Чтобы дети не плакали

Семь детей и однокомнатная квартира — понятия несовместимые. Тем более, дети не родные. Доходы не заоблачные. И вообще в жизни проблем хватает. Так рассудил бы любой равнодушный (читай — нормальный) человек. Но только не Сауле. Восемь лет назад они с мужем Сериком Шаимовым приняли судьбоносное для своей семьи решение, и взяли под опеку шестерых детей, которых оставила родная мать.

Сауле Ширинбекова родом из Шымкента. Однажды, будучи в гостях у родственников на родине, познакомилась с женой двоюродного брата — они жили в ауле, воспитывали шестерых детей. С двумя младшими мальчиками у Сауле за время отпуска сложились особенно теплые отношения — у них с мужем Сериком у самих был сын-подросток, так что она с удовольствием возилась с малышами. Однако, когда родственница вдруг приехала в Акмол и привезла мальчиков — годовалого и двухгодовалого — с предложением пока оставить их у себя, была очень удивлена… Согласилась, дети стали жить в их семье. Как говорит Сауле, с малышами дома стало весело и уютно. Через какое-то время мать все-таки забрала их. А спустя еще несколько месяцев, снова приехав в Шымкент, Сауле узнала, что у родственников большие проблемы. Соседи рассказали, что мать бросила всех шестерых детей и уехала, забрав детские документы и взяв кредит на мужа. Сауле отправилась в аул, где жила семья. Когда малыши, увидели ее, заплакали: «Мама». Наверное, в тот момент она все для себя и решила…

Как сейчас рассказывает Сауле, родной отец детей из-за кредита, взятого женой, остался без работы. Где и как он живет с тех пор, не понятно даже ей самой. За восемь лет, что она воспитывает его малышей, он появлялся в их доме лишь несколько раз — посмотреть на ребят. Мог остаться с ночевкой, но о себе ничего никогда не рассказывал. Маму детей она с тех пор не видела ни разу…

А в 2010 году, когда происходили все эти события, она не могла понять: как это возможно? Родственница вроде бы производила впечатление истинной казашки — домашней, хозяйственной, с хорошим традиционным воспитанием. И вдруг — бросила детей, уехала неизвестно куда…

Когда стало понятно, что дети могут оказаться в детском доме, родственники со обеих сторон — их отца и матери — собрали семейный совет.

«Они делили детей, как баранов, — вспоминает Сауле. — Один хотел мальчика старшего забрать, чтобы он пас скот, другой-девочку, чтобы посуду мыла и по дому работала… Я сказала тогда: это же дети, а не рабы. Они должны жить в семье, все вместе…». Так Сауле вместе с мужем Сериком Шаимовым решили забрать детей в свою семью.

Сколько проблем и трудностей им пришлось пережить, сейчас так просто и не расскажешь. Дети были без документов, их невозможно было устроить ни в школу, ни в поликлинику. Пришлось восстанавливать свидетельства о рождении через архив. Асылхана, как выяснилось, мать родила дома и вообще не оформила свидетельство о рождении. Документ у ребенка появился только в третьем классе, и для этого пришлось пройти множество инстанций. Амину, старшую дочь, оказывается, не отдали вовремя в школу, так что теперь она учится с опозданием на три года. Алибек учится в колледже платно, уже на четвертом курсе, и Сауле с Сериком исправно оплачивают его учебу. Самой младшей девочке, Акбопе, когда ее привезли в Акмол, не было еще и года. Теперь Сауле со смехом рассказывает, что они с мужем не знали, что делать с малышкой: их собственный сын уже вырос, и новоиспеченные родители подзабыли, как менять подгузники и стирать ползунки.

В один далеко не прекрасный для семьи день Амину сбила машина. Девочка долго восстанавливалась, два года после этого была на домашнем обучении. О проблемах помельче, вроде разбитых коленок, простудных явлений и тесноте в однокомнатной квартире, здесь даже не говорят. И Сауле, и ее супруг понимают, что решение воспитывать детей приняли сами. Вот и справляться с трудностями стараются самостоятельно.

Серик Бекежанович, который получает военную пенсию, трудится в службе охраны. Дежурств берет побольше: семья большая, всех нужно кормить. Бывает, что дети не видят его по несколько дней. Да и мы, кстати, главу семейства дома не застали. Сауле занимается домом: встает в шесть часов, готовит завтрак, провожает в школу тех, кто учится в первую смену, потом принимается за стирку, уборку, обед, провожает на учебу следующую партию… Помочь сделать уроки и собрать портфели младшим, пообщаться со старшими, наготовить, помыть, погладить, сбегать в школу — ее день расписан буквально по минутам. Но кажется, что ей эти заботы в радость.

Алибек, Амина, Алидар, Айбатыр, Асылхан, Акбопе — все дети, как говорит Сауле, хорошие, воспитанные и добрые. На ниху семьи оформлена опека. По закону, как объясняет Сауле, их нельзя усыновить — ведь у них есть родители. А так как мать и отец детей не лишены родительских прав, на них нельзя получить алименты. Сауле рассказывает, что мама этих ребят, ни разу за восемь лет их не навестившая, с тех пор еще несколько раз выходила замуж и родила еще несколько детей. А по слухам, даже получила звание матери-героини. Может быть, для этого и документы детские с собой увезла?..

Однако об этом здесь стараются не говорить. Самая большая проблема для семьи сегодня — маленькая квартира. Когда Серик Бекежанович служил в воинской части села Акмол, получил однокомнатную. С тех пор, хоть семья и значительно увеличилась, расширить жилплощадь не получилось. Старший сын Серика Шаимова и Сауле Ширинбековой уже взрослый, живет в Астане. А недавно в семье появился еще один ребенок- приехал на время племянник Нурлан. Его родители работают, заняты целый день, а мальчик учится в начальной школе, и за ним необходимо присматривать. Так что здесь снова одновременно живут семеро детей.

— У нас все хорошо, — рассказывает Сауле. — Серик очень хороший отец, он старается обеспечить нас всем необходимым, помогает и школа, и партия «Нұр Отан», старший сын и мои сестры иногда покупают вещи для детей, деньгами помогают. Мы живем дружно, ни на что не жалуемся. И у наших детей все есть…

Озвучив мысль, которая буквально висела в воздухе — о том, что дети скоро вырастут и сами станут помогать родителям, мы услышали ответ Сауле. Ответ, достойный только самой родной, самой лучшей мамы:

Не надо, чтобы помогали. Лишь бы не плакали…

Имена детей изменены по этическим соображениям.

Владислава КОКОРИНА.

Целиноградский район.

Читайте также