ЕСП. Формализация трудовых отношений

Сегодня вопросы социальной защиты населения являются неотъемлемой частью, основным приоритетом социально-экономической политики нашей страны.

Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Акмолинской области как территориальный орган Министерства труда и социального развития реализует государственную политику в области социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения, обязательного социального страхования, социальной защиты инвалидов в области медико-социальной экспертизы и специальных социальных услуг.

Система пенсионного обеспечения Казахстана представлена в трех уровнях: базовая, солидарная и накопительная пенсии.

И в рамках модернизации пенсионной системы с 1 июля текущего года базовая пенсия была привязана к стажу участия в пенсионной системе. До применения новой методики базовая пенсия выплачивалась для всех пенсионеров одинаково, независимо от трудового стажа и дохода.

А сегодня на размер базовой пенсии влияет стаж участия в пенсионной системе, куда вошел трудовой стаж, учтенный до 1 января 1998 года и стаж участия в накопительной пенсионной системе после 1 января 1998 года. При этом накопительный стаж после 1 января 1998 года определяется по периодам, за которые осуществлялись обязательные пенсионные взносы (ОПВ) из централизованной базы данных.

Таким образом, новая методика исчисления базовой пенсии призвана стимулировать участие в пенсионной системе и формализацию трудовых отношений.

Вследствие чего необходимо принять первоочередные меры по формализации деятельности неформально занятых лиц.

В этих целях предлагается введение нового режима, посредством которого неформально занятые информируют государство о своей деятельности и могут стать участниками пенсионного обеспечения, систем социального и медицинского страхования, тем самым обеспечив себе социальную защиту.

Для легализации деятельности неформально занятых предлагается введение Единого совокупного платежа (далее — ЕСП), предусматривающего упрощенный порядок регистрации в налоговых органах.

Единый совокупный платеж (ЕСП) представляет собой правовой режим, который объединит 4 платежа (ИПН, ОПВ, взносы в ФСМС и ГФСС) в один.

Для плательщиков ЕСП будут определены более низкие ставки по данным платежам в отличие от действующих режимов.

Единый совокупный платеж определен в размере 1 МРП в городах и 0,5 МРП в селах;

доли Единого совокупного платежа составят:

-10% на индивидуальный подоходный налог;

—  20% социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования;

— 30% пенсионные выплаты в Единый накопительный пенсионный фонд;

— 40% отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования.

ЕСП будет распространяться на физические лица, осуществляющие деятельность с целью получения дохода, при соблюдении следующих условий:

1) не используют труд наемных работников;

2) выполняют работы, оказывают услуги для физ.лиц;

3)  реализуют сельскохозяйственную продукцию от эксплуатации личного подсобного хозяйства для потребления физическим лицам.

При этом, предельный доход за календарный год не должен превышать 100 МЗП (минимальных заработных плат).

ЕСП не будет распространяться на:

1) физические лица, оказывающие услуги на территории коммерческих объектов недвижимости, включая торговые объекты;

2) лиц, предоставляющих в аренду (имущественный найм) имущество, за исключением жилища;

3) лиц, занимающихся частной практикой;

4) иностранцев и лиц без гражданства, за исключением оралманов;

5) лиц, имеющих государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, введение ЕСП для неформально занятых позволит участвовать в накопительной пенсионной системе и получение базовой пенсионной выплаты в зависимости от стажа участия в системе, а также получить доступ к медицинским услугам, неограниченным по сумме и видам, с правом выбора медицинского учреждения и получать социальные выплаты в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, беременности и родов, усыновления или удочерения ребенка, ухода за ребенком до 1 года.

Среди задач департамента большую роль играют вопросы определения группы инвалидности, реабилитации, интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Этим занимается медико-социальная экспертиза (далее МСЭ). В Казахстане с 2006 года функционирует единая информационная система — централизованный банк данных лиц, имеющих инвалидность (ЦБДИ). На сегодняшний день в области насчитывается 28637 инвалидов.

Основными нормативными правовыми актами, которыми руководствуется медико-социальная экспертиза, являются закон РК «О социальной защите инвалидов в республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года; «Правила проведения медико-социальной экспертизы», утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года №750; «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года; «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» от 7 февраля 2005 года; «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» от 16 июня 1997 года. Данный пакет законов регламентирует порядок установления инвалидности и степени утраты трудоспособности, а так же определяет степень потребности освидетель-ствуемого лица в мерах социальной защиты.

Необходимо отметить, что нормативно-правовые акты, регулирующие работу МСЭ, постоянно совершенствуются.

С начала 2015 года введена композитная услуга, которая значительно облегчила процедуру установления группы инвалидности и назначения выплат по инвалидности и утрате трудоспособности. В настоящее время лицо, которому определена группа инвалидности, не выходя из кабинета, имеет право подать заявление на назначение выплат, и в электронном режиме данная государственная услуга оказывается гражданину, избавляя его от повторного обращения в органы по назначению пособий.

На сегодняшний день назрела насущная необходимость модернизации службы МСЭ. Прежде всего она продиктована необходимостью изменений подходов к установлению инвалидности и степени утраты трудоспособности, совершенствованием реабилитационного направления в проведении МСЭ с целью установления группы инвалидности. Кроме того на фоне развития автоматизации бизнес-процессов, оказания государственных услуг растет потребность в обеспечении прозрачности, доступности и повышения качества оказываемой государственной услуги по определению группы инвалидности.

В настоящее время в Акмолинской области проводится пилотный проект по оказанию государственной услуги «Установление инвалидности и/или степени утраты трудоспособности и/или определение необходимых мер социальной защиты» в автоматизированном режиме. Предусматривается заочное освидетельствование услугополучателя, без его личного присутствия, на основании медицинских документов, поступивших в электронном формате, посредством интеграции информационных систем Министерства здравоохранения РК и МТСЗН.

Последние изменения в «Правилах проведения медико-социальной экспертизы» наступили в январе 2015 года. Расширены показания к определению инвалидности без срока переосвидетельствования, что избавило многих инвалидов с анатомическими дефектами от необходимости ежегодно проходить переосвидетельствование. Например, если ранее существовал перечень анатомических дефектов, при которых определяется третья группа, то сейчас введены показания к бессрочному определению второй и первой группы инвалидности, при первичном обращении. Кроме того срок вынесения экспертного решения сокращен с одного месяца до двух недель. Упростился также принцип предоставления документов при прохождении освидетельствования.

Одним из важных направлений деятельности департамента является работа с населением, по обращениям граждан. Количество обращений граждан неуклонно растет. Среди них большую долю занимают просьбы о помощи в восстановлении документов подтверждающих статус инвалида (169 из 192 обращений в 2017 году). По данному вопросу проводится большая работа по поиску и подтверждению статуса инвалида. Практически все обращения по данному вопросу удовлетворены. Имеются обращения граждан, не согласных с решением медико-социальной экспертизы о группе инвалидности. В таких случаях уполномоченным отделом методологии и контроля МСЭ проводится тщательное рассмотрение данного случая с приглашением автора обращения и всесторонним изучением. При этом обратившемуся лицу даются подробные разъяснения решения согласно действующему законодательству в сфере социальной защиты.

Кабдуали КУЛУШЕВ,
руководитель департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Акмолинской области.

Читайте также