Дефицита зерновозов не ожидается

В Палате предпринимателей области состоялась совместная встреча представителей АО «Қазақстан темір жолы - Акмолинское отделение грузовых перевозок», АО «КТЖ - Экспресс Кокшетау», АО «Астыктранс», облуправления сельского хозяйства хлебоприемных предприятий и т.д. Стороны обсудили вопросы координации действий в период уборки урожая, связанных с отгрузкой и перевозкой зерна и продуктов его переработки, поставки железнодорожных вагонов на хлебоприемные предприятия, тарифообразования на услуги ж/д перевозки.

В уборочную прошлого года акмолинские производители зерна столкнулись с дефицитом железнодорожных вагонов, из-за чего теряли лучшие рынки сбыта, несли дополнительные непредвиденные финансовые затраты. Ситуация заставила позаботиться о системных мерах, которые работали бы на опережение. Для этого еще в прошлом году создан оперативный штаб, который призван обеспечить координацию действий   всех  задействованных сторон в перевозке, отгрузке зерна.

В этом году, как и в прошлом, аграрии области планируют собрать хороший урожай зерновых. В цифрах это порядка 5,5 млн тонн зерна. Ежегодно в области возникают проблемы по поставке вагонов для отгрузки зерна. В результате из-за несвоевременного вывоза урожая предприниматели могут потерять часть прибыли, сорвать подписанные контракты. Для предотвращения повторения ситуации прошлого года по договоренности между Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и АО «КГЖ- Грузовые перевозки» создан оперативный штаб, который рассматривает все обращения и старается решать все возникающие вопросы в пользу сельхозтоваропроизводителей.

В этом году штаб работал в районах, проводились встречи с предпринимателями. Вывод таков: не все производители зерна знают о существовании такого штаба, не знают, куда обращаться со своими проблемами. Поэтому решено открыть горячие телефонные линии: 72-25-47 - телефонный номер в РПП, 29-27-12 - номер в АО «КТЖ - грузовые перевозки» - Акмолинское отделение грузовых перевозок. По этим телефонам наши сельхозтоваропроизводители могут обращаться по всем вопросам, касающимся отгрузки зерна в этом году. Кроме того, открыта группа в мессенджере WhatsApp (701-798-74-88), чтобы все подразделения могли работать консолидировано, -отметил во вступительном слове директор Региональной палаты предпринимателей Тимур Нахипбеков.

По словам первого заместителя директора филиала АО «КТЖ - грузовые перевозки» - Акмолинское отделение грузовых перевозок Балгабека Акпеисова, в текущую уборку аграрии не должны испытывать дефицита в подвижном составе для транспортировки зерна железнодорожным транспортом.

- Динамика роста погрузки зерна и продуктов перемола наблюдается с каждым годом. Если сравнивать с прошлым годом, на 139% погрузка зерна увеличилась. В массовом выражении по Акмолинскому отделению грузовых перевозок отгружено 3,5 млн тонн, из них 2,7 млн тонн ушло на экспорт. То есть экспортное направление занимает 80% погрузки. И оно расширяется. В этом году начали отгрузку на Вьетнам, наращиваются обороты в сторону Ирана, Афганистана, Турции и Китая.

Что касается обеспечения вагонами, Акмолинское отделение грузовых перевозок выступает оператором, доставляя грузы от точки «А» до точки «Б». Крытые вагоны, специализированные зерновозы, контейнеры предоставляют аффилированные компании - АО «КТЖ-Экспресс Кокшетау» и АО «Астыктранс», - подчеркнул Балгабек Акпеисов.

Было отмечено, что с точки зрения удобства логистики безоговорочно побеждают именно контейнерные перевозки. За этот год погрузка в контейнеры составила свыше тысячи вагонов, а это 2,2 тыс контейнеров. В прошлом году отгрузка в контейнерах не превышала 20-30 вагонов. Контейнерный парк достаточен, правда тариф на перевозки в контейнерах чуть выше, чем обычными зерновозами или крытыми вагонами. Но все-таки это неплохая альтернатива традиционным зерновозам.

АО «Қазақстан темір жолы» привлекает дополнительно универсально - специализированные вагоны, крытые зерновозы из Белоруссии и Грузии, сопредельных государств, в том числе и из России.

Большая проблема, по мнению Балгабека Акпеисова, заключается в неравномерности месячных планов на отгрузку зерна от грузоотправителей. Первая декада месяца, например, отгрузка вообще не производится или не более десяти процентов от месячного объема, во второй декаде - 20-30%, а львиная доля остается на третью декаду месяца. Справиться с таким объемом бывает сложно. Причина банальна - оплата от покупателей поступает поздно, как правило в конце месяца.

- Как мы обеспечим подвижным составом, если вагоны 20 дней стояли у ворот элеваторов, а потом, в конце месяца, требуется много вагонов и быстрая отгрузка? Естественно, ресурсы не позволяют осилить такие объемы. Да и подъездные пути у ХПП не всегда могут обеспечить круглосуточную погрузку, скажем, до ста вагонов. Потом весь этот поток идет в сторону границы с Узбекистаном, на станции стопорится. И дальше узбекская сторона просто не имеет такой пропускной способности.

Нехватка вагонов может возникнуть из-за несвоевременного их возврата порожними. Подвижной состав должен «крутиться». Хоть 15-20 тысяч предоставь - их все равно не хватит, если они будут простаивать в ожидании выгрузки, - сетует Акпеисов.

Предложение от перевозчиков: возложить ответственность за выгрузку на экспедиторов, чтобы они были заинтересованы в скорейшей разгрузке и возврате пустой тары. Это касается не только крытых вагонов, но и специализированных зерновозов и вообще подвижного состава, который задействован в транспортировке зерна и муки.

Кроме обеспечения подвижным составом, есть вопросы подготовки хлебоприемных предприятий. По словам руководителя отдела земледелия облуправле-ния сельского хозяйства Ержана Бектурова, уборка уже началась. Убрано пока только 5% зерновых, средняя урожайность 10-12 центнеров с гектара. Для хранения зерна в области имеется 67 лицензированных элеваторов с общей емкостью 4,4 млн тонн. Кроме этого, объемом для хранения почти в 2 млн тонн располагают СХТП. Проблем, казалось бы, не должно быть. Однако погодные условия с обильными осадками вносят свои особенности в уборочную кампанию. Ожидается, что порядка 40% от валового сбора зерновых поступит на ХПП с повышенной влажностью. Акиматом области направлено письмо в Министерство энергетики о выделении дополнительно 35 тысяч тонн ГСМ, львиная доля которого пойдет на дополнительную сушку зерна. Всего область располагает 240 зерносушилками: 152 в ХПП и 88 на зернотоках у СХТП.

Дополнительная подработка зерна -это неминуемый рост себестоимости каждой выращенной тонны пшеницы. Этим серьезно обеспокоен председатель комитета АПК Регионального совета РПП, директор СПК «Региональный зерновой холдинг» Ербол Ташенов.

- Себестоимость в любом случае увеличится, ведь дизельное топливо значительно подорожало. Неминуемо вырастут и тарифы элеваторов, вопрос в том -на сколько пунктов? - вопрошал он.

По словам Ержана Бектурова, тарифы ХПП от уровня прошлого года увеличатся не на столько, чтобы серьезно ударить по аграриям региона. Тарифы на услуги выросли в среднем на 10-15% от уровня прошлого года.

Представитель АО «Астыктранс» Еркин Молдаков сообщил, что на данный момент предприятие располагает 6 100 вагонами для транспортировки зерна. Дефицита не будет только в том случае, вторит он представителю КТЖ, если отправители обеспечат равномерный спрос на подвижной состав в течение месяца. Однако, памятуя ситуацию прошлого года, когда в самый пик востребованности три тысячи вагонов оказались на территории РФ, по полторы тысячи простаивали в порту Актау и Китае, прозвучал вопрос: «Не повторится ли подобная ситуация в этом году?». В ответ от АО «Астыктанс» прозвучало обнадеживающее: «Нет. Все вагоны находятся на территории Казахстана, и отток их за пределы страны на период уборки не предвидится».

Плюс к 6 100 вагонам АО «Астыктранс» 4 тысячи крытых универсальных вагонов АО «КТЖ-Экспресс Кокшетау». Полторы тысячи из них предприятие готово предоставить именно Акмолинскому отделению грузовых перевозок для транспортировки муки, зерна на экспорт.

Алексей ЧАЙКА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

Рынок труда. Цифры и факты По данным выборочного обследования занятости населения в III квартале 2018г. численность рабочей силы по Акмолинской области составила 427,9 тыс. чело...
Если оптом, то дешевле Цифры и факты В январе-октябре 2018 г. объем розничного товарооборота в области составил 215485,6 млн тенге и увеличился на 6,7% по сравнению с январ...
Сельская баня — хорошее дело Новый объект Известно, что после посещения бани у человека повышается жизненный тонус, улучшается настроение. Одним словом, это очень важный объект, ...
«Бастау» — площадка для начинающих... В Акмолинской области проходит шестой, заключительный этап обучения проекта «Бастау». В тестировании приняли участие свыше 430 человек практически из ...
По итогам аудита Департамент внутреннего государственного аудита по Акмолинской области подвел итоги аудиторских мероприятий за девять месяцев 2018 года. Сотрудники д...