Коррупционные риски. Как с ними быть?

ГОССЛУЖБА: ЗАМЕТКИ ЖУРНАЛИСТА
Ниже речь пойдет о том, что работу с коррупционными рисками отдельные госорганы проводят формально, а потом удивляются, откуда берутся правонарушения. Правда, есть и положительные примеры, можно сказать, достойные подражания. Так, область занимает лидирующие позиции по числу электронных госуслуг, что как раз не дает произрастать коррупционным рискам.

Одна из самых популярных тем, рассматриваемых на областном совете по этике — укрепление служебной дисциплины, предупреждение коррупции и профилактика нарушений норм служебной этики. На каждом заседании об этой работе отчитываются несколько топ-менеджеров органов местной исполнительной власти. Процедура предусматривает явку первых руководителей. Однако некоторые акимы районов находят причины не являться на совет, отправляя туда замов. Те, выступая по написанному тексту, обстановкой, что касается коррупционных рисков, абсолютно не владеют, «не их хлеб», так же как и профилактика нарушений служебной этики.

— Вызвали «по тревоге», вручили готовую информацию и айда в Кокшетау, — признаются многие «докладчики». Таким образом, отчеты превращаются в формальность чистой воды, хотя та же работа по предупреждению коррупции требует более серьезных и основательных подходов.

31 мая т.г. на Совете по этике отчитывался аким г. Кокшетау. Пожалуй, это был первый отчет, проливающий свет на истину, а самое главное — самокритичный, с профилактическим направлением. Опережая события, скажу: польза от него, несомненно, будет, и она уже есть. Поменялся руководитель отдела земельных отношений, возросло число членов земельной комиссии, что избавило ее работу от избирательности: одному участок давали, другому отказывали, хотя не имелись на то основания. Изменил тактику и стратегию в пользу населения отдел архитектуры и градостроительства, руководители которого накануне понесли строгие наказания на Совете по этике.

Пробежимся по другим фактам, их предал огласке аким. Коррупционные преступления совершили руководитель отдела строительства и его заместитель. Суд признал их виновными в злоупотреблениях служебными полномочиями. Не успели утихнуть страсти вокруг этого события, как отличился вновь назначенный руководитель отдела строительства, незаконно подписавший акт приемки выполненных работ.

Похоже, образовалась коррупционная схема, а ведь ее могло и не быть, действуй эффективные, а не формальные профилактические меры. Слово «формальные» много раз будет звучать в нашей публикации, именно оно вошло в моду некоторых исполнительных органов, подменяя собой серьезную работу. Городские власти пересмотрели свое отношение к профилактике коррупции и ее рисков, навели порядок в проблемных ведомствах.

Весь вопрос: надолго ли, может это разовая акция?

— Эта работа будет продолжаться постоянно, — заверил совет по этике аким Кокшетау. -Любой сигнал от населения о неправомерных действиях наших чиновников рассматривается как ЧП местного масштаба с вытекающими отсюда последствиями.

В качестве позитивного примера назовем следующий факт, заметно снижающий коррупционные риски. Еще в прошлом году госорганы оказывали 60% услуг населению в электронном виде, нынче эта цифра возросла до 82%. Отсутствие непосредственного контакта услугополучателя с услугодате-лем — эффективная мера в борьбе с коррупцией. В данной номинации Акмолинская область занимает лидирующие позиции в стране.

И тем не менее, «узкие места» существуют. В сельских районах коррупционные риски часто изживаются на бумаге. На ней вроде бы неплохо, на деле используется давно наезженная колея, от которой «ни жарко, ни холодно», хотя донесения в контролирующие органы идут бодрые: боремся, не переставая… Бойкие заверения звучат и при отчетах на совете по этике. Из одного района вместо ожидаемого акима приехал его зам по сельскому хозяйству. Начал читать справку и сразу стало понятно — «отдувается не за себя, за того парня». Ему надои, привесы, урожайность поднимать, но волею случая заставили с коррупцией бороться. С какой стороны к проблеме подойти — не знает, зато отчитывается. Что ни говори, галочка обеспечена.

Совет по этике прервал формальный отчет, было принято решение дождаться акима района и с ним продолжить разговор, пожелав заму счастливой обратной дороги за 400 км. Служебная машина, бюджетный бензин, может быть, еще и командировочные — это не в счет. В сопровождении, так сказать, коррупционных рисков чиновники едут докладывать, как они с ними успешно борются. Сатирикам бы такой сценарий, спасибо сказали бы.

Вернемся к наезженной колее. Ящики доверия, графики приема по личным вопросам, соответствующие рубрики в газетах, число публикуемых материалов, «круглые столы», семинары, тематические выступления в трудовых коллективах… В антикоррупционных мероприятиях запутаешься, а как факты коррупционных правонарушений и преступлений были, так и остаются. В Бурабайском районе, если память не изменяет, по рекомендации диссовета, а потом и совета по этике уволены с должности за короткое время 3 руководителя отдела ЖКХ.

Меры приняты, сообщалось из г. Щучинска, но через полгода новое дисциплинарное дело со знакомой фабулой — превышение служебных полномочий, использование их в корыстных целях. Спрашивается, кому нужна такая борьба с коррупцией. Справедливости ради, надо отметить, в текущем году Бурабайский район, что касается коррупционных рисков, на совет не приглашался. Или очередь не дошла, или порядок в проблемных госорганах навели. Впрочем, пусть эти сомнения останутся на совести автора.

Наряду с ЖКХ большие коррупционные риски имеются в сфере земельных отношений. Информация, оказавшаяся у меня в руках, думаю, будет крайне интересна читателю. Анализ положения дел в этой сфере провел департамент Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по Акмолинской области. Фактов набралось — можно книгу издавать. Возьмем один раздел, касающейся широкого рынка продаж земельных участков. Эксперты считают, «ноги у коррупции в земельных отношениях отсюда растут». Одна из причин — отсутствие прямой (безальтернативной) нормы, устанавливающей запрет на предоставление земли без торгов (аукционов, конкурсов).

Особенно невиданный ажиотаж вокруг земельных участков наблюдается вблизи г.Астана, в Бурабайском районе. Коррупционные риски, образно говоря, «в очередь здесь выстраиваются». Участки покупают, продают, вновь покупают, вновь продают. Пробелы в законодательстве используют предприимчивые чиновники, преследуя прежде всего личные интересы, а затем уже государственные.

Антикоррупционная служба промониторила реализацию земельных участков в отдельных районах области, приобретенных, внимание, для продажи. В Целиноградском районе в интернет-ресурсах размещено 430 объявлений, Аршалынском — 168, Шортандинском — 43, Бурабайском — 67, Аккольском — 40, Зерендинском — 29… Отмечается пропорциональное соотношение количества коммерческих объявлений с количеством очередников на получение земли. Не уверен, коррупционная схема или нет, но очень уж цифры совпадают, похоже, на сговор продавцов и покупателей. Но это лишь версия.

Вот еще одна странная ситуация. В последние годы участились случаи подачи заявлений гражданами, проживающими в других регионах РК. Что получается? Человек имеет дом, участок, но хочет приобрести земли опять же под ИЖС или для перепродажи. Может быть, человек стоит в очереди на получение участка в двух, трех областях. Единой учетной базы нет, этим и пользуются ушлые заявители.

Такой пример. В сельском округе Атамекен Бурабайского района в очереди на получение участка под ИЖС состоят 33 жителя, из них 17 очередников (более 50%) являются заявителями из других регионов.

Беспрепятственная постановка на очередь, а потом уже и на получение земли, создают такие коррупционные риски, что мало не покажется. Не зря по числу коррупционных нарушений и преступлений земельные отношения ходят в призерах. А сколько по этой причине плодится нарушений при выдаче решений на изменение целевого назначения земельного участка.

Анализ коррупционных рисков выявил немало просчетов в управлении образования, сельского хозяйства, департаменте по контролю в сфере образования, теринспекции Минсельхоза, инспекции транспортного контроля, других ведомствах.

Наверное, пора сделать вывод. Говорят же, чтобы решить проблему, надо хорошо знать породившие ее причины и «отсюда танцевать». Наличие коррупционных рисков определяет масштабность коррупции. Если хочешь нанести ей упреждающий удар, следует в первую очередь избавиться от формализма на всем пути к этой цели.

К сожалению, показывает практика, заседания областного совета по этике, отдельные госорганы оказываются в плену десятков мероприятий, КПД которых равняется нулю. Пора от бумажной активности переходить к деловой.

Александр КУЗЕННЫЙ.

Читайте также