САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Скала Окжетпес, Мавзолей Кабанбай-батыра

Скала Окжетпес
(Бурабайский район)

Величественна скала Окжетпес (в переводе на русский язык «не долетит стрела»). Высота ее не превышает 300 метров над уровнем моря. Она — украшение берега озера Аулиеколь (Боровое). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании своей широко известной сегодня поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды «Окжетпес» и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства.

Наиболее известны в народе три легенды о скале Окжетпес.

…Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство…

Грозный хан Среднего жуза — Абылай — нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, на ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным…

Однажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей в родные края из похода. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно — кому отдать плененную юную красавицу-калмычку?

Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.

Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы-калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.

Пленница прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:

— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..

Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка…

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов, и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы…

Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни -бросилась с вершины горного утеса в воды озера Аулиеколь (Боровое).

Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего.

Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденное: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился Жумбактас — скала-загадка, или, как ее еще очень часто называют, — Сфинкс.

Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой задумчивой старушкой, то молодой целеустремленной девушкой… Некоторые же не связывают облик этой скалы с молодой или старой женщиной, а считают ее символом мятущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера смотреть на ухо «Слона», вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.

***

Давным-давно это было. Жил-был у озера Боровое зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.

— Моим мужем будет наш батрак — пастух Касым, — заявила она отцу.

— Что ты говоришь? — возмутился бай. — Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, — сказал он в гневе.

Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании, и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им:

— Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову…

Попытки джигитов оказались напрасными — ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обратилась к отцу:

— Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.

— Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, — благосклонно согласился бай.

Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца:

—  Отец, — сказала она, — голову Касыму ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз…

Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.

Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса и, чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный колокольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами, и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.

Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:

—  Зачем ты забралась на вершину горы?

— Если бы твоя стрела во второй раз не долетела до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, -ответила она ему…

Помимо этих двух широко известных в народе легенд путешественнику И.Т. Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес.

…В дальние времена, когда только казахи владели Великой Степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путникдоберется…

А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.

До Жеке-батыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом, т.е. «не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.

Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.

Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться, и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпеса, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными — безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами. Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.

— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!

Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу, так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.

И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

***

Мавзолей Кабанбай-батыра
(Целиноградский район)

Находится в 5 км от с. Кабанбай Целиноградского района.

Народ окружил имя Кабанбая (настоящее имя Ерасыл) вечной славой, создав о нем многочисленные художественные памятники (поэмы, предания, толгау, арнау).

Кабанбай родился в конце XVII века в семье батыра Кожакула. Еще в начале джунгарско-казахских войн в числе первых жертв пали отец и старший брат Кабанбая. А народный гнев, как известно, всегда вырастает из личных драм. В 16 лет Кабанбай встал в ряды борцов с иноземными поработителями. Молодой человек, воспитанный в военно-аристократической среде, хорошо овладел техникой и приемами рукопашного боя, а также знал ведение тактического боя, что помогло ему быстро завоевать себе авторитет. В сражениях он показывал исключительную стойкость и храбрость, за что получал один за другим прозвища: Избасар, т.е. преемник героических поступков отца, Карбала — молодой силач, как одногорбый верблюд, Дарабоз — особый среди равных, Кабан — возмутитель спокойствия вражеских сил. Это последнее прозвище перешло затем в общепризнанное имя в виде Кабанбай, что в свою очередь стало боевым кличем рода Каракерей.

Но это случилось позже, когда Кабанбай стал во главе казахской национально-освободительной армии. А начал он свою карьеру с рядового бойца, постепенно поднимаясь по лестнице военной иерархии: командир отряда (жузбасы), полка (мынбасы), крупных соединений (ту-менбасы). В год великого бедствия (1723) Кабанбая назначили начальником обороны священного города Туркестана, столицы Казахского ханства. И в дальнейшем он находился во главе таких стратегически важных сражений, как Алакульское (1725), Шубартенизское (1728), Булатинское (1729), Анракайское (1729), Илийское (1730), Шаганское (1735), Шоргинское (1740). Свыше сорока лет боролся Кабанбай под знаменем освободительной войны. За это время он принял участие в 103 крупных сражениях.

На территории сельского округа Кабанбай-батыра Целиноградского района Акмолинской области расположен объект истории и культуры — мавзолей Кабанбай-батыра.

3 ноября 2000 года в селе Рождественка (ныне село имени Кабанбай-батыра) состоялось открытие памятника прославленному казахскому герою. Великих людей казахи издревле хоронили на холмах, чтобы даже издали они напоминали людям о себе, укрепляя в них веру и дух. В исторических источниках Кабанбай упоминается как храбрый воин. В конце XVIII в. отряды под его руководством нанесли поражение джунгарам и спасли казахский народ от истребления.

На месте захоронения батыра установлен 25-метровый мавзолей. Общая площадь постройки 41,3 кв.м.

Композиционная идея мавзолея для степного зодчества традиционна, но воплощена в современном ключе. Строение из красного кирпича и с шатровым сводом напоминает творение иранских зодчих — Башню Кабуса, башенный мавзолей начала XI в.

В мавзолее очень интересно организован верхний свет, любопытно сделана входная часть. Узкие горизонтальные щели у фундамента сооружения заставляют его как бы парить над землей, а отверстия в кровле, отделяющие конусовидный шатер от несущих стен мавзолея, дают эффект парения шатра. Интересно, что раскрытие щелей у основания мавзолея напоминает прием, который использовали кочевники, когда поднимали вверх края кошм для проветривания юрты в жаркую погоду. Это своего рода попытка Акжайыка Сауменова, архитектора проекта, найти в древности новые содержательные и пластические возможности.

Читайте также