Объять необъятное, или Семь тысяч километров по сакральным местам Казахстана

Увидеть своими глазами все сакральные места Казахстана, побывать в местах, где жили великие писатели и ученые, помолиться о душах усопших возле древних мазаров и узнать сотни легенд от местных жителей довелось учителям и ученикам кокшетауской СШ №4. Уникальное путешествие, которое они совершили, проехав за две недели больше семи тысяч километров, — словно подтверждение: любить родную землю и многое знать о ней — понятия прямо пропорциональные.

Семь тысяч… по земле

Можно сказать, что эта автоэкспедиция началось много лет назад — с любви к туризму, которому учитель физкультуры СШ №4 Сергей Иванов посвятил много лет жизни. Ежегодно преданный своему делу педагог выезжает на каникулах с учениками на соревнования или на природу, чтобы потренироваться. А в прошлом году идея отправиться далеко за пределы области возникла еще и у учителя истории Армана Анешева, который давно мечтал заняться изучением биографии академика Каныша Имантаевича Сатпаева и посетить исторические места нашей страны. Вопрос о поездке вынесли на педсовет школы, и, получив одобрение коллег и руководства, отправились в путь на личном авто Сергея Васильевича. Вместе с ними поехали их коллега, учитель географии Марина Тарасевич и трое учеников — Елена Мазур, Вячеслав Ковригин и Данил Лопаник.

Сказать, что детям понравилось путешествие — это ничего не сказать. Путешествуя на автомобиле, они купались в реках, озерах, прудах, встречавшихся на пути. Для приготовления еды использовали газовую горелку и самовар, ночевали в палатках. Для ребят это путешествие стало не только отдыхом, но и увлекательным двухнедельным уроком истории: из Кокшетау в Караганду, Жезказган и Карсакпай, затем в Южный Казахстан и на восток страны.

Сокровища Центрального Казахстана

Одной из главных целей экспедиции был Карсакпай — небольшой городок в Карагандинской области, где жил и работал академик Каныш Сатпаев. Благодаря его исследованиям было доказано, что в Центральном Казахстане есть огромные запасы руд цветных и редких металлов. Каныш Имантаевич «пошел по следам» английских промышленников, кустарно добывавших медь в Жезказганском регионе еще в конце XIX века, а в итоге сделал нашу страну флагманом цветной металлургии.

— Нас очень радушно встретил директор дома-музея Каныша Сатпаева, но, так как он владеет хорошо только казахским и английским языками, мне пришлось поработать переводчиком, — рассказывает Арман Анешев. — Нам показали обстановку, в которой жил и работал великий ученый. В 1942 году, когда была захвачена Украина, на которой находились немало промышленных предприятий Советского Союза, он доказал, что Казахстан может обеспечить добычу полезных ископаемых, в частности, марганца, который необходим для укрепления танковой брони. В доме, где он работал, есть отдельный вход в его рабочий кабинет, там же находится комната инженеров, которые трудились вместе с ним. Нам рассказали такую историю: в голодные военные годы Сатпаев как-то пришел домой с ведерком угля. Жена Таисия с укором сказала ему: ты известный ученый и не можешь добиться, чтобы нам привезли уголь? Каныш Имантаевич ответил: я не могу позволить, чтобы возле дома лежала гора угля, когда другие люди мерзнут…

Акмолинских путешественников гостеприимно принимали и в музее поселка Жезды. Руководство музея даже заключило с педагогами меморандум о сотрудничестве.

На родине Сакена Сейфуллина в селе Ортау Шетского района путешественники собрали много материала о великом писателе. Побывали и в урочище, где стоит фундамент его дома.

— Кроме памятных мест, связанных с именем Сейфуллина, в этих краях расположены древние горные массивы, — делится впечатениями Арман Анешев. — Там есть уникальное сакральное место под названием «Жеті қазына»: с вершины горы течет природный родник, видимо, стечением времени в камнях, на которые она падает, образовались углубления в виде ванн или небольших колодцев. Из одного из них вода переливается в следующий, чуть ниже-таких раковин с водой там ровно семь. Местные жители верят, что если искупаться во всех семи подряд, то сбудется любое желание: батыр станет сильнее, девушка удачно выйдет замуж, у семейных людей появятся долгожданные дети. Мы тоже искупались в «Жеті қазына», загадали желания… Странно, но в этом красивом и мистическом месте туристов практически не бывает — даже мы сами, казахстанцы, мало знаем о том, какие тайны и сокровища скрываются на нашей огромной территории…

Древняя история

Из Карсакпая путешественники отправились вдоль реки Сарысу — это древний путь кочевников, известный знатокам истории. Как с удивлением отметили школьники, на берегах этой речки очень много змей, а вода в ней и правда желтоватая — то ли оттого, что степь вокруг выгоревшая от жары, то ли от того, что земля здесь сухая и глинистая: наступишь — и из-под ног поднимаются клубы желтой пыли…

Доехав до древнего города Сыганак, что на территории Кызылординской области, через который в степи проходили караваны с товаром, путешественники застали здесь археологов и реставраторов: руины города, который дважды сжигали завоеватели — сначала Чингисхан, а потом джунгары — восстанавливают по крупицам.

—  Поразило обилие черепков, которые там буквально валяются под ногами, — рассказывает учитель истории. — Ребята собирали их, удивляясь, какой тонкий фаянс делали из местной глины много веков назад и какие яркие природные краски использовали. Кстати, в Сыганаке, оказывается, были канализация и водопровод — и это в Средние века, когда в Европе шли Крестовые походы. Сыганак был, судя по всему, достаточно большим городом, он был ставкой ханов Керея и Жанибека, столицей Ак Орды.

Школьники вместе с учителями побывали и в Южном Казахстане, посетили мавзолеи Арыстан-баба, личность которого известна в истории как миссионера ислама, Ходжа Ахмета Яссауи, Есим хана, видели трехслойные крепостные стены городища Сауран — такими их делали, чтобы стенобитные орудия врагов не имели успеха. А в древнем городе Отырар неожиданно нашли ответ на вопрос, почему войска Чингисхана полгода не могли взять этот город.

— Этим вопросом как учитель я задавался не раз, — говорит Арман Анешев. — И ответ нашел, побывав на месте. Отырар расположен на возвышении, окруженный крепостной стеной — настоящий форпост. Это был развитый и ультрасовременный по тем временам город: за крепостной стеной, например, располагалась шикарная баня с большим бассейном, водопроводом и канализацией — словно подтверждение, что люди во все времена стремились к комфорту…

Батыр сердцем

— В Южном Казахстане, в Ордабасинском районе мы увидели на трассе указатель: Кажымукан ауылы. Конечно, заехали, — рассказывает Арман Анешев. — Оказалось, что в этом селе похоронен великий борец Кажымукан, и там же живет его внучатый племянник. Там есть дом-музей знаменитого борца. Мы, акмолинцы, считаем, что Кажымукан родился на территории нашего региона, а в ЮКО его считают своим, — рассказывает Арман Анешев. — В ауле Кажымукан нам рассказали историю его жизни. Говорят, что в роду Кажымукана все мальчики умирали. Умерла и его мать. И кто-то подсказал его отцу Мунайтпасу: ты должен поменять место жительства. Тогда отец взял свою престарелую мать и маленького сына Мукана и приехал в наш северный регион. Здесь великого спортсмена видели только маленьким, отец и бабушка его похоронены здесь, потому в народе считалось, что он родился в наших степях…

Нам рассказали, что в юности Кажымукан работал в Омске у купца Мальцева. Однажды купец решил поехать посмотреть свои поля и увидел, как работник вместо лошадей тянет две тележки с зерном. Мальцев сказал: да ты же богатырь! Говорят, что именно этот купец познакомил Кажымукана с Поддубным, с которым они стали хорошими товарищами. Работая в цирке, Кажымукан познакомился с девушкой-полькой, женился на ней, в татарской мечети она взяла имя Батима. Она родила ему двоих детей, и правнучка одного из этих потомков живет у нас в Кокшетау.

В конце жизни Кажымукан оказался на юге, вернулся в деревню, где родился. В музее мы видели его рубашку, в которой могут поместиться двое взрослых мужчин — это послевоенная рубашка, а ведь в 1948 году он уже умер. Представляете, каким богатырем был в молодости!

—  Потомок борца показал нам благодарственное письмо Сталина, адресованное ему, — продолжает учитель истории. Кажымукан в войну занимался сбором денег на постройку самолета, а потом написал письмо в наркомат обороны с просьбой подарить Советской армии самолет от его имени — самому ему возраст уже не позволял отправиться на фронт. Кроме того, вопреки официальной версии, как нам рассказали, Кажымукан никогда не был в хадже. Однако он очень много делал для простых людей. Рассказывают, что он делился последним, ничего не жалел для других, занимался воспитанием молодежи. Сами люди дали ему прозвище Хаджи, потому что он был не просто батыр. Он был батыр сердцем…

По пути Абая

Множество впечатлений осталось у группы после посещения музея Абая Кунанбаева в местности Жидебай, где великий писатель жил последние годы своей жизни.

— Надо сказать, что в этом месте инфраструктура просто прекрасная. Там есть гостиница, столовая, очень хороший музей, — говорит Арман Анешев. — В этих местах похоронены многие его родственники. Директор музея рассказал, что в день нашего приезда, например, здесь побывало 100 человек, часто бывают иностранцы. Когда мы увидели музей, поняли: отец Абая Кунанбай был не просто бай, а бай баев! Там есть кровать, инкрустированная драгоценными камнями, трехствольное ружье германского производства, подаренное Абаю генерал-губернатором, стол из красного дерева, седло из серебра, вес которого, пожалуй, не выдержит современная лошадь. Говорят, что однажды за свадебное саукеле из серебра Кунанбай отдал десять тысяч лошадей… При этом он, как говорят, занимался и благотворительностью. Например, ездил в хадж и построил на святой земле жилище — что-то вроде гостиницы для казахов-паломников.

После музея путешественники побывали в горах, видели пещеру, где прятались Енлик и Кебек. Легенда рассказывает, что Енлик и Кебек были из разных родов, которые долго воевали между собой. И кактоль-ко эти два рода помирились, случилась эта история. Парень заблудился на охоте, вышел на аул девушки и заночевал там. А утром увидел красавицу Енлик и влюбился. К этому времен она уже была обручена с сыном бая, то есть, за нее заплатили уже половину калыма. Кебек украл девушку и они уехали, долго прятались. Уже родился у них ребенок. Но их искали три стороны: ее, его родственники и родня несостоявшегося жениха. Их нашли. Чтобы не провоцировать новую войну между родами, старейшины приняли решение наказать молодых. Их привязали к хвостам лошадей и протащили по дороге. Влюбленные погибли, а их ребенка оставили в горах на съедение диким зверям.

Кокшетауские школьники, узнав эту историю, были в шоке. Но по законам того времени для спасения мира между двумя родами и сотен человеческих жизней, видимо, было принято это прагматичное, хоть и бесчеловечное решение. Сегодня напротив могилы Енлик-Кебек расположено кафе, в котором всегда много посетителей. А на постаменте — стихи Абая…

Ради любви к Родине

Конечно, за время своего путешествия учителя и школьники увидели намного больше интересных и памятных мест, чем можно поместить на газетной странице. Они собрали массу информации о знаменитых детях казахского народа, о сакральных местах и памятниках. На своем пути встретили множествохорошихлюдей, которые приглашали их в гости, угощали, поддерживали и сопровождали, чтобы они не заблудились. Побывали в местности Бурулдай недалеко от Алматы, видели Иссыкские курганы и наскальные рисунки в урочище Тамгалы. Словно древние кочевники, по пути искали водоемы, где можно помыться и отдохнуть. Оценивали туристический потенциал регионов. Вывод, сделанный ими, в общем-то можно спрогнозировать: путешествовать по Казахстану на авто — это своего рода экстрим. Нет указателей, не развита инфраструктура, слабый сервис. При том, что уникальных исторических мест и живописных пейзажей в нашей стране очень много. Не раз за время своей поездки путешественники встречали иностранных туристов — из Турции, Германии, Франции. Это говорит о том, что туристический потенциал у Казахстана огромный, его только нужно развивать. Кое-где, как, например, в музее великого Абая Кунанбаева, это развитие идет. Порадовали путешественников и изменения, произошедшие с мазаром Козы Корпеш и Баян Сулу в Аягозском районе Восточно-Казахстанской области. Педагоги, бывавшие там ранее, отметили, что появились вымощенные дорожки, освещение, территория облагорожена. Однако сколько еще таких уникальных мест предстоит привести в порядок, украсить, сделать удобными для посещений туристов…

Что вынесли путешественники из этого длительного вояжа лично для себя? Конечно, незабываемые впечатления. Воспоминания, которых хватит на всю жизнь. Исторический материал, которого хватит на несколько диссертаций. Опыт жизни в полевых условиях. А еще учитель истории Арман Анешев надеется, что его ученики никогда не будут испытывать трудностей на экзаменах по истории Казахстана. А эту землю, истоптанную собственными ногами, всегда будут чтить и беречь.

Ради этого, пожалуй, стоило ехать…

Владислава КОКОРИНА.

Фото из архива экспедиции.

Читайте также