплаты устанавливается акиматом. Все кадровые назначения также согласуются с отделом образования.

— В таком случае, не меняя оплату, вкладываясь в ремонт, какую выгоду получит частный партнер?

— Эти проекты долгосрочные, до 30 лет. Окупаемость, конечно, тоже будет длительной, достижимой при грамотной эксплуатации сада — энергосбережении, оптимизации управленческих затрат. Ктомуже, родителям могут быть предложены дополнительные услуги сверх образовательного стандарта за отдельную оплату — к примеру, кружки или секции для ребят.

По словам Валерия Гамазова, передача дошкольных организаций в частные руки должна принести свои плюсы и родителям малышей. Ведь если им что-то не понравится в работе воспитателей и организации в целом, они «проголосуют ногами», то есть попросту уйдут в другую организацию или другую группу. Поэтому частные партнеры, чтобы не потерять госзаказ, постараются организовать работу как следует.

Екатерина ОДИНЦОВА.
Фото из архива «АП».

Читайте также