1 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ ЗНАНИЙ: Аттестация нового формата, Кто закладывает фундамент, На повестке дня — качество образования, И дружба будет крепнуть…, О статусе вожатых и не только, Для учебы — все условия

Аттестация нового формата

Почти две тысячи акмолинских учителей в прошлом учебном году повысили свои категории, пройдя профессиональную аттестацию по обновленной программе содержания образования. Это значит, что наших детей будут учить более квалифицированные специалисты, готовые развиваться, заниматься исследованиями, перестраиваться под современный быстро меняющийся мир. Уже с 1 сентября аттестованные преподаватели будут получать доплату от 30% до 50 % от должностного оклада.

Об изменениях в порядке проведения квалификационного теста для учителей говорилось уже давно. С переходом на обновленное содержание образования изменения внедрены и в эту сферу образовательной системы нашей страны. По новой модели аттестации учителям вместо первой или высшей присваивают категории педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь и педагог-мастер. При этом повышать категорию, а значит, и свою зарплату, можно дважды в год, а за несдачу квалификационного теста не предусмотрено никаких санкций.

По информации облуправления образования, в Акмолинской области из 2156 заявленных учителей прошли аттестацию по новой системе 1925, или 89,3%, из них на педагога-модератора — 694, педагога-эксперта — 779, на педагога-исследователя — 425 и педагога-мастера — 27.

«Все люди боятся перемен. Новое в жизни человека всегда сопряжено с неизвестностью, — делится Елена Макурина, учитель истории Областной специализированной школы-интерната для одаренных детей № 2 г. Астаны, которая подавала документы на категорию педагога-мастера. — Делать первые шаги в сторону обновления всегда непросто. Но без нового невозможно двигаться дальше, невозможно ощущать и принимать происходящие вокруг тебя перемены. А ведь именно учитель должен становиться первопроходцем в любых начинаниях.

— Считаю, что новая система аттестации учителей для многих педагогов страны стала возможностью открыть новые грани своих профессиональных качеств, — продолжает Елена Валентиновна. — Это новая оценка твоих достижений, новые перспективы развития… Необходимость изменения подхода к аттестации учителей осознавалась уже давно. И на мой взгляд, модернизация стала успехом. Качественно организованный процесс позволил пройти через все этапы уверенно и с чувством профессионального и творческого удовлетворения. А полученный результат, как мне кажется, подчеркивает роль и значимость педагога в обществе… Наша готовность к переменам определяется нашим желанием улучшить мир вокруг нас. И чем совершеннее будет каждый из нас, тем совершеннее будет мир, в котором нам выпало счастье жить».

«В этом году проходила аттестацию на присвоение высшей категории педагога-исследователя. Предоставляла документы, необходимые по критериям новой модели прохождения аттестации. Никакой лишней информации не запрашивали. Конечно, очень волновалась, потому что проходила такую аттестацию впервые. Работа комиссии была открытой и предельно ясной. Педагогов, проходивших аттестацию оценивали объективно, отношение членов комиссии было доброжелательным», — отмечает учитель высшей категории русского языка и литературы из Зерендинского района Айгуль Жылкыбаева.

Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Успешно проведенная аттестация педагогов области показала наглядно, что акмолинские учителя прекрасно понимают новые цели и задачи обновленного содержания образования, имеют представление о приемах и методах обучения, новых формах оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении. Практика показывает: у большинства педагогов есть готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
По материалам пресс-службы управления образования Акмолинской области.

Кто закладывает фундамент

Первого сентября воспитатель мини-центра Алия Кабиева встречает детей у ворот Тайбайской средней школы вот уже 30-й год. Волнуется, как в первый раз, когда после окончания Щучинского индустриально — педагогического техникума впервые вошла в класс учителем труда и сказала «Здравствуйте, дети. Мы будем учиться делать...».

Преподавала она девочкам не только рукоделие, азы поварского искусства… По большому счету учила быть хорошими женами, мамами и просто хорошими людьми. Так, между делом: «Маленьким детям нравятся такие игрушки», «Порадуйте бабушку этим подарком, сделанным своими руками», «Все мужчины ценят домашнюю кухню…». Выросшие девочки запомнили не только уроки мастерства, но спокойствие, женское обаяние Алии Арыновны, то, что она ни разу ни на кого голос не повысила.

Учитель очень сожалеет о том, что уроков технологии по новым программам стало гораздо меньше: «Это нужно детям, не в каждой семье научат девочек тому, что в жизни всегда пригодится». Так что в мини-центре воспитателем стала работать еще и потому, что знает, как научить малышей ножницы и иголку правильно держать. Окончила Павлодарский университет по специальности «Методика дошкольного образования», и вот уже пятый год работает с малышами.

— Маленькие дети такие благодарные, отзывчивые, результат своего труда видишь не через годы, буквально через неделю-другую, — рассказывает она о своей любимой работе. — Приходит чья-то мама и говорит: «Представляете, сын пообедал и говорит: «Спасибо, мама. Было очень вкусно».

Семьи — разные, где-то занятые работой родители не научили детей словам благодарности, да и воспитанию элементарных навыков вежливого общения внимания особого не уделяли.

— Бывает, что читать-писать научить ребенка проще, чем отучить драться за одну игрушку, уступать друг другу, уметь делиться, — продолжает Алия Арыновна. — Получается. Приходят новенькие, а старшие дети уже говорят: «Я поиграл, теперь поиграй ты». Мы должны заложить фундамент, привить навыки, с которыми дети пойдут по жизни.

Она не скрывает, что с родителями подчас бывает куда сложнее, чем с детьми. Обидно, когда некоторые дети после летнего перерыва утрачивают то, чему с такой любовью и так терпеливо учили в мини-центре.

Но вспомнят, обязательно вспомнят. Уроки доброты и понимания бесследно не проходят.

Нина МИТЧИНОВА.
Ерейментауский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

 ПАРТИЙНЫЙ КУРАТОР
На повестке дня — качество образования

Уже не первый год качество знаний выпускников школ -одна из ключевых проблем сферы образования в нашем регионе. Проблема серьезная и, как правило, она «тащит» за собой другие: сложности с поступлением в вуз, трудоустройством, низкую конкурентоспособность акмолинцев по сравнению с выпускниками других регионов страны. Как переломить ситуацию, какие меры предпринять, обсуждали на совместном заседании партийных кураторов Акмолинской области по направлениям «Образование» и «Поддержка занятости и социально уязвимых слоев населения» в АОФ партии «Нұр Отан». В заседании приняли участие два партийных куратора-депутаты областного маслихата Елена Мащинская и Асен Жаксылыков, ставший модератором встречи.

Как рассказал в своем выступлении заместитель руководителя облуправления образования Валерий Гамазов, по итогам прошлого учебного года качество знаний составило 60,2 (2017г. — 60,1 %). При этом внутренние контрольные срезы, проведенные в 4-х и 9-х классах школ области, показали неплохие результаты: ученики начальной школы по результатам вышли на второе, а девятиклассники — на четвертое места по республике.

Средний балл ЕНТ 2018 года по пяти предметам составил по области 79 баллов. Самый высокий балл в области — 137 — у выпускницы Степной СШ Шортандинского района Нургуль Сулейменовой. Больше 100 баллов на тестировании набрали 782 акмолинца.

На тот факт, что средний балл ЕНТ по области ниже республиканского и ниже уровня прошлого года, обратил внимание первый заместитель АОФ партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов. Он подчеркнул: если рассматривать отдельные положительные факты, общая картина в сфере образования кажется вполне удовлетворительной. На деле же, по его словам, качество знаний школьников падает, каждый второй родитель нанимает для своего чада репетиторов, а долгосрочных планов, как переломить ситуацию, ведомство не предлагает. Еще одни статистические данные, приведенные Галымом Бекмагамбетовым, касаются отъезда наших выпускников на учебу за пределы Казахстана. В этом году в иностранные вузы поступили 742 акмолинца, в 2017-м их было 685, а до этого — всего 380. Над этими настораживающими фактами, как было отмечено, нужно серьезно подумать.

Важный вопрос, поднятый на заседании, касается ликвидации трехсменных школ, которых в нашей области 12. В прошлом году таких переполненных школ было пять. В их числе, к примеру, школа-гимназия №1 и школа-лицей №6 г.Кокшетау, к которым планируется пристроить дополнительные учебные корпуса в ближайшие годы, СШ №18 областного центра, пристройка к которой уже готова и будет эксплуатироваться с 1 сентября. В г.Щучинске уже ведется строительство новой школы. Строительство предполагается и в селе Кажымукан Целиноградского района, где остро стоит вопрос нехватки ученических мест.

В связи с миграционными процессами к началу этого учебного года количество школьников в г. Кошетау выросло почти на тысячу человек, а в Целиноградском районе Акмолинской области — на 1980. Поэтому в новом учебном году трехсменных школ в области стало 12. Однако, как отметил Валерий Гамазов, все проблемы с нехваткой ученических мест проработаны и будут постепенно решаться с помощью финансирования из республиканского и областного бюджетов. А полностью ликвидировать трехсменное обучение в области планируется в 2020 году.

Заслушав выступление, первый заместитель председателя АОФ партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов заметил, что несколько лет назад вопрос аварийности и трехсменности школ в области был полностью решен, а спустя немного времени ученических мест в школах снова перестало хватать — значит, не были сделаны четкие прогнозы роста количества детей. Валерий Гамазов на это пояснил, что составлен краткосрочный прогноз на три года, и когда все работы по строительству новых школ и пристроек будут завершены, такая проблема вновь не возникнет.

Один из ключевых вопросов заседания — трудоустройство выпускников школ, не продолживших образование в системе вузов и ТиПО — также осветил на совещании замруководителя облуправления образования Валерий Гамазов. Он отметил, что управлением ведется пофамильный учет таких выпускников. По данным, приведенным в его докладе, по состоянию на 24 августа 2018 года из 4975 выпускников государственные гранты на обучение получили 1347, 1137 — поступили на обучение в колледжи, 742 — стали студентами вузов за пределами республики, остальные устроились на работу, уехали из Казахстана, обучаются на курсах, планируют поступление в университеты в следующем году или службу в рядах Вооруженных сил Республики Казахстан.

При этом, как рассказал Валерий Георгиевич, абитуриенты, которые по результатам повторного тестирования не набрали пороговый уровень, могут быть условно зачислены в ВУЗ. Первый семестр они будут обучаться со всеми студентами первого курса по их программам, а в январе месяце могут сдать дополнительное комплексное тестирование, и по его итогам быть зачисленными на первый курс со второго семестра.

О трудоустройстве и работе по обеспечению выпускников техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением рассказала заместитель руководителя областного управления занятости и социальных программ Шолпан Рахматуллина. Она рассказала, что в 2017 году на дневные отделения колледжей области были приняты 1190 человек, в соответствии с запланированным количеством. В этом году будет обучено такое же количество студентов. По ее данным, наиболее эффективно над реализацией Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства работают акиматы г.Кокшетау, Аккольского, Астраханского, Щучинского районов. Худшие показатели по приему абитуриентов — у Сандыктауского, Есильского районов.

По словам Шолпан Рахматуллиной, в рамках первого направления программы, в текущем году краткосрочным обучением должно быть охвачено 1475 человек, однако на обучение уже направлено 1542 человека (104,5%). Она отметила, что проблемы этой сферы работы программы связаны со слабым участием предпринимателей в ней, ведь обучение должно проводиться на основе потребностей рынка труда.

Первый заместитель председателя Акмолинского областного филиала партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов предложил для более эффективной организации работы в этом направлении проводить мониторинг спроса и предложения на востребованные профессии. Соответствующие рекомендации были даны Палате предпринимателей Акмолинской области. По итогам заседания были вынесены и другие рекомендации: проработать меры по повышению качества знаний школьников, внедрить профориентацион-ную работу со старшеклассниками, создать партийную рабочую группу по решению проблем трехсменных школ, прогнозированию и планированию с целью недопущения перегрузок.
Владислава КОКОРИНА.

МОЛОДЕЖНЫЙ ЛАГЕРЬ
И дружба будет крепнуть…

Быстро пролетели пятнадцать дней работы республиканского молодежного образовательного лагеря «Zeren», где побывали около 300 молодых представителей разных областей, городов и районов нашей необъятной страны. Лучшие из лучших — умные, инициативные, талантливые, деловые юноши и девушки — стали участниками уникальной молодежной диалоговой площадки, где встретились с известными государственными деятелями, общественниками, щедро делившимися с молодежью богатым опытом, мастерством, знаниями.

Тема третьей смены лагеря «Магия бизнеса» была особенно интересна начинающим предпринимателям, тем, кто хочет заниматься своим делом и преуспеть в нем. На торжественное открытие смены в центр отдыха «Зерен» приехал первый заместитель председателя партии «Нұр Отан» Маулен Ашимбаев.

Обращаясь к молодежи, он отметил особую атмосферу, позитивную энергетику, царившую на площадке.

— Я достаточно часто встречаюсь, беседую с вашими ровесниками и сделал вывод отом, что современная молодежь отличается более серьезным и основательным подходом к жизненным вопросам. Это внушает оптимизм и уверенность в том, что задачи, поставленные Главой государства перед нацией, будут правильно восприняты, осмыслены и успешно реализованы казахстанской молодежью, — сказал Маулен Сагатханович.

Беседуя с молодыми слушателями, М. Ашимбаев подробно рассказал о партийной модернизации и новых инициативных проектах, отметив, что «Нұр Отан» реализует несколько адресных и конкретных инициатив в рамках цифровизации Казахстана, повышения цифровой грамотности населения, поддержки предпринимательства и выполнения программы «Рухани жаңғыру». Так, в ближайшей перспективе ведущая политическая сила страны планирует открыть порядка тысячи ІТ-классов по всей стране, где на бесплатной  основе  будут  обучаться более 150 тысяч детей в год. В целях обучения сельских ребятишек английскому языку партия реализует проект «English for Jastar», еще несколько партийных инициатив направлены на развитие инфраструктуры для молодежи в разных регионах страны. Участники диалога буквально засыпали высокого гостя вопросами, на которые он дал обстоятельные ответы. А в завершение разговора призвал ребят активно включаться в интересную, многогранную работу по реализации партийных  инициатив,   предлагать свои идеи и проекты, которые в будущем могут быть внедрены на территории республики.

В течение насыщенной увлекательными мероприятиями, встречами, соревнованиями, тренингами и мастер-классами, творческими вечерами пятидневки участникам лагеря просто некогда было скучать. Они увлеченно трудились над своими проектами, постигали секреты ведения бизнеса, полноценно отдыхали, извлекая максимальную пользу от пребывания в лагере.

И вот на днях республиканский образовательный лагерь «Zeren» завершил свою работу — Мне все очень понравилось, пребывание в лагере помогло глубже понять основы бизнеса, открыть много нового для себя, подружиться сочень интересными ребятами из разных местностей. Каждый из нас получил не только соответствующий сертификат, но и массу впечатлений, положительных эмоций. На церемонии закрытия мы обещали друг другу продолжать общаться, что и делаем, переписываясь в WhatsApp, поддерживая связь в соцсетях. Уверена, что дружба, зародившаяся в этом лагере, будет только крепнуть, потому что основана на общности интересов, — выразила общее мнение участников третьей смены специалист по работе с молодежью Зерендинского молодежного ресурсного центра Анастасия Бондарчук.

Молодые люди едины во мнении: инициатива Министерства общественного развития РК по открытию республиканского образовательного лагеря очень актуальна и должна иметь продолжение…
Светлана КИМ.
Зерендинский район.

Круглый стол
О статусе вожатых и не только

Проблема статуса вожатых, их профессиональных компетенций и творческого роста обсуждалась на днях в Центре внешкольной работы «Әулет» в Кокшетау. На встречу за круглым столом с участием президента Республиканского союза детских общественных организаций Казахстана Елены Дмитриенко собрались вожатые областного центра, заместители директоров школ по воспитательной работе, представители детских общественных движений.

— К вожатым зачастую относятся как к мальчикам и девочкам на побегушках. Считается, что их задачи — провести флешмоб, написать сценарий — очень простые. А ведь вожатые работают непосредственно с детьми, занимаются наполнением их свободного времени глубоким и важным содержанием, — сказала, открывая встречу, Елена Дмитриенко. — Чаще всего именно к вожатым дети обращаются со своими проблемами, вопросами, именно с вожатыми откровенничают и доверяют им. Поэтому считаю глубоко несправедливым отношение к вам как к малозначимым фигурам в образовании. Ведь даже в государственные праздники, когда чествуют педагогов, никогда не вручают грамоты ни вожатым, ни педагогам дополнительного образования…

По словам Елены Александровны, педагога с почти сорокалетним стажем, лауреата множества премий и наград, почетного работника образования РК, кавалера ордена «Құрмет», одна из основных проблем детских движений сегодня — отсутствие вожатых с профессиональным образованием. Идею о подготовке компетентных вожатых она поднимала на уровне аппарата Президента РК, и сегодня в итоге проделанной ею огромной работы Министерством образования и науки РК разработаны образовательные стандарты профессий «Вожатый организации образования» и «Организатор детского досуга». В преддверии учебного года свидетельства о прохождении обучения получили «первые ласточки» — 28 вожатых в Зерендинском районе и 12 в городе Кокшетау.

— Детский досуг — это очень важная сфера работы, — сказала, обращаясь к аудитории, Елена Дмитриенко. — Важно, что теперь в Акмолинской области, единственной в Казахстане, да и во всем СНГ, проводится обучение вожатых. Ведь если в досуговом пространстве работают непрофессиональные люди, то о каком развитии личности ребенка можно говорить? Сегодня в школе, в основном, идет интеллектуальная подготовка — готовят к тестам, экзаменам. От детей постоянно что-то требуют: дома — родители, в школе — учителя. А кто поможет им заполнить свое свободное время интересными занятиями, чтобы они не попали в плохие компании, чтобы занимались творчеством, а не «сходили сума» от стрессов? Только вы.

За круглым столом были озвучены и проблемы, которых в работе вожатых немало: отсутствие госзаказа на специальности вожатых в колледжах, благодаря которому обучение могло бы стать бесплатным, низкие зарплаты в сфере дополнительного образования, которые мешают привлечению в эту сферу незаменимых в работе с детьми молодых мужчин. Отдельная тема — отсутствие специального высшего образования для педагогов-организаторов, из-за чего у вожатых практически отсутствуют возможности для профессионального роста, а значит, и для увеличения своих доходов.

Говорили и в целом о развитии детского движения в Казахстане. Елена Дмитриенко рассказала, что опыт союза «Жұлдыз» уже внедряют в российской Якутии, интересуются и изучают работу союза в Беларуси, Украине, Таджикистане, Болгарии, Германии, Южной Корее и на Кубе.

В завершение работы круглого стола Елена Дмитриенко поздравила всех собравшихся с Днем Конституции Республики Казахстан и вручила особую награду ОО «СДОО «Жұлдыз» — золотую звезду «Балалар үшін» Айнисе Абжановой, руководителю общественного фонда «Делай добро Кокшетау».

София АЛЕКСАНДРОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Для учебы — все условия

Начало учебного года — суматошная пора не только для родителей школьников, но и для всех служб и ведомств, ответственных за создание хороших условий для учебы наших детей. Краткий обзор данных, с которыми регион подошел к очередному Дню знаний, предлагаем нашим читателям.

— 120,2 тыс. школьников сегодня сядут за парты в Акмолинской области. Из них более 14 тыс. — первоклассники.

— 603 дошкольные организации области посещают более 37 тысяч детей.

— 2 новых детских сада по 280 мест откроются до конца текущего года в г.Кокшетау. В 2019 году планируется завершить строительство еще 3 детских садов на 700 мест. Строительство ведется из средств областного бюджета. В 140 детских садах завершается текущий ремонт.

— В новом учебном году для школьников Акмолинской области откроют двери 4 новые школы на 1 300 мест (одна из них — первая в области ІТ-школа-лицей на 900 мест в мкрн. «Сарыарқа» г.Кокшетау).

— Для 6 тысяч учащихся организован подвоз к местам учебы. Из них свыше 1,5 тыс. детей школьного возраста, проживающих в 141 населенном пункте, где нет школ.

—  167 автобусов будут использоваться для организации подвоза в регионе. В 2018 году из областного и местного бюджетов выделены средства на дополнительное приобретение 28 школьных автобусов.

— В 85% школ планируется организовать горячее питание для 96% обучающихся. Бесплатным горячим питанием планируется обеспечить 100% школьников отдельных категорий.

—   3 информационные системы, внедренные облуправлением образования для детских садов, школ и колледжей городов и районных центров региона, позволят вести всю работу в организациях образования в цифровом формате — прием документов, приказы на зачисление или отчисление, учебные планы, журналы.

—  Все школы области подключены к широкополосному интернету и инновационной образователь-ной платформе «BilimLand».

—  95,9% школ области оснащены новым мультимедийным оборудованием. До конца года продолжается приобретение комплектов мультимедийного оборудования. Элементы и кабинеты робототехники имеют 124 организации образования.

—   28 бесплатных IT-классов для детей планируется открыть в сентябре: в городах области — 4, в районных центрах — 24. В ІТ-классах дети будут обучаться навыкам программирования, построения простых алгоритмов, создания web-сайтов, компьютерных игр и анимации по европейским образовательным стандартам. Проект «Бесплатные IT-классы для детей» — один из трех проектов по цифровизации, инициированных партией «Нұр Отан».

— В 22 школах области с прошлого года работает пилотный проект по реализации трехъязычного образования. В 7 школах на английском языке велись уроки биологии, химии, физики, информатики, еще в 15 школах — факультативные занятия. В этом учебном году количество учебных заведений, реализующих проект, будет увеличено.

— Свыше 4,7 тыс. человек поступят в колледжи области в рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», из них 230 — за счет средств республиканского бюджета в рамках программы «Мәңгілік Ел жастары — индустрияға» («Серпін»).

—  1190 студентов будут приняты в колледжи области на профессиональное обучение по 29 рабочим квалификациям по Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Краткосрочным профессиональным обучением охвачены свыше 1,5 тыс. человек из числа безработных и самозанятых.

— 19 кабинетов в школах районов и городов, еще 15 — в организациях технического и профессионального образования открыты для освещения программы «Рухани жаңғыру». Все они оснащены широкополосным интернетом, мультимедийным оборудованием. За текущий период в кабинетах проведено более 50 диалоговых площадок, диспутов и других мероприятий.

Екатерина ЛЬВОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также