Алгоритм точечного действия

Асфальтовое покрытие дорог в основном разрушают большегрузы, не соблюдающие нормативы нагрузки на ось. Для сохранности отремонтированных на огромные средства автотрасс планируется провести ряд выверенных мер. В частности, разработан алгоритм взаимодействия ответственных ведомств, которые возьмут под строгий контроль соблюдение весовых параметров карьерными самосвалами. Об этом в минувший вторник шла речь на совещании под председательством заместителя акима области Василия Крылова.

Только в 2017 году на капитальный и средний ремонт 65 км дорог областного и иного значения затрачено три млрд тенге бюджетных средств. Не прошло, как говорится, и года, а некоторые вблизи столицы снова выглядят весьма неприглядно. Как, к примеру, трасса Астана — Малотимофеевка (до станции Сарыоба), на ремонт 41 км которой в прошлом году затрачено более 600 млн тенге. Именно на этой многострадальной дороге, точнее, на протяжении 35 км, расположено 46 так называемых несакционированных съездов к карьерам по добыче строительных материалов. Днем, а больше ночью, по ней снуют большегрузные самосвалы-многотонники, везя щебень, песок, глину и другие инертные материалы на стройки столицы. Добавим, что на территории нашей области действуют 179 карьеров по добыче инертных материалов, 119 из них расположены вблизи столицы. Проверкой Генеральной прокуратуры выявлено 54 незаконных карьера, ущерб от работы которых государству оценивается в 300 млн тенге: похищено около 176 тыс. кубов чернозема, 38 тыс. кубов песка. Виновные лица, в том числе пять сотрудников внутренних дел, покровительствовавших незаконным старателям, осуждены.

Наложены штрафы на 6,9 млн тенге, это наказание для 62 лиц. Кроме того, расторгнуты 11 контрактов, инициировано изъятие 82 земельных участков. В доход государства взыскан 821 млн тенге (экологический ущерб, налоги, штрафы).

Было отмечено, что в таком же неприглядном виде пребывает сейчас трасса Щучинск-Николаевка, 62 километра которой ремонтировались прошлым и нынешним летом. «Подрядчик еще ведет ремонт дороги на участке, протяженностью 32 км, а по уложенному асфальтобетону идут 30-тонные перегруженные самосвалы, деформируя покрытие и нанося ущерб. Должного контроля нет, отсюда такие проблемы», — сказал Василий Крылов.

Практически   всегда   грузоподъемность самосвалов превышает допустимую норму нагрузки на ось со всеми вытекающими отсюда последствиями для дорожного полотна. К слову, по данным Казахстанского дорожно-исследовательского института, проезд одного большегруза с превышением допустимой осевой нагрузки на три тонны равен разрушающему воздействию проезда 23 грузовиков…

Работа по выявлению фактов превышения допустимых весовых параметров Инспекцией транспортного контроля по Акмолинской области ведется, к перевозчикам применяются суровые меры в виде внушительных штрафов. Так, с начала нынешнего года Инспекцией за перегруз к ответственности привлечен 61 перевозчик, оштрафованы на 4 млн 172 тыс. тенге, за проезд тяжеловесного транспорта взыскано 2 млн 813 тыс. тенге. Но крупногабаритных перегруженных самосвалов на дорогах, похоже, меньше не становится. Кстати, по словам руководителя областной инспекции транспортного контроля Жанболата Хамитова, иные водители просто не останавливаются, игнорируя законное требование инспектора. Наиболее часто это происходит на трассе Атбасар-Астана близ села Талапкер.

По словам Василия Крылова, для того чтобы сохранить автодороги от урона, наносимого недобросовестными перевозчиками в погоне за экономической выгодой и сверхприбылью, необходимо предпринять совместные меры. «Детально рассмотрев все имеющиеся проблемы, мы разработали алгоритм взаимодействия по контролю над перевозками грузов карьерными самосвалами. Поскольку штат областной инспекции транспортного контроля невелик, мы обратились в Комитет транспортного контроля Министерства по инвестициям и развитию с просьбой привлечения специалистов из других регионов страны», — сказал он.

Алгоритм совместной работы включает следующее: определение карьеров и участков дорог областного и республиканского значения, подверженных разрушению из-за интенсивного движения к карьерам; размещение на этих участках передвижных транспортных постов; закрепление за ними не менее двух экипажей транспортной полиции; организацию вблизи постов штрафных стоянок и другие пункты.

К совместной работе будут привлечены транспортная прокуратура, Местная полицейская служба, департамент экологии, госдоходов, управления пассажирского транспорта, предпринимательства и промышленности, облфилиал НК «Казавтожол».

Раушан УТЕУЛИНА.

Читайте также