Социальный подход к вопросу алфавита

Языковая политика
Очевидно, что тема алфавита, вызывающая сейчас много споров, не оставляет равнодушным ни одного лингвиста. Но как организован данный процесс?

Прежде всего, обратим внимание на область действия алфавита. Лингвисты составляют чрезвычайно малую часть его потребителей. Другая часть тех, кто интересуется данной темой, лингвистами не является, а представляет собой группу интеллектуалов с определенным опытом в одной из социально-гуманитарных областей. Очевидно, что точки зрения данных слоев отличаются от мнения слоя основных потребителей. Они выступают в качестве специалистов или знатоков-теоретиков по языку и письму и наблюдают, анализируют, высказывают предложения как специалисты, и видят то, что не видят, не знают простые потребители. Мы сказали, что потребители не знают и не видят некоторые проблемы. Но есть аспекты, которые они и не обязаны осознавать. Какой алфавит нужен для обычного пользователя? Как должны формироваться отношения между населением и письмом? На первый взгляд, ответ на эти вопросы ясен: письмо, которое люди используют, должно быть совершенным. Существует ли идеальное письмо? Каковы критерии совершенного алфавита? Следует отметить, что критерии совершенства письма различны для лингвистов и общественности. Если лингвисты требуют, чтобы письмо было настолько точным, насколько это возможно при отражении языковых знаков на письме, то для простых людей важно, чтобы алфавит был как можно более простым и легким в процессе его усвоения и использования. Следует отметить, что ни одно письмо не отражает языковые единицы полностью идентично. В произведении «Об отношении русского письма к русскому языку» (1912 г.) видный теоретик-лингвист Бодуэн де Куртэне писал: «… Письмо и язык, взятые в отвлечении, как две разнородные группы явлений внешнего, внечело-веческого мира, представляют собой чуждые друг другу, несоизмеримые величины».

Конечно, данная идея ученого может вызвать множество сомнений. Однако мысль о том, что письмо — это не язык, — идея, достойная обсуждения. Связь между языком и письмом несовершенна, как любая условная ссылка. Итак, какова же социальная значимость замены одного вида письма другим — какую пользу принесет этот сложный и долгий процесс оправдают ли результаты затраты (и не только финансовые)? Обязательства интеллигента перед обществом подразумевают выбор и продвижение должным образом продуманного социально-экономического пути в данном процессе.

Лингвистика имеет ряд проблем, которые тесно связаны с уровнем лингвистической культуры и грамотности людей: языковая картина мира является объектом большого внимания в мировой лингвистике, и не только лингвисты, но и представители многих научных и профессиональных направлений (психологи, социологи, антропологи, политики, пиарщики и т.д.) интересуются этим вопросом. Хотя этот вопрос представляет особый интерес, его предмет не получил заслуженного, научно обоснованного определения. Как может быть организован процесс формирования и манипулирования людьми разного социального происхождения? Каково значение языковых теорий для публики: другими словами, как лингвистика может стать выгодным экономическим и социальным фактором? Как можно поднять массовую лингвистическую культуру? В настоящее время по этим вопросам специальных исследований не проводится. Некоторые из исследований, которые были проведены, имели описательный характер. Однако имеются некоторые группы, которые накопили большой опыт влияния на ум человека через его язык, не все из которых имеют положительный эффект.

Теоретическая лингвистика достигла больших успехов. Однако эти результаты не используются в формировании культуры массовых знаний и общения. В то же время следует подчеркнуть, что общественная грамотность (трансатлантическая) привлекает внимание международного сообщества. Доказательством этого является, помимо прочего, лозунг ЮНЕСКО «Грамотность есть свобода». На протяжении более полувека по инициативе данной организации каждый год 8 сентября Международный день грамотности отмечается под особым девизом (в частности, лозунг «Lets Read the Future» в прошлом году). Согласно видению ЮНЕСКО, грамотность является одним из неотъемлемых прав человека. Осведомленность ведет к искоренению нищеты, детской смертности, стабилизации роста населения, тендерному равенству, устойчивому развитию, миру и демократии.

Существование стран с разным уровнем развития в мире привело к разному отношению к грамотности. Такие виды влияния широко распространены в социальные сетях мирового общества. Человек, достигший высокого уровня языковой культуры, обладает способностью взаимодействовать сязыком. Уровень грамотности, связанный с алфавитом, является значимым в данном процессе.

Ш. ШАХАБИТДИНОВА,
доктор филологических наук,
профессор кафедры языкознания Андижанского государственного университета им. З.М. Бабура,
Н.ЗАРИПБАЕВА,
Узбекистан.

Читайте также