Дефицита зерновозов не ожидается

В Палате предпринимателей области состоялась совместная встреча представителей АО «Қазақстан темір жолы — Акмолинское отделение грузовых перевозок», АО «КТЖ — Экспресс Кокшетау», АО «Астыктранс», облуправления сельского хозяйства хлебоприемных предприятий и т.д. Стороны обсудили вопросы координации действий в период уборки урожая, связанных с отгрузкой и перевозкой зерна и продуктов его переработки, поставки железнодорожных вагонов на хлебоприемные предприятия, тарифообразования на услуги ж/д перевозки.

В уборочную прошлого года акмолинские производители зерна столкнулись с дефицитом железнодорожных вагонов, из-за чего теряли лучшие рынки сбыта, несли дополнительные непредвиденные финансовые затраты. Ситуация заставила позаботиться о системных мерах, которые работали бы на опережение. Для этого еще в прошлом году создан оперативный штаб, который призван обеспечить координацию действий   всех  задействованных сторон в перевозке, отгрузке зерна.

В этом году, как и в прошлом, аграрии области планируют собрать хороший урожай зерновых. В цифрах это порядка 5,5 млн тонн зерна. Ежегодно в области возникают проблемы по поставке вагонов для отгрузки зерна. В результате из-за несвоевременного вывоза урожая предприниматели могут потерять часть прибыли, сорвать подписанные контракты. Для предотвращения повторения ситуации прошлого года по договоренности между Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и АО «КГЖ- Грузовые перевозки» создан оперативный штаб, который рассматривает все обращения и старается решать все возникающие вопросы в пользу сельхозтоваропроизводителей.

В этом году штаб работал в районах, проводились встречи с предпринимателями. Вывод таков: не все производители зерна знают о существовании такого штаба, не знают, куда обращаться со своими проблемами. Поэтому решено открыть горячие телефонные линии: 72-25-47 — телефонный номер в РПП, 29-27-12 — номер в АО «КТЖ — грузовые перевозки» — Акмолинское отделение грузовых перевозок. По этим телефонам наши сельхозтоваропроизводители могут обращаться по всем вопросам, касающимся отгрузки зерна в этом году. Кроме того, открыта группа в мессенджере WhatsApp (701-798-74-88), чтобы все подразделения могли работать консолидировано, -отметил во вступительном слове директор Региональной палаты предпринимателей Тимур Нахипбеков.

По словам первого заместителя директора филиала АО «КТЖ — грузовые перевозки» — Акмолинское отделение грузовых перевозок Балгабека Акпеисова, в текущую уборку аграрии не должны испытывать дефицита в подвижном составе для транспортировки зерна железнодорожным транспортом.

— Динамика роста погрузки зерна и продуктов перемола наблюдается с каждым годом. Если сравнивать с прошлым годом, на 139% погрузка зерна увеличилась. В массовом выражении по Акмолинскому отделению грузовых перевозок отгружено 3,5 млн тонн, из них 2,7 млн тонн ушло на экспорт. То есть экспортное направление занимает 80% погрузки. И оно расширяется. В этом году начали отгрузку на Вьетнам, наращиваются обороты в сторону Ирана, Афганистана, Турции и Китая.

Что касается обеспечения вагонами, Акмолинское отделение грузовых перевозок выступает оператором, доставляя грузы от точки «А» до точки «Б». Крытые вагоны, специализированные зерновозы, контейнеры предоставляют аффилированные компании — АО «КТЖ-Экспресс Кокшетау» и АО «Астыктранс», — подчеркнул Балгабек Акпеисов.

Было отмечено, что с точки зрения удобства логистики безоговорочно побеждают именно контейнерные перевозки. За этот год погрузка в контейнеры составила свыше тысячи вагонов, а это 2,2 тыс контейнеров. В прошлом году отгрузка в контейнерах не превышала 20-30 вагонов. Контейнерный парк достаточен, правда тариф на перевозки в контейнерах чуть выше, чем обычными зерновозами или крытыми вагонами. Но все-таки это неплохая альтернатива традиционным зерновозам.

АО «Қазақстан темір жолы» привлекает дополнительно универсально — специализированные вагоны, крытые зерновозы из Белоруссии и Грузии, сопредельных государств, в том числе и из России.

Большая проблема, по мнению Балгабека Акпеисова, заключается в неравномерности месячных планов на отгрузку зерна от грузоотправителей. Первая декада месяца, например, отгрузка вообще не производится или не более десяти процентов от месячного объема, во второй декаде — 20-30%, а львиная доля остается на третью декаду месяца. Справиться с таким объемом бывает сложно. Причина банальна — оплата от покупателей поступает поздно, как правило в конце месяца.

— Как мы обеспечим подвижным составом, если вагоны 20 дней стояли у ворот элеваторов, а потом, в конце месяца, требуется много вагонов и быстрая отгрузка? Естественно, ресурсы не позволяют осилить такие объемы. Да и подъездные пути у ХПП не всегда могут обеспечить круглосуточную погрузку, скажем, до ста вагонов. Потом весь этот поток идет в сторону границы с Узбекистаном, на станции стопорится. И дальше узбекская сторона просто не имеет такой пропускной способности.

Нехватка вагонов может возникнуть из-за несвоевременного их возврата порожними. Подвижной состав должен «крутиться». Хоть 15-20 тысяч предоставь — их все равно не хватит, если они будут простаивать в ожидании выгрузки, — сетует Акпеисов.

Предложение от перевозчиков: возложить ответственность за выгрузку на экспедиторов, чтобы они были заинтересованы в скорейшей разгрузке и возврате пустой тары. Это касается не только крытых вагонов, но и специализированных зерновозов и вообще подвижного состава, который задействован в транспортировке зерна и муки.

Кроме обеспечения подвижным составом, есть вопросы подготовки хлебоприемных предприятий. По словам руководителя отдела земледелия облуправле-ния сельского хозяйства Ержана Бектурова, уборка уже началась. Убрано пока только 5% зерновых, средняя урожайность 10-12 центнеров с гектара. Для хранения зерна в области имеется 67 лицензированных элеваторов с общей емкостью 4,4 млн тонн. Кроме этого, объемом для хранения почти в 2 млн тонн располагают СХТП. Проблем, казалось бы, не должно быть. Однако погодные условия с обильными осадками вносят свои особенности в уборочную кампанию. Ожидается, что порядка 40% от валового сбора зерновых поступит на ХПП с повышенной влажностью. Акиматом области направлено письмо в Министерство энергетики о выделении дополнительно 35 тысяч тонн ГСМ, львиная доля которого пойдет на дополнительную сушку зерна. Всего область располагает 240 зерносушилками: 152 в ХПП и 88 на зернотоках у СХТП.

Дополнительная подработка зерна -это неминуемый рост себестоимости каждой выращенной тонны пшеницы. Этим серьезно обеспокоен председатель комитета АПК Регионального совета РПП, директор СПК «Региональный зерновой холдинг» Ербол Ташенов.

— Себестоимость в любом случае увеличится, ведь дизельное топливо значительно подорожало. Неминуемо вырастут и тарифы элеваторов, вопрос в том -на сколько пунктов? — вопрошал он.

По словам Ержана Бектурова, тарифы ХПП от уровня прошлого года увеличатся не на столько, чтобы серьезно ударить по аграриям региона. Тарифы на услуги выросли в среднем на 10-15% от уровня прошлого года.

Представитель АО «Астыктранс» Еркин Молдаков сообщил, что на данный момент предприятие располагает 6 100 вагонами для транспортировки зерна. Дефицита не будет только в том случае, вторит он представителю КТЖ, если отправители обеспечат равномерный спрос на подвижной состав в течение месяца. Однако, памятуя ситуацию прошлого года, когда в самый пик востребованности три тысячи вагонов оказались на территории РФ, по полторы тысячи простаивали в порту Актау и Китае, прозвучал вопрос: «Не повторится ли подобная ситуация в этом году?». В ответ от АО «Астыктанс» прозвучало обнадеживающее: «Нет. Все вагоны находятся на территории Казахстана, и отток их за пределы страны на период уборки не предвидится».

Плюс к 6 100 вагонам АО «Астыктранс» 4 тысячи крытых универсальных вагонов АО «КТЖ-Экспресс Кокшетау». Полторы тысячи из них предприятие готово предоставить именно Акмолинскому отделению грузовых перевозок для транспортировки муки, зерна на экспорт.

Алексей ЧАЙКА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также