ОБРАЗОВАНИЕ: Прикладной бакалавриат поможет попасть в вуз, Кто «обновленки» не боится, «Ручной режим» уходит в прошлое

Прикладной бакалавриат поможет попасть в вуз

По девяти учебным специальностям в шести высших колледжах Акмолинской области внедряется система прикладного бакалавриата. В перспективе кредиты, полученные студентами колледжей, будут автоматически засчитываться при переходе в вуз. Все это стало возможно благодаря системе обучения по кредитной технологии в рамках прикладного бакалавриата, запущенной совместно с вузами-партнерами в пилотном режиме в ряде колледжей. Об этом рассказал на брифинге руководитель отдела технического, профессионального и послесреднего образования управления образования Акмолинской области Бегжан Садвакасов.

— Для внедрения системы прикладного бакалавриата уже подписаны меморандумы с Кокшетауским государственным университетом им. Ш. Уалиханова и Казахским аграрно — техническим университетом им. С. Сейфуллина, — рассказал собравшимся Бегжан Садвакасов. — Подготовка специалистов по 94 специальностям осуществляется в 38 колледжах (30 — в государственных, 8 — в частных) с контингентом более 21 тысячи человек. В 12 колледжах создан безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями. Основные принципы дуального обучения внедрены в 26 колледжах области, подготовка осуществляется по 26 специальностям, с охватом 1535 студентов.

По информации Бегжана Садвакасова, в 8 колледжах области 22 преподавателя продолжают преподавание специальных дисциплин на английском языке с использованием программы методики CLIL.

В системе технического и профессионального, послесреднего образования области, в соответствии с поручением Главы государства, продолжается реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». В 2018-2019 учебном году в организациях технического и профессионального образования в рамках этого проекта обучаются 5889 человек. Из них 4534 студента — за счет средств местного бюджета, 165 человек- в рамках программы «Мәңгілік Ел жастары — индустрияға» («Серпін»), еще 1190 человек — по Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. 1627 человек из числа безработных и самозанятых охвачены краткосрочным профессиональным обучением, которое осуществляют также 2 мобильных учебных центра — Высшего агротехнического колледжа в селе Чаглинка (Зерендинский район) и Высшего колледжа города Кокшетау. Заняты и трудоустроены в первый год после окончания обучения 3565 выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному заказу.

Продолжается работа по укреплению материально-технической базы колледжей. На капитальные ремонты и обновление учебного оборудования организаций ТиПО направлено более 600 млн тенге. В том числе, в рамках социальной инициативы Лидера нации по улучшению условий проживания студентов, выполнен капитальный ремонт двух студенческих общежитий на 500 мест. Ведется подготовка к строительству студенческих общежитий для двух вузов и четырех колледжей в городе Кокшетау на 2,5 тысячи мест.

По информации региональной службы коммуникаций облуправления внутренней политики.
Фото с сайта Высшего колледжа Кокшетау.

По проекту «EPASAT»

Нерациональные технологии сельского хозяйства являются основным фактором деградации экосистем в Центральной Азии. Решить эту проблему с помощью подготовки квалифицированных кадров в трех областях специализации — агроэкология, агротехнология и инженерия, агроэко-номика — призван совместный проект нескольких стран, реализующийся в КГУ им. Ш.Уалиханова, направленный на реформирование учебных программ с непосредственным участием заинтересованных сторон (работодателей, преподавателей и студентов).

Основная цель проекта «EPASAT» программы «TEMPUS JPCR-517313-IT-2011» — повышение компетентности и осведомленности по охране окружающей среды в Центральной Азии, обеспечение организации передовой интегрированной трехуровневой системы бакалавриат — магистратура — PhD-докторантура в соответствии с лучшими европейскими практиками.

В ходе реализации проекта страны-партнеры улучшили и обновили учебные материалы, разработали учебные программы для бакалавров, магистров агроэкологии и PhD-докторов с использованием ECTS для развития академической мобильности студентов и преподавателей. В КГУ им. Ш.Уалиханова на кафедре греографии, экологии и туризма была открыта докторантура по специальности «Экология».

В рамках проекта «TEMPUS JPCR-517313-IT-2011» «Охрана окружающей среды путем разработки и применения устойчивых сельскохозяйственных технологий» EPASAT был организован ряд встреч партнеров из Центральной Азии и стран Европы, одна из них проводилась в Эстонском университете естественных наук Eesti Maaulikool в 2012 году. От каждой страны-участницы проекта — Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана — приехали представители 2-3 университетов. Координатором от Евросоюза стал профессор Дэвид Арни, являющийся специалистом Болонского процесса.

Участники встречи, в том числе преподаватели КГУ имени Ш.Уалиханова к.х.н. Н.Нурмуханбетова и к.б.н. И.Фахруденова посетили ветеринарную клинику, генетическую лабораторию и животноводческую ферму, которые являются практическими базами для эстонских студентов, магистрантов и докторантов.

В ходе встречи обсуждались вопросы разработки учебных программ для интегрированных курсов на уровне магистратуры и PhD-докторантуры, были организованы экскурсии на факультеты ветеринарии, агротех-нологии, инженерии, экономики, в библиотеку, рассматривались основные положения Болонского процесса и организация учебного процесса в его рамках, критерии отбора магистрантов и докторантов.

Подобная деятельность не только обеспечивает разработку интегрированных трехуровневых программ, но и позволяет расширить границы получения образования для наших студентов в странах Центральной Азии и Европы.

Айсулу ШАЯХМЕТОВА.

ДИНАСТИИ

Кто «обновленки» не боится

Споры по поводу обновленного содержания среднего образования в учительской и родительской среде не стихают по сей день. Тем интереснее узнать, что по этому поводу думают в самой, что ни на есть сельской глубинке.

— Обновленная программа мне нравится, — учитель начальных классов Вознесенской средней школы Мария Нацаренус убедительно аргументирует свою точку зрения. — Согласитесь, что нас учили мыслить категориями «белое-черное». Жизнь гораздо сложнее.

Учитель с пятнадцатилетним стажем поводов для сравнения имеет множество. Обновленная программа не дает конкретных указаний, создает больше возможностей для саморазвития ребенка. Важно не только решение задачи, но и то, каким образом ученики пришли к этому. Учитель мотивирует, подталкивает, направляет. Сквозные темы носят не абстрактный, прикладной характер. Дети анализируют жизненные ситуации.

С электронным дневником Kundelik.kz тоже вначале все было непросто. Понадобилось время, чтобы оценить его по достоинству. — «Если при бумажном варианте рука случайно дрогнет, паста из шариковой ручки протечет, то это проблема. В электронном варианте таких случайностей не боимся, — разъясняет его преимущества Мария Александровна. — Но интернет есть не в каждом классе, так что я скачала программу на свой мобильный телефон. Оставить на столе во время перемены не опасно. Логин, пароль… Исправить оценку постфактум искушения не возникает. В этом случае падает показатель своевременности. Вообще очень удобно, скриншот сделала, по ватсапу родителям отправила. Все, как на ладони».

На будущее «обновленки» Мария Александровна смотрит оптимистично: «Лет через пять все уляжется. Перестроятся и родители, и педагоги». Сама же она «перестраиваться» начала еще до того, как обновленную программу начали внедрять в школах. В 2003-2004 гг. прошла курсы по критическому мышлению. После обучения в Омске приобрела степень магистра педагогической инноватики. Учитель первого уровня, высшей категории. Модератор, отслеживающий процесс оценивания знаний учащихся. Школьный тренер по программе «Рефлексия в практике». Проводит мастер-классы и с учителями, и с родителями. В этом году на областной августовской конференция для учителей начальных классов выступала в качестве фасилитатора.

Спокойно она относится и к так называемой интернет-зависимости, которая сельских детей стороной не обошла: «Если уж она есть, то ее можно и нужно использовать во благо. Уже в четвертом классе говорю детям: «Ищите в интернете. Пусть полезную информацию извлекают».

Надо сказать, что смартфоны в руках учеников (в разумных пределах, конечно) не страшат и маму Марии Нацаренус Любовь Рязанцеву. Учитель русского языка и литературы с сорокапятилетним стажем говорит о том, что дети сегодня иные, чем их их родители. Не лучше, не хуже, просто другие: «Раньше слово учителя было законом.

Сейчас дети могут поспорить: «Я в интернете другое читал». Так что учителю всегда нужно быть «на шаг впереди», знать не только то, что пишут в классических учебниках, но во «всемирной паутине».

— Учитель в селе и сегодня фигура знаковая. — продолжает разговор Любовь Яковлевны. — Нельзя дать ни малейшего повода произнести: «А еще учительница…». Родители все видят и знают, как дом ведешь, как с соседями общаешься, да и проблемы семейные тоже скрыть не удастся.

Ну, с этим и в семьях Рязанцевых и Нацаренус все в порядке. Любовь Яковлевна и Александр Васильевич в этом году отметят 40-летие совместной жизни. Мария и Дмитрий Нацаренус вместе уже 15 лет. Дмитрий Викторович признается, что учителем физкультуры стал «не без влияния жены и тещи». Но, конечно, главным образом потому, что спортом всегда занимался, знает, как это важно и нужно детям, чтобы по, его словам они «…глупостями не занимались, здоровыми росли. «Обновленка» она же сил требует не только от учителя, но и от детей».

Нина МИТЧИНОВА.
Буландынский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

«Ручной режим» уходит в прошлое

Тот факт, что в одном из ведущих международных рейтингов система образования в нашей стране утратила 10 позиций (с 67 места переместилась на 77) заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов связывает, в частности, с неизжитыми коррупционными проявлениями.

Об этом шла речь на совещании по вопросам противодействия коррупции в сфере образования. Благодаря возможностям видеоконференцсвязи его участниками стали руководители организаций образования нашей области.

За последние три года 288 работников сферы образования осуждены за получение взяток. Результаты проведенного мониторинга, в частности, выявили наличие коррупционных рисков при распределении государственных образовательных грантов в колледжи, магистратуру, докторантуру.

Вице-министр МОН РК Асхат Аймагамбетов минимизацию коррупционных рисков связывает с цифровизацией многих процессов, происходивших до сей поры в «ручном режиме». Прежде всего — выдачи направлений в детские сады. Применяемая система блокчейна исключает возможность внесения каких-либо изменений в находящиеся в свободном доступе списки очередников. Планируется полностью автоматизировать и процесс приема школьников в первые классы и организации дополнительного образования.

Прием детей в пользующиеся высоким спросом специализированные школы целесообразно организовать по примеру НИШ: экзамен проводит сторонняя организация, его результаты оглашаются в тот же день.

Апробируется новый механизм приема на работу директоров школ. Каждый из кандидатов должен представить свою программу попечительскому совету. В случае одобрения, предстоит пройти тестирование на знание законодательства и собеседование в областном управлении образования.

Деятельности попечительских советов в органах образования на прошедшем совещании было уделено особое внимание. В том числе и в вопросах исключения так называемых поборов в школах.

— Любой сбор родительских денежных средств незаконен априори. Мы знаем, что они проводятся в порядке «добровольно-принудительном», — говорил Олжас Бектенов. — Если кто-то из родителей хочет это сделать действительно добровольно, то путь один — перечислить на счет попечительского совета.

Руководство школ обязано регулярно на сайтах размещать полный отчет о размерах полученных средств и их расходовании. Причем делать это в форме, доступной для понимания людей, экономического образования не имеющих.

Среди вопросов и предложений участников совещания речь, в частности, шла о целесообразности лицензирования детских дошкольных учреждений.

По мнению Асхата Аймагамбетова, выдача лицензий проблем не решит. Целесообразнее представляется система аккредитации, институт мониторинга, включающий регулярные проверки специалистов МОН.

Ирина БАУДИНОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

Задачи поставлены. Необходимо решать... Брифинги Устранение проблемы трехсменных школ, оснащение объектов образования системами видеонаблюдения, обеспечение стопроцентного охвата детей 3-6 ...
ОБРАЗОВАНИЕ: Меняя мир к лучшему, Инновации для малокомплект... Меняя мир к лучшему Мы, педагоги-внешкольники, слушая нынешнее Послание Президента, обратили особое внимание на его слова о важности усиления воспита...
День внешкольника Увлечения Да, есть в нашей стране и такой праздник. Отмечается он в середине сентября, когда в учебных школьных классах начались занятия и уже спок...
Познать фанфар победных пенье…... IX Дельфийские игры Что такое Олимпийские игры, знает каждый, а вот о Дельфийских играх осведомлены не многие, а между тем это очень увлекательные, п...
ОБРАЗОВАНИЕ: На передовых позициях мировой науки, Ради устой... На передовых позициях мировой науки Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова отмечает 10-летие участия в образовательных программах ...