По следам одной трагедии

Журналистское расследование

«В Кокшетау при строительстве дома разбился 58-летний житель областного центра». Это сообщение информационных агентств каких-либо комментариев, откликов на сайтах, в социальных сетях не вызвало. В отличие от трагедии, произошедшей буквально в те же дни на карьере «Altyntau Kokshetau».

Мы попытались разобраться в причинах произошедшего по алгоритму «кто виноват и что делать». Скажем сразу, что ответ на первый вопрос пока не удалось отыскать ни нам, ни органам следствия, ни областному управлению по инспекции труда, куда мы обратились в первую очередь.

— На строительстве пятиэтажного двухподъездного жилого дома в микрорайоне «Васильковский» работали четыре человека, — рассказывает нам инспектор по охране труда Муратбек Жусупов. — На неустойчивых конструкциях. Спецодежды, касок, страховочных поясов мы не увидели.

Поговорить с рабочими не удалось: «Как только увидели представителей правоохранительных органов, наших специалистов, они разбежались. Контактных данных получить не удалось». Причина очевидна: работали без трудовых договоров. И это в «лучшем случае», а то и вовсе нелегально.

— У нас никто не работал, стройка «заморожена». Никто не видел там ни бетономешалки, ни бытовки, ни прораба. Кто туда забрался и зачем — не знаем. Никакой ответственности за произошедшее не несем, — так категорично ответил после долгих попыток созвониться с ним главный инженер зарегистрированного в Астане ТОО «Самға-3». Стройка «заморожена», видимо, после того, как организация попала в реестр недобросовестных участников госзакупок. Или, наоборот, потому в этот реестр и попала, что строительство велось очень долго и далеко от завершения. Выяснение репутации этой фирмы — нашей задачей не было. Но что-то с нею, вероятно, не так.

По словам инспектора Жусупова, сразу после происшествия ее руководители на контакт шли, на звонки отвечали, говорили, что для определения суммы компенсации ждут заявления родственников. Но очень быстро юристы заняли позицию, которую и озвучил главный инженер в нашем телефонном разговоре. Так что пока остается ждать результатов расследования.

По поводу того, что делать, чтобы подобные трагедии не повторялись, мы беседуем с заместителем руководителя областного управления по инспекции труда Дюсенбеком Баймусыновым.

Дюсенбек Сальменович, причины каждой трагедии, видимо, свои. И все-таки, с кем и почему они происходят?

— К сожалению, несчастные случаи происходят не только у нас, повсюду. В том числе и на производстве. Вопрос в том, действительно ли это случай, нелепый, непредвиденный или все-таки то, что можно было предотвратить.

В 2000-х годах несчастных случаев со смертельным исходом в нашей области происходило 22-24 в год. Лет через пять снизили до 18-19. Потом до 16-17. В прошлом году их было 11. Каждый — трагедия, горе родных. Очевидно, чем больше происходит несчастных случаев на конкретном производстве, тем вероятнее, что какое-то из них завершится необратимо. Все в тот же период, начала 2000-х, количество зафиксированных несчастных случаев достигало 180 в год. За последние годы — не превышают 90. Конечно, и это много.

Какие-то закономерности установить проблематично. Мониторинг статистических данных показывает, что наиболее опасными в этом плане оказываются горнометаллургическая отрасль и коммунальная сфера. Попадают в беду чаще всего либо люди молодые, недавно пришедшие на производство, либо, наоборот, — проработавшие долго, излишне в себе уверенные, у которых бдительность притупилась: «Мы еще не такое видели…».

В подавляющем большинстве случаев к трагедии ведет цепь нарушений, какими бы мелкими они на первый взгляд кому-то ни казались. И, конечно, главенствует человеческий фактор. В любом случае ответственность должен нести руководитель, организатор работ. Даже в том случае, если несчастье произошло с нетрезвым человеком. Почему не было системы контроля? Почему стало возможным нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии?

Сколько обращений к вам поступает и какую долю в них занимают жалобы на условия труда, не соответствующие нормам безопасности?

— Количество обращений за последние годы стабильно держится на уровне 1300. В них, в основном, речь идет о невыплате заработной платы, на втором месте — незаконные увольнения. По поводу нарушений условий труда, техники безопасности заявлений практически не бывает. И в этом еще одна причина аварийности. Если деньги платят вовремя, и размер оплаты людей устраивает, то они готовы мириться со многим. В том числе и с небезопасными условиями труда. Готовы работать без заключения трудовых договоров.

Простите, но проверка условий труда — разве не обязанность ваших сотрудников?

— Наша и не только наша. На каждом производственном предприятии численностью выше 50 человек существует служба безопасности и охраны труда. Если работников меньше 50, то ответственность за обеспечение безопасности возлагается на кого-либо специалиста. Как правило, это наиболее опытные и авторитетные работники. Но не все от них зависит. Как и от нас.

Мы можем осуществить проверку на предмет соблюдения норм Трудового кодекса только имея на руках чье-то обращение. Но даже в этом случае обязаны не менее чем за сутки уведомить руководителя предприятия о предстоящей проверке. Этого требует Предпринимательский кодекс РК. А руководитель часто делает вид, что уведомления не получал. Даже в том случае, если почтой отправляем. Если произошло ЧП, то без информации, поступившей либо от работодателя, либо из лечебных учреждений, мы тоже не можем действовать.

Бизнес, конечно, нуждается в защите. От излишних проверок тоже. Но не от тех, которые направлены на безопасность, на защиту прав работника на жизнь и здоровье.

С 1993 года наша страна является членом Международной организации труда. Ратифицированы большинство конвенций этой авторитетной организации, требования которой являются законом для многих развитых стран. Сегодня многие парламентарии наши говорят о том, что некоторые нормы Предпринимательского кодекса РК не согласуются с требованиями этих конвенций. Убежден, что инспектор по охране труда должен иметь право прийти на производство в любое время суток без всякого предупреждения. По себе знаю, как это стимулирует правила безопасности соблюдать. Я на шахте работал, молодые были, только и успевали оглядываться: «Не идет ли инспектор…».

Мы свои предложения не раз на уровень республики направляли, каки наши коллеги из других областей. При разработке поправок в Предпринимательский кодекс их должны принять во внимание.

В целом, как видим, охрана труда — проблема комплексная. Тут и правовая база роль играет, и ответственность работодателей, и самое главное — отношение самих людей к своему здоровью и безопасности.

Нина МИТЧИНОВА.

P. S. По сообщению ДВД: «По факту падения с высоты возбуждено досудебное производство по ст 156 УК РК («Нарушение правил охраны труда»). Назначена судебно-медицинская экспертиза. Копия направлена в инспекцию по охране труда для выявления степени виновности работодателя.

«Акмолинская правда» будет информировать своих читателей о результатах.

Читайте также