ОБРАЗОВАНИЕ: Меняя мир к лучшему, Инновации для малокомплектных школ, Тепло, отданное детям, Трехсменные школы скоро исчезнут?, Доверительное управление: плюсы очевидны

Меняя мир к лучшему

Мы, педагоги-внешкольники, слушая нынешнее Послание Президента, обратили особое внимание на его слова о важности усиления воспитательного компонента процесса обучения, что все уровни системы образования должны отвечать современным реалиям и потребностям экономики.

Наша развивающаяся республика, все более уверенно заявляющая о себе на международном уровне, не может оставаться в стороне от влияния основных мировых тенденций. Одной из актуальных проблем нашего общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Наш областной учебно-методический центр по работе с творчески одаренными детьми является, на мой взгляд, важной составной частью большого воспитательного процесса: он не только занимается разработкой методической составляющей внешкольной работы, но и непосредственно занимается с детьми полезной деятельностью, воспитывая в них чувство прекрасного, развивая творчество и общую культуру, необходимую современному казахстанцу.   В связи с этим мы, выполняя заказ общества, должны в стенах центра подготовить внешкольника с набором таких качеств, как креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высоким уровнем национальной грамотности, устойчивой мотивацией к познавательной деятельности.

Еркин ОРАЗОВ,
директор областного учебно-методического центра по работе с творчески одаренными детьми.

Инновации для малокомплектных школ

Новые потребности и современные возможности малокомплектных школ, а также организацию учебного процесса в них обсуждали недавно педагоги региона на областной научно-практической конференции, проведенной филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области».

В конференции приняли участие заместитель руководителя обл у правления образования Ботакоз Дюсенова, и.о. директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Айслу Акишева, представители НАО им. И.Алтынсарина, районных и городских отделов образования, филиала Центра педагогического мастерства, преподаватели вузов, колледжей и самих малокомплектных школ. В качестве почетного гостя конференцию посетил секретарь Кокшетауского городского маслихата Еркин Исимбаев.

Педагоги обменялись опытом практической деятельности в организации образовательного процесса в малокомплектных школах в условиях обновленного содержания образования, презентовали авторские идеи и технологии. Затронуты были самые главные сферы жизнедеятельности школьного сообщества: совершенствование качества образовательного процесса, особенности воспитательной работы в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», применение инновационных и SMART-технологий, а также развитие профессиональных компетенций педагогов в малокомплектных школах.

В ходе выставки была организована галерея педагогических идей «МКШ: опыт и новые возможности» по различным направлениям. Наибольшее внимание аудитории привлекли «Информационные технологии и робототехника в МКШ», «Организация исследовательской деятельности в условиях обновления содержания образования», «Система работы по повышению эффективности образовательного процесса в МКШ», а также «Традиции и новаторство в образовательном процессе малокомплектных школ».

По итогам работы конференции все ее участники получили сертификаты, а наиболее активные педагоги были награждены грамотами.

По информации, предоставленной филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области».

Тепло, отданное детям

Наш детский сад «Ер-Тостик» открылся в 2012 году и стал большим подарком для жителей села Балкашино. Садик оборудован всем необходимым для малышей: у нас просторные светлые группы, красиво оформленные игровые комнаты, много развивающих игрушек. Кроме основной программы занятий, ребята с удовольствием посещают вокальную студию «Домисолька», кружки изобразительного искусства, а также театральный и танцевальный. И, конечно, наши педагоги делают все возможное, чтобы малышам в детском саду было уютно, комфортно и интересно.

Коллектив у нас молодой, креативный: в детсаду работают 20 педагогов и технический персонал — всего 41 человек, и каждый вносит свою лепту в развитие нашей организации. В прошлом году мы заняли третье место областного конкурса «Лучший интернет-ресурс организации образования». А буквально на днях коллектив стал призером районного конкурса лучших первичных партийных организаций. Немало достижений и у наших воспитанников — малыши становились победителями международного конкурса «Пони», республиканского конкурса «Рисуем ладошками» в Астане. В этом году воспитатель Алла Рыжак была награждена благодарственным письмом акима района, Асия Кулахметова — почетной грамотой отдела образования.

Особого внимания в праздник заслуживают ветераны педагогического труда. В нашем детском саду трудились Лилия Петровна Жаднова — первая заведующая садом, Наталья Владимировна Шолько, Бахыт Мушановна Сейтжанова. Дети и коллектив с теплотой вспоминают дни, проведенные вместе с ними. Сколько любви и заботы отдали они малышам!

День учителя празднуют родители и дети, вчерашние и сегодняшние школьники, студенты и кандидаты наук. Это праздник всех поколений, благодарных за полученные знания и умения, за воспитание. Ведь воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, побуждают к добрым поступкам, служат опорой в трудную минуту.

Дорогие педагоги, в ваш профессиональный праздник благодарим вас за труд, преданность делу, любовь, которую вы каждый день дарите детям. Желаем счастья, здоровья, неиссякаемого оптимизма и благополучия!

Айгерим ТАСТАНОВА,
заведующая детским садом «Ер-Тостик».
Сандыктауский район.

ОСТРЫЙ ВОПРОС

Трехсменные школы скоро исчезнут?

«В целях повышения доступности образования поручаю Правительству предусмотреть в республиканском бюджете на 2019-2021 годы дополнительно 50 миллиардов тенге для регионов, испытывающих наибольший дефицит ученических мест и проблемы с трехсменными и аварийными школами».

Из Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Вопрос о том, удобно ли детям учиться в три смены, скорее риторический. В отличие от другого: как решить эту проблему в отдельно взятом регионе. В Акмолинской области новый учебный год переполненными встретили 12 школ. На начало 2016-2017 учебного года таких в регионе было всего пять. Получается, что, несмотря на строительство новых учебных заведений, количество трехсменных школ растет…

Корень зла

Главная причина нехватки ученических мест, как подтверждают отчеты руководителей от образования, — это, конечно, миграционные процессы. Об этом говорит и территориальное расположение проблемных школ — в основном они находятся в городе Кокшетау и в Целиноградском районе. И если в областном центре вопрос трехсменки решить легче — с помощью строительства пристроек к существующим школам, перераспределения детей и т.д., то в пристоличном регионе для разрешения ситуации нужны, кажется, кардинальные меры.

По данным облуправления образования, к примеру, в селе Коянды в средней школе проектной мощностью 900 ученических мест в прошлом году училось 2445 детей. В основной школе села Кажымукан, рассчитанной на 67 учеников — 392 ребенка. Сложное положение и в селе Косшы. В СШ №1 им. Р. Кошкарбаева вместо 436 детей учатся 1338, а в новой СШ №2 2013 года постройки, рассчитанной на 1200 мест, — уже 2900 детей. Более чем в два раза проектную мощность школ превышает число учеников и в селах Шубары и Семеновка. Радостной новостью стала для жителей района информация об открытии новой школы в селе Каражар, облетевшая все СМИ и соцсети. Однако и здесь, как оказалось, проблема переполненности не решена. Красивое здание, расположенное на окраине села, строилось в расчете на 120 ученических мест. Однако первого сентября, когда новая школа открылась, оказалось, что учеников здесь уже более трехсот…

Есть комплексный план

— После того, как в 2010 году наш район посетил Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, был разработан комплексный план развития пристоличного региона, — рассказывает руководитель отдела образования Целиноградского района Канат Ахметов. — В школе села Каражар на тот момент обучалось всего 30 детей. Проект нового здания, рассчитанного на 120 учеников, разработали в 2012 году с учетом большого количества участков под ИЖС в этом населенном пункте. Тогда, я помню, приходилось очень долго доказывать в различных инстанциях, зачем маленькому селу такая большая школа. Мы убеждали, что через пять лет, когда вырастут темпы строительства жилья, здесь как раз будет примерно 120-150 детей школьного возраста. Прошлый учебный год там окончили 135 детей. А первого сентября пришли в школу уже 308…

Впрочем, как рассказал Канат Ахметов, количество детей школьного возраста увеличивается каждый год не только в Каража-ре. В последние несколько лет школы района каждый учебный год принимают в среднем на 2000 детей больше. 1 сентября 2018 это число составило 21393 школьника, тогда как в прошлом учебном году было 19374. И прирост населения, как правило, наблюдается в одних и тех же селах — наиболее близких к Астане. В средней школе чуть более удаленного села Маншук, например, наоборот — большие школьные площади, много незанятых ученических мест и стабильное уже который год количество детей.

Прогноз — не панацея?

В том, что в проблеме трехсменных школ виновата миграция, сомневаться не приходится. Остается ответить еще на один извечный вопрос: что делать? И здесь однозначного мнения пока нет. Необходимы прогнозы, сколько прибудет человек в регион через год, два или пять лет. Иначе и те учебные заведения, что будут построены в ближайшие годы, тоже рискуют оказаться переполненными…

— У нас есть программа развития района, — объясняет Канат Ахметов. — По ней строительство школ и детских садов запланировано практически во всех населенных пунктах. По генплану в селе Косшы, например, должно быть три школы, в Коянды также. Конечно, мы хотели бы строить больше, но ведь бюджет страны не бездонный. Да и делать предположения в нашем районе сложно: миграция — не всегда предсказуемый процесс. В Коянды, например, в 2005 году было всего 70 детей, которые учились в начальной школе, расположенной в приспособленном здании. А сегодня в этом селе уже 3000 школьников. Когда в Тайтобе в 2015 году открывалась школа, в ней учились 320 детей, а сегодня уже 550. Когда есть такая возможность, мы, конечно, планируем с запасом, отстаиваем свою правоту в различных инстанциях. И достаточно часто наши прогнозы все-таки оказываются верными. Взять, к примеру, 96-й разъезд. В 2005 году этого населенного пункта, можно сказать, не существовало: стояло лишь несколько домов в степи, несколько участков было выкуплено под строительство. Тогда мы просчитали, что здесь нужно будет построить детский сад и школу на 300 мест. Это казалось нереальным, но сейчас там есть детский сад, работает именно такая школа, обучаются в ней 330 детей…

Чтобы хватило на всех

Стабильно растущая численность населения, в том числе и школьного, рождает и другие проблемы. К примеру, с закупкой учебников. Как говорит Канат Ахметов, на эти цели району выделяются государством огромные деньги. В этом году, к примеру, сумма составила 255 миллионов тенге. Заявляя количество учебников, в прошлом году заложили приблизительное количество «новеньких» — 10-15%. Как говорит Канат Ахметов, эту сумму тоже пришлось защищать, так как заказывали, по сути, лишние учебники для несуществующих пока что учеников. Однако в начале года оказалось, что книг все-таки не хватает: пришлось подключать старые запасы, просить излишки у соседних районов.

Конечно, и эта проблема, и та, что касается ученических мест, без внимания руководства области не остаются. К примеру, по данным облуправления образования, уже разработана проектно-сметная документация на строительство школы на 1200 мест в селе Коянды на общую сумму 2618,9 млн тенге. В этом году из республиканского бюджета уже выделено 369,7 млн тенге, так что вопрос трехсменки планируется разрешить в 2019 году. В то же время планируется ввести в эксплуатацию школу на 300 мест в селе Кажымукан, ее строительство уже начато. Ведется работа по подготовке строительства школ в селах Семеновка и Шубары. Еще один проект — на строительство школы на 1200 мест в селе Косшы — находится на госэкспертизе, если средства из республиканского бюджета будут выделены, решить проблему трехсменки здесь также планируется в 2019 году. Кстати, в Косшы, где проблема стоит наиболее остро, для снятия напряженности районный отдел образования дополнительно арендует здание на 300 мест, в котором располагается начальная школа СШ №1. Еще одну школу на 200 мест в этом селе строит частный предприниматель в рамках программы «Туған жер». Конечно, все эти проекты потребуют огромных затрат из республиканского и областного бюджетов, но это лишь доказывает вовлеченность руководителей всех уровней в решение проблем пристоличного района.

«Трехсменка» будет ликвидирована

Корреспонденты «АП», побывав в новой школе села Каражар, убедились: построена она на совесть: светлая, просторная, аккуратная. В коридорах на переменке, как и положено, бегают малыши, что-то обсуждая, идут на уроки старшеклассники. Конечно, для них открытие этой школы стало большим праздником. Ведь раньше в Каражаре была только «началка», а ребятам постарше приходилось каждый день ездить в Караоткель.

Ляйля Бекмуханова — учитель начальной школы с 25-летним стажем — рассказывает, что в 90-х годах, когда в селе открылась начальная школа, она тоже была новой, и мощности ее для маленького населенного пункта вполне хватало. Ляйля Амантаевна вспоминает, что тогда в четырех классах «началки» обучалось всего 20-25 детей. А в этом году в начальном звене — уже 165 ребят. Так что новому зданию и заботе руководства области о селе здесь, конечно, очень рады.

— Мы долго ждали этого праздника, — делится заместитель директора Каражарской школы по учебной части Майра Кабдуллина. — Школа вызвала восторг у детей, родителей, учителей. То, что она была построена, лишний раз доказывает: наши проблемные вопросы на контроле у руководства района и области, а значит, будут решаться…

Эту мысль подтверждает и утверждение заместителя руководителя областного управления образования Валерия Гамазова, высказанное им на прошедшем совещании партийного куратора по направлению «Образование» в АОФ партии «Нұр Отан»: «Полная ликвидация трехсменного обучения в школах региона планируется к 2020 году». Теперь, когда в своем Послании народу Казахстана Президент дал поручение выделить для решения этой проблемы дополнительные средства, есть уверенность, что так и будет.

Владислава КОКОРИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Доверительное управление: плюсы очевидны

«Наш детский сад объединяют с другим, частным садиком. Помогите разобраться, что будет дальше!» — с такой просьбой обратилась в редакцию «АП» молодая мама по имени Анастасия из села Красный Яр.

Обеспокоены ситуацией с дошкольными учреждениями и другие родители — ходили слухи, что грядут сокращения персонала и прочие неприятности… Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились за разъяснением в отдел образования г. Кокшетау.

Как следует из официального ответа учреждения, шесть дошкольных организаций города Кокшетау в этом году переданы в доверительное управление частным фирмам в рамках государственно-частного партнерства. Среди них — детские сады №9 «Қарлығаш», №15 «Әсел», №35 «Болашақ», №36 «Аққу», №37 «Өркен» и №13 с. Красный Яр «Амина». В прошлом году в доверительное управление также был передан красноярский детсад «Мансур». По информации отдела образования, передача состоялась в соответствии с конкурсными процедурами, проведенными областным акиматом, по их итогам заключены трехсторонние договоры между частным предпринимателем, а также областным управлением и городским отделом образования.

Согласно условиям этих договоров, дошкольные организации остаются собственностью государства, а передача осуществлена в целях их модернизации. Частный партнер, принимая в доверительное управление организацию, обязуется провести модернизацию объекта, то есть сделать ремонт, укомплектовать необходимым оборудованием и эксплуатировать в дальнейшем, получая госзаказ. При этом он обязан согласовывать с отделом образования кадровые вопросы, штатное расписание, обеспечить сохранность рабочих мест. Государственный партнер, то есть отдел образования, размещая в организации государственный и образовательный заказ, имеет право проводить проверки и расторгать договор в одностороннем порядке в случае невыполнения обязательств.

В селе Красный Яр в доверительное управление переданы два сада — «Мансур» и «Амина», доверительным управляющим обоих стало ТОО «Бэйби Бум». Видимо, отсюда и родились слухи об объединении дошкольных организаций. По информации отдела образования, которую подтвердили и сами родители малышей, все работники детсада «Амина» находятся на своих рабочих местах.

Разговоры о том, что у детей изменится рацион питания или будет проводиться меньше занятий, тоже оказались необоснованными — детсад продолжает работать по государственному образовательному заказу. По словам сотрудников, в их работе после передачи организации частному инвестору ничего не изменилось.

— Видимо, опасения у людей возникли из-за недостаточной информированности о том, что такое доверительное управление, — делится мнением заместитель руководителя облуправления образования Валерий Гамазов. — Этот процесс был необходим для того, чтобы частные партнеры вложили средства в обновление наших детских садов. Недавно состоялось открытие детского сада «Аққу» в Кокшетау — там частный инвестор сделал прекрасный ремонт, восстановлен бассейн, который до этого был на консервации, открыта соляная пещера для оздоровления малышей…

Не изменяется ли оплата за садик для родителей?

— Нет. Если детский сад получает государственный заказ, вопрос оплаты устанавливается акиматом. Все кадровые назначения также согласуются с отделом образования.

— В таком случае, не меняя оплату, вкладываясь в ремонт, какую выгоду получит частный партнер?

— Эти проекты долгосрочные, до 30 лет. Окупаемость, конечно, тоже будет длительной, достижимой при грамотной эксплуатации сада — энергосбережении, оптимизации управленческих затрат. Ктомуже, родителям могут быть предложены дополнительные услуги сверх образовательного стандарта за отдельную оплату — к примеру, кружки или секции для ребят.

По словам Валерия Гамазова, передача дошкольных организаций в частные руки должна принести свои плюсы и родителям малышей. Ведь если им что-то не понравится в работе воспитателей и организации в целом, они «проголосуют ногами», то есть попросту уйдут в другую организацию или другую группу. Поэтому частные партнеры, чтобы не потерять госзаказ, постараются организовать работу как следует.

Екатерина ОДИНЦОВА.
Фото из архива «АП».

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

День внешкольника Увлечения Да, есть в нашей стране и такой праздник. Отмечается он в середине сентября, когда в учебных школьных классах начались занятия и уже спок...
ОБРАЗОВАНИЕ: Прикладной бакалавриат поможет попасть в вуз, К... Прикладной бакалавриат поможет попасть в вуз По девяти учебным специальностям в шести высших колледжах Акмолинской области внедряется система приклад...
Познать фанфар победных пенье…... IX Дельфийские игры Что такое Олимпийские игры, знает каждый, а вот о Дельфийских играх осведомлены не многие, а между тем это очень увлекательные, п...
ОБРАЗОВАНИЕ: На передовых позициях мировой науки, Ради устой... На передовых позициях мировой науки Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова отмечает 10-летие участия в образовательных программах ...
Условия созданы, работа продолжается... Медицинский факультет КГУ им. Ш. Уалиханова к обучению первокурсников открывшегося в этом году факультета общей медицины готов. С результатом огро...