Ее мечта — открыть школу народной педагогики

Увлеченность
Эту женщину я запомнила, когда на одном из конкурсов ей вручали приз за наивысшую тиражность нашей газеты: опытный почтовый работник Сандыктауского района на протяжении нескольких лет успешно пропагандировала наше издание. Тогда она сказала: «Я восемь лет веду подписку на «Акмолинскую правду», подписывала самое большое количество газет, опережая других, а все потому, что сама являюсь ее постоянной читательницей. Когда другим советуешь то, что самому нравится, это помогает в работе…».

Встреча с Айман Жунис еще и на выставке прикладного искусства не удивила: почитательница нашей газеты еще и прекрасная мастерица. Ее работы в национальном стиле отражали суть человека творческого, стремящегося к самовыражению. Красота и разнообразие казахских корпе, лоскутное шитье давали тому полный простор, это была мозаика калейдоскопа, всегда неповторимая и притягательная. У каждой мастерицы свой почерк старинной техники, есть он и у Айман, она как бы складывает из разных оттенков свое представление о жизни.

По преданию корпе — обязательная составляющая приданого невесты, в нем и тепло родного очага, и мечты о счастье, это все вбирает и рисунок. Еще от своей мамы она услышала, что собирание отдельных лоскутов в одно целое — это символ единения. Так считалось в народе. Единение семьи, людей, которые пришли в твой дом. Так уж повелось, национальные атрибуты отражали суть народа — объединять, давать добрый настрой, служить гостеприимству.

Мама Айман слыла не только мастерицей, но и мудрой женщиной, к мнению которой прислушивались. Отец учительствовал, а она помогала ему во всем и детей воспитывала, а еще была отменной швеей, рукодельницей, ей даже форму местным прокурорам шить доверяли. В доме все время что-то создавалось, шилось и перешивалось. Глядя на этот бесконечный творческий процесс, увлеклась им и Айман. Во дворе летом стоял станок, мама пряла, ткала, собирала все вместе, и на глазах появлялась теплая кошма или красивый ковер. И это было какое-то таинство, которому очень хотелось научиться. В семье росли четыре девочки, но шитьем увлеклась только она, сестры лишь просили сшить что-то и им, а она при этом чувствовала себя феей, исполняющей желания. Так и пошло по жизни…

Первое корпе, что она сама сшила, оказалось самым счастливым, оно вдохновило ее так, что захотелось сшить новое. Сколько их было потом — и не счесть, ими укрывались, стелили на пол — и было тепло и уютно в доме. Хотя ее бухгалтерская профессия оказалась далека от любимого занятия, она его не бросала, освоила шитье почти всех национальных атрибутов для свадьбы, шила корпе и подушки, коржын и калта, жер корпе, стараясь внести в них оттенки казахской степи, краски весеннего луга, ярких цветов. Переехав 12 лет назад из промышленного района в Балкашино подлечиться сосновым воздухом, не только себя лучше здесь почувствовала, но и в творчество свое внесла новые краски — более сочные и яркие.

Когда впервые попав на республиканский конкурс декоративно-прикладного искусства, что проходил к 550-летию Казахского ханства в г. Шымкенте, заняла третье место, и удивилась, и в свои силы поверила. Вспоминает: «Там ведь мастера были со всей республики, Астаны, Алматы, изделия очень красивые представляли, думала затеряюсь среди них, а продала все, что привезла, оптом забирали в Астану. Даже мой самодельный ковер с национальными узорами, что я привезла для украшения, одна женщина просто выпросила у меня продать». Шьет мастерица в основном вечерами после работы, иногда засиживается допоздна, оторваться не может — так нравится ей процесс творчества. Признается: «Это приносит мне огромное удовольствие, вначале рисунок рождается на бумаге, потом переношу на материал и начинаю шить. Есть мечта у меня — дело свое открыть или школу для девочек, заняться их воспитанием в национальных традициях, вижу, как это нужно, как может пригодиться в жизни. Счастье женщины часто в ее руках. Мастеровая, ловкая, умеющая и шить, и вязать, и кулинарить, она не будет иметь проблем с ведением домашнего хозяйства, а значит — и семья дружнее. Когда приезжаю к старшей дочери в Астану, а они с мужем там на военной службе, вижу, как старается она к его приходу быстро приготовить все на стол, несмотря на то, что и сама работает, и трое детей, горжусь, что хорошо ее воспитала. Уважение к мужу очень важно в семье, он всегда должен чувствовать себя главой, и если устал после работы, создать условия, чтобы он отдыхал, был накормлен и чисто одет. Тогда и он будет стараться соответствовать тому авторитету, который чувствует в семье. Построенные на уважении друг к другу браки — счастливые. И еще — объединенные интересами. Мы с младшей дочерью, школьницей, часто на мероприятиях вместе: я свои изделия представляю, она, домбристка — на сцене свое искусство показывает, тоже людей радует, рядом с нами всегда и глава семьи — наш самый надежный тыл».

Айман сейчас все чаще вспоминает советы бабушки и мамы, их мудрость в стремлении передать народные обычаи, приметы — ведь люди подмечали издревле, что надо делать, а что не надо. Даже то, что нельзя переходить дорогу старшему таит в себе очень много: дай ему пройти, а если нужно и помоги! Это развивает доброту и сострадание, без которых ты — не человек. Народная мудрость, национальные виды искусства, ремесла должны передаваться новым поколениям, без этого — никак, иначе мы потеряем свой самобытный код как народ, а этого нельзя допустить. Потому мастерица и задумала открыть школу народной педагогики и прикладного искусства.

Александра МЯКОТА.

Сандыктауский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также