ТОО «Бурабай Даму»: управлять ресурсами по-новому

ИНДУСТРИЯ   ТУРИЗМА
Исключительно вопросами развития Щучинско-Бурабайской курортной зоны занимаются два подразделения Управления делами Президента РК. Одно из них — ТОО «Бурабай Даму».

ТОО «Бурабай Даму» — это единственная туристская организация, в ведении которой находятся несколько туробъектов на особо охраняемых территориях ЩБКЗ. Компания образована для их содержания и рационального использования, а также расширения туристических услуг в курортной зоне, повышения качества обслуживания, влияния на ценовую политику и, в конечном итоге, на создание бренда «Бурабай».

Не прошло и года с момента, когда новая команда ТОО полностью изменила существовавший до этого времени менеджмент в туризме курортной зоны. Во главе молодого, энергичного, креативного коллектива встал опытный и принципиальный управленец Галымжан Абдикаликов. Вместе они взяли курс на успех. И даже перевод руководителя на должность директора ГНПП «Бурабай» не помешал им блестяще справляться со своими задачами. Судите сами.

Мир досуга и новых познаний

Хорошо известный музей природы п.Бурабай в этом году стал совершенно другим. Из здания по большей части административного значения он шагнул в мир абсолютного семейного досуга и отдыха туристов. Каждый его этаж теперь привлекает гостей новыми, увлекательными и познавательными открытиями. Подтверждением тому служат статистические данные. Даже с учетом того, что музей природы несколько месяцев был закрыт на ремонтные работы, количество туристов, посетивших его, по сравнению с 2017 годом выросло на 198%.

Осенью в здании заработает 5D-кинотеатр. В этом году здесь расположился и российский музей восковых фигур. И ведь не случайно музей природы стал местом сосредоточения туристов, досуговым и культурным центром поселка: ранее незадействованный третий этаж был отремонтирован и отдан музеям поселка.

Здесь впервые открыт музей истории лесного хозяйства. Его создание приурочено к знаменательным для развития края датам. Ныне исполняется 120 лет со дня образования в 1898 году лесного хозяйства. В этот же период была открыта лесная школа и сформировано Боровское казенное лесничество. Фотоматериалы и документальные свидетельства той эпохи собраны в этом музее. Немало информации имеется о времени становления государственного заповедника «Боровое» и Боровского лесного хозяйства, вплоть до 2000 года, когда Указом Президента РК ему был присвоен статус государственного национального природного парка.

— Появлению более века назад лесного хозяйства мы во многом обязаны первому лесничему этих мест, омичу Валентину Шингареву. После своего визита сюда он сделал многое, чтобы организовать здесь центр по изучению природы, уникальной для этих климатических зон. Так была открыта лесная школа. Должны помнить мы и ученого Евгения Светлака, который в те далекие годы заложил дендрологический сад, где по сей день произрастает 140 видов растений. Музей хранит исторические материалы и о создании лесоохотничьего хозяйства. Открывший его Николай Черепанов в 70-е годы прошлого века завез и развел в наших лесах глухарей, которые успешно акклиматизировались. Кроме того, именно ему принадлежала идея открыть в 1962 году здание для музея природы, где сегодня мы с вами и находимся, -проводит экскурсию хранитель фонда музея природы Марал Садвакасова.

На почетном месте среди других документов — пейзаж Борового, который в 1938 году на выставке в Нью-Йорке занял первое место среди курортов. Экспозиции музея представлены архивными материалами о первых и самых почетных специалистах, семейных династиях лесного хозяйства Бурабая. Здесь собраны редкие природные коллекции. Особого внимания заслуживает панорамная экспозиция лесного кордона 70-х годов. Воссозданная организаторами музея, она передает уклад жизни и работы лесников через их форму и инструментарий, условия проживания и отдых, тем самым повышая в глазах отдыхающих значение их работы для сохранения и приумножения природных богатств.

Идея открытия музея истории лесного хозяйства принадлежала ветеранской организации ГНПП «Бурабай» и долгое время витала в воздухе. Но нашла свое воплощение только сейчас. И, как показывает практика, значение ее оказалось более чем весомо. Посетители с большим интересом вникают в историю курортного края, признаваясь, что благодаря этой информации по-новому, более бережно и рачительно начинают относится к здешним красотам.

Мини-реальность живой природы

Невероятная технологическая работа была проведена по реконструкции второго этажа, где находится сам музей природы.

Десятилетиями все экспозиционные экземпляры флоры и фауны этих мест были ограждены от взора посетителей холодным стеклом. В этом году в зале хвойных лесов чучела птиц и животных, можно сказать, выпустили из заточения в импровизированную среду обитания. Для этого убрали заслоны, создали панорамы и диорамы, установили настоящие деревья — создали мини-реальность жизни животных, птиц, рыб и других обитателей здешних мест.

— В зале минералогии, науки палеонтологии и археологических находок можно узнать о первых его обитателях. Например, своими глазами увидеть фрагменты останков древних животных — мамонтов и туров, которые были найдены близ поселка Катарколь в середине прошлого столетия, — экскурсовод Айнура Туребекова признается, что именно этот зал привлекает наибольшее внимание посетителей. — Многие интересуются историей возникновения Бурабая. Миллионы лет назад сегодняшняя территория была покрыта морем, на дне которого зарождались горы, происходили вулканические извержения. Так образовалась самая высокая гора Кокшетау, высотой 947 метров. После обмеления огромного водоема остались озера с невероятным рельефом местности.

Следующим в экскурсии по музею следует обновленный зал водно-болотных угодий с аутентичной инсталляцией из водоема с водоплавающими птицами и представителями рыбного мира. Живо и динамично передают жизнь обитателей степи композиции зала лесостепи и лиственных лесов. Также очень натурально воссоздана роща танцующих берез.

Недалеко от музея имеется террариум, в котором насчитывается более 30 видов экзотических животных из Юго-Восточной Азии, Африки, Австралии, Камбоджи и Вьетнама.

Преображение зооуголка

Изменения не обошли стороной и зооуголок музея. В этом году к новому летнему туристическому сезону здесь провели реконструкцию, впервые за последнее десятилетие. Для некоторых обитателей расширили вольеры, завезли новых животных, по всей территории заменили заборы, установили на тротуарах скамейки и урны. Возле каждого животного установили оцифрованные информационные таблички с QR-кодом. Через специальное мобильное приложение теперь узнать о животном буквально все можно за секунды.

Для самых маленьких туристов, главных любителей прямого общения с животными, в начало зооуголка перенесен контактный зоопарк, который в прошлом году находился на задворках. Сейчас тут же установили детские избушки, мини-аттракционы, скамейки, чтобы малыши играли, а родители отдыхали рядом.

Кроме того, стоимость посещения контактного зоопарка включили в общий билет, тем самым уменьшив расходы посетителей. Раньше, чтобы пройти в зооуголок и контактный зоопарк, гостям приходилось платить 600 тенге за каждый отдельно. Теперь же услуги объединили: заплатив один раз 1000 тенге, можно побывать сразу в двух.

— Все эти новшества были введены для удобства отдыхающих. Турист не должен тратить уйму времени на походы и очереди по многочисленным кассам. Мы сделали так, чтобы единожды заплатив, наши посетители получили сразу все услуги музея природы. По аналогичному алгоритму работает сегодня и сам музей природы, — отмечает руководитель единого контакт-центра Азамат Баймуканов.

Эти преображения не остались незамеченными его посетителями. Команда ТОО «Бурабай Даму», отслеживая социальные сети, комментарии и отклики в них, информационные сайты, опрашивая туристов, в этом сезоне пока не сталкивалась с фактами недовольства. Раньше с их стороны поступало много нареканий на качество сервиса, условия проживания животных, отсутствие условий для отдыха и т.д.

— За этот летний период не было ни одного негативного отклика или комментария, — констатирует Азамат Баймуканов. — Отсутствие негатива в соцсетях — это оценка, положительная оценка нашей работы.

Решения найдены

И ведь на самом деле, в прошлые годы интернет-пространство пестрило нелестными отзывами и впечатлениями туристов от посещения Бурабая. В большинстве случаев отдыхающие жаловались на закрытый доступ к пляжу в поселке и дорогостоящие туалеты.

ТОО «Бурабай Даму» и в решении этих вопросов не осталось в стороне. Руководством компании в этом году было принято решение открыть проход к пляжу через территорию музея природы. С самого начала туристического сезона центральные ворота открыты до самого позднего вечера. Заборы, ограждающие площадь зооуголка, убрали. Заасфальтировали пешеходные и велосипедные дорожки, привели в порядок тротуары.

Не заметить этого невозможно. Теперь отдыхающие гостиниц и отелей, находящихся в ареале музея-природы, вереницей проходят на пляж беспрепятственно. А ведь раньше людям приходилось проходить не один километр по поселку, заполненному туристами и автомобилями, чтобы добраться до единственного в центре Бурабая доступного прохода.

Нашлось решение и для острой проблемы с общественными туалетами. И сделать это можно было уже давно, так как выход из ситуации оказался довольно прост. Руководство ТОО совместно с ГНПП «Бурабай» (арендодателями пляжей) и местными исполнительными органами достигли договоренностей с предпринимателями (арендаторами пляжей) об установке биотуалетов. Другими словами, бизнесменов обязали создавать первоочередные условия для отдыхающих, нести ответственность за чистоту и сохранность природных ресурсов, используемых ими в качестве основного актива.

От хаоса к единому, гармоничному стилю

Сегодняшний менеджмент развития Бурабая требует от его исполнителей работы над единым, узнаваемым и уникальным стилем курорта. Это направление для ТОО «Бурабай Даму» также не чуждо.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Поляна Абылай-хана — одно из самых красивейших мест курортной зоны. Она является одной из наиболее посещаемых гостями, в том числе иностранными, туристических площадок. Более того, этот объект внесен в республиканскую карту сакральных мест Казахстана, имея большое историческое и культурное значение.

Но привлекательна эта местность не только для отдыхающих, но и для предпринимателей, которые в самый разгар туристического сезона предлагают здесь свои услуги: то с беркутом сфотографироваться, то примерить национальную одежду, то монетку на счастье получить, то купить сувенир. И все это — в хаотичном режиме. Но в этом году ТОО установили для местных дельцов полуюрты, разработанные в национальном жанре, придающие поляне вид более упорядоченный и характерный. Сувенирные лавки, работающие здесь, теперь тоже обрели единый образ. Заработал пункт проката спортивного инвентаря, появились новые и интересные архитектурные формы.

Аналитики ТОО «Бурабай Даму» уже говорят о резком повышении посещаемости поляны. За последний год ее посетили 75 тысяч человек. Только по итогам этого туристического сезона количество побывавших здесь туристов увеличилось на 409%. Показатель говорящий, результат впечатляющий. И он не лимитирован. Во-первых, с развитием туризма поляна будет и впредь посещаема гостями курортной зоны. Во-вторых, в скором времени на территории будет реализован крупный туристический проект, благодаря которому здесь появятся новый экспозиционно-выставочный комплекс площадью свыше 1500 квадратов, экспозиционная зона, медиа-центр, открытая площадка для отдыха, галерея батыров, интерактивный зал, аттракционы и кинотеатр.

Очаг истории, культуры и традиций

Этой весной силами ТОО «Бурабай Даму» вблизи мараловодческого хозяйства был открыт этнографический аул «Жайлау». Количество посетителей, которые приехали сюда для знакомства с историей, культурой, бытом казахского народа, в этом году по сравнению с прошлыми годами, когда работали другие этноаулы, выросло в два раза.

Проживание в юртах, традиционная казахская кухня, национальные спортивные игры и развлечения, мастер-классы ремесленников, прогулки по сафари-парку на лошадях или квадроциклах, конные и пешие экскурсии, экстремальные виды отдыха и даже лечение — это тот набор опций, которые предоставляет туристический объект.

Организовав работу «Жайлау», создав условия для встречи путешественников, компания открыла двери этой площадки местным предпринимателям, чтобы развивать бизнес, чтобы вся туристическая отрасль получала свой эффект от функционирования этноаула. Но несмотря ни на что, ТОО продолжает вести маркетинговую кампанию, организовывать экскурсии.

Нынешнюю модель исторической реконструкции жизни казахского народа наделили неоспоримой привилегией. На ипподроме возле этноаула возродили традиционные конные скачки — байгу. С весны было уже проведено несколько соревнований. Раз от разу количество их участников стремительно растет, как и размер общего призового фонда, что говорит о повышении статуса бурабайских забегов. Если первая байга благодаря спонсорам собрала около 500 тыс. тенге, то последняя — уже 2 млн. Расширяется и география участников. В третьей по счету байге на стартовую линию вышла команда из российского Магнитогорска. Это не считая болельщиков из Омска и борцов за победу со всех уголков Казахстана. В этих состязаниях в каждом из двух забегов участвовало около 20 лошадей. И для начала проведения состязаний на регулярной основе — это большое достижение.

— Мы показали, что байгу проводить в нашем районе — перспективное дело. Появившийся интерес к состязаниям в Бурабае, которые здесь еще только начинают развиваться, может говорить о том, что люди приезжают сюда по большому счету не только ради байги, но и за отдыхом. А он совсем рядом — в этноауле, — резюмирует Азамат Баймуканов.

…Управленцы ТОО еще в начале создания уникального туристического продукта задумывали его работу всесезонно. Для этого здесь имеются необходимые инженерные коммуникации. Больших вложений или проблем для реализации планов по работе этноаула круглый год возникнуть не должно. Сегодня специалисты этими вопросами занимаются. Таким образом, вероятнее всего «Жайлау» и разбавит не столь многообразную структуру зимнего туризма в Бурабае.

Ребрендинг «Казахстанской Лапландии»

У ТОО «Бурабай Даму» уже есть успешный опыт того, как с максимальной эффективностью использовать имеющиеся возможности. Речь идет о развлекательном комплексе «Казахстанская Лапландия». Благодаря внушительной и основательной работе специалистов удалось за последний зимний период увеличить посещаемость почти на 100% до 70 тысяч человек.

Главным образом, это достижение было достигнуто за счет широкого продвижения услуги среди школьников и в студенческой среде, ведь проведенный предварительный анализ показывал, что казахстанская молодежь просто не владела информацией о том, что в стране есть своя собственная резиденция Санта-Клауса. Поэтому сотрудники сами выезжали в регионы на встречи, чтобы рассказать о «Казахстанской Лапландии». Кроме того, администрация комплекса разработала систему скидок и бонусов, специальные турпакеты, предоставляли трансфер, организовали предоставление услуг по принципу одного окна.

— Нужно было показать, что такое развлечение есть, оно доступно и интересно, но узнать это можно только побывав здесь. Работая в таком направлении, мы смогли привлечь сюда больше молодежи, которая уезжала в полном восторге, — в продолжение разговора вспоминает руководитель единого контакт-центра.

Более того, в этом году комплекс работает и летом, после ребрендинга став семейным парком развлечений «BurabayLand». Этот туристический продукт был передан в доверительное управление бизнесу, который без капитальной перелицовки, но с преобразованием ведения дел, не дал простаивать объекту. Для посетителей здесь открыли аттракционы, карусели, веревочный парк, картинг, различные катания, несколько тематических игровых домиков. Первого сентября в «BurabayLand» начнется акция «Напиши письмо Санте». Так что уже сейчас можно задуматься о подарке, написать письмо и отправить его почтовым сообщением. Оно обязательно придет в бурабайскую резиденцию Санта-Клауса.

Несколько приоритетов для новых свершений

За непродолжительное время совершенно новой системой управления туристическими ресурсами, которыми ведает ТОО «Бурабай Даму», получены прекрасные результаты. Вкупе с теми преобразованиями, что происходят в курортной зоне благодаря акимату области, Бурабай на самом деле шагнул на новую ступень своего развития. Люди это отмечают, новшества у всех на устах. Но впереди еще много планов и свершений.

В ТОО «Бурабай Даму» давно имеется стратегия дальнейшего развития индустрии туризма в ЩБКЗ. О них рассказывает и.о. генерального директора Азамат Ербатыров:

— Нами определено несколько приоритетных направлений в работе по повышению имиджа и привлекательности курорта Бурабай среди туристской аудитории. Во-первых, будет продолжена реализация концепции «Four seasons» по развитию круглогодичного отдыха. Для этого уже разработано множество проектов для различных сезонов года, которые будут востребованы и интересны для туристов. Уже начиная с этого года новые туруслуги станут доступны отдыхающим.

Как вы знаете, в этом году между озерами Большое Чебачье и Текеколь выделено 233 гектара земли для строительства курортной зоны «AQ BURA». Этот уникальный инвестпроект разработан для организации нового уровня обслуживания населения и туристов, развития индустрии развлечений и отдыха в курортной зоне, уменьшения рекреационной нагрузки на поселок Бурабай. И «Бурабай Даму» является управляющей компанией этого объекта, а значит и вся работа по его возведению и эксплуатации будет в руках организации. На сегодняшний день разработан план детальной планировки, начато строительство магистральных инженерных сетей, привлечены и иностранные инвесторы.

В планах провести цифровизацию курортной зоны. Туризм не должен оказаться за бортом общегосударственной тенденции перевода в цифру. Поэтому будет создано специальное мобильное приложение с привязкой к карте и общей базе данных об отелях, ресторанах, центрах досуга и развлечений, расписаниях пассажирского транспорта. Сегодня большое количество туристов, особенно иностранных, интересуются наличием такой возможности. Кроме того,  в планах приобрести  мультиязычные аудиогиды и интерактивные панели с информацией о курортной зоне.

Не прекратится работа по продвижению экологических маршрутов, особенно мало-посещаемых, позабытых. Это интересные, нелегкие и незнакомые большому количеству отдыхающих пути для знакомства с новым Бурабаем. Продолжится сотрудничество с компанией — разработчиком коробочного комплекта для туристов «Burabay CityPASS», для которой «Бурабай Даму» предоставляет скидки на свои турпродукты, оказывает консультационные услуги.

С этого года мы приступаем к развитию въездного туризма. Уже ведутся переговоры с турфирмами ОАЭ, у которых есть интерес открывать новые туристические горизонты. Для них разработан проект «all inclusive» на 3, 5, 7 дней. Также для зарубежных туристов уже существует турпакет «Аэропорт-Бурабай-аэропорт», который включает встречу в авиагавани, питание, проживание, организацию досуга и проводы. Помимо этого, нами запланировано посещение и участие в международных специализированных выставках для продвижения нашего уникального курортного края на мировом туристическом рынке.

Алёна ЕРИНА.

Бурабайский район.

Читайте также