«Мы гасили афганское пламя»

Память
Ветераны войны в Афганистане и сегодня в строю, среди воинов — интернационалистов они первыми приняли у фронтовиков эстафету военно — патриотического воспитания молодежи страны. Молодость Сергея Логвинова схожа с этой порой биографии сотен и тысяч его сверстников, в восьмидесятые годы ушедших в Афган. Ни для кого не секрет, что туда направляли служить, особенно в начале ввода ограниченного контингента советских войск, большей частью ребят рабоче — крестьянского происхождения.

Сергей родился в г. Макинске, здесь же окончил десятилетку. Пропагандистский пролетарский лозунг «Я бы в рабочие пошел, пусть меня научат!» работал в сознании выпускников школ, и Логвинов начинал токарем на заводе имени Ленина. Параллельно обучаясь в школе ДОСААФ, получил специальность водителя БТР. Весной пришла повестка.

— Шел апрель 1981-го, со станции «Макинка» нас по «железке» повезли на восток Казахстана, — вспоминает Сергей. — В учебной части Усть-Каменогорска три месяца «гоняли» жестко. Затем погрузили на огромный аэробус «ИЛ-18» и прямым рейсом доставили в Ашхабад, а оттуда в Кабул. Мало кто догадывался, что нас ждет впереди. На пересыльном пункте близ аэродрома распределили на ночлег. На рассвете, услышав шум «вертушек», выбежали из палаток, только тогда разглядели громады гор. Вертолеты, как шмели, бесконечно «жужжали» вдали и вблизи. 28 человек из нашей команды определили в 181-й мотострелковый полк.

Вы спрашиваете, была ли «дедовщина»? Да, но совсем иная, чем в Союзе. Никто никого не унижал. Напротив, «дембеля» защищали новобранцев, в бою сознательно выбирали для себя самые опасные участки. Давали дельные советы, строго спрашивали за ошибки.

Сдружились мы со своим земляком из Акколя Иваном Шерстневым. За нас, рядовых, всегда переживал взводный Василий Смирнов, пайком своим офицерским делился, как мог оберегал наши жизни. И мы старались не струсить, не подвести командира. Поставленную задачу выполнить. Водить БТР доводилось и по узким ущельям, горным извилистым дорогам. Нелегкое это дело: не справишься с управлением — машину унесет в пропасть. Не будешь знать местность — подорвешься на мине. Во время обстрела задача — создать максимальные условия экипажу для нанесения эффективного ответного огня противнику.

О том, что я в Афгане, родные узнали много позже. Хотя мать друга, работая в военкомате, не могла не знать, куда направляют нашу команду. Похоже, она своей тревогой за нас с моими родителями поделилась спустя месяцы. Настоящая служащая Советской Армии! Сейчас срочную служат всего лишь один год и то, нет-нет, да находятся уклонисты. В наше время подобное считалось позором: не служил, значит, неполноценный, не мужчина! Я согласен с официальным мнением, что в армию не забирают, а призывают. Нас же призвали в армию, а вернулись мы с войны. Фильм «9 рота» — хорошая кинокартина, близкая к правде. Спасибо за это актерам, режиссеру и автору, конечно. Но все же, на войне как на войне. В связи с этим хотелось бы напомнить эпизод из другого фильма — «Троя», монолог царевичей. Правдиво и убедительно говорил Гектор своему младшему брату: «Я убивал и слышал предсмертные крики, и видел смерть. И нет в ней никакого геройства, и нет в ней поэзии…». Мое внутреннее чувство всегда подсказывало, что мне предстоит пройти через афганское горнило, и оно не подвело.

Бесценный подарок для нас, макинцев, сделал наш земляк Юрий Шишин, по крупицам собрав через интернет сведения об афганской войне, подготовил обширную информацию об истории моей родной части и подразделения. Очень мы благодарны за это.

Мать Светлана Антоновна, отец Геннадий Ефимович, сестры Ольга и Галина ныне живут также в Макинске. Благодаря их молитвам и заботе командиров я выжил. Любимая жена, Наталья Дмитриевна, родила мне сына Геннадия и дочь Ольгу. Сына я назвал в память о друге Гене Пирожкове, погибшем смертью храбрых на рейде 8 марта 1982 года. Вечная ему память! И всем невернувшимся ребятам!

Работаю я в учебно-производственном комбинате инструктором по вождению. В районе нас, афганцев, 22 человека. Понимаем друг друга без лишних слов. Мы гасили афганское пламя. И этим сказано все.

Записала Алия АХЕТОВА.

Буландынский район.

Читайте также