О самостоятельном бюджете местного самоуправления

В современных условиях модернизации государственного управления на первый план выходят процессы формирования института местного самоуправления как важного компонента демократических реформ. Для определения развития и становления местного самоуправления Указом Главы государства в 2012 году утверждена Концепция развития местного самоуправления в РК.

В ее рамках, а также для реализации 98 шага Плана нации — «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства Нурсултана Назарбаева, на уровне сельского округа, села, поселка, города районного значения внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления как четвертого уровня государственного бюджета будет осуществляться поэтапно:

— с 2018 года — в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах с численностью населения свыше 2000 человек;

— после 2020 года — повсеместно.

В Акмолинской области из 246 акиматов сельских округов с 1 января 2018 года в 69 административно-территориальных единицах внедрен самостоятельный бюджет, что составляет 28%.

Восемь бюджетов местного самоуправления полностью самообеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, в пяти бюджетах сельских округов предусмотрены бюджетные изъятия, три сельских округа содержатся за счет собственных средств (без субвенций и изъятий) — аппараты акимов поселков Шортанды, Заводской, г.Есиля. Остальные бюджеты поселков, сельских округов получают субвенции из вышестоящего бюджета.

В бюджет села передано семь видов налоговых и других неналоговых поступлений, а также 19 направлений расходов. Теперь аппарат акима города районного значения, села, поселка, сельского округа осуществляет функции местного исполнительного органа в сферах планирования и исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа, а также управления коммунальной собственностью города районного значения, села, поселка, сельского округа (коммунальной собственностью местного самоуправления) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Аппаратом акима сельского округа разрабатывается проект бюджета МСУ, затем проект бюджета выносится на обсуждение и согласование с собранием местного сообщества. Бюджет МСУ утверждается маслихатом района. За его исполнение ответственность несет аким сельского округа и его аппарат.

Исполнение бюджетов в интегрированной информационной системе казначейства (далее ИИСК) начинается с предоставления и загрузки планов финансирования. В текущем году в ИИСК впервые составляются планы по бюджету местного самоуправления, а именно сводный план поступлений и финансирования по платежам и обязательствам, индивидуальный план финансирования государственного учреждения по обязательствам и платежам. И если для местных уполномоченных органов по исполнению бюджета эта работа понятна, т.к. они ею занимались и раньше, то для органов МСУ она в новинку.

Поэтому для успешного внедрения четвертого уровня бюджета для органов местного самоуправления департаментом казначейства и его территориальными органами проделана большая работа по подготовке регионов области к переходу на самостоятельный бюджет. Подготовительные мероприятия по внедрению нового уровня бюджета местного самоуправления начаты в ноябре 2016 года в Целиноградском районе, проведена рабочая встреча министра финансов Республики Казахстан и председателя Комитета казначейства по вопросам внедрения самостоятельного бюджета сельских округов с исполнительными и уполномоченными органами района.

Сотрудники департамента казначейства в составе информационно-разъяснительной группы акимата области принимали участие в проведении семинаров-совещаний во всех регионах области на эту тему. Со специалистами акиматов сельских округов проведены семинары по особенностям казначейского обслуживания бюджетов местного самоуправления (в части ведения сводных планов и контроля за достаточностью средств на КСН бюджета), были разработаны раздаточные материалы, представлены методические рекомендации по работе в информационной системе «Казначейство-Клиент».

В течение 2017 года сотрудники департамента, районных, городских управлений принимали участие в тестировании информационных систем казначейства по всем бизнес-процессам.

Руководство департамента, а также руководители управлений проводили выездные встречи с акимами сельских округов и финансовыми работниками. На семинарах слушателям был представлен алгоритм действий с момента создания нового бюджета — это открытие кодов, формирование досье, присвоение ролей, перечисление остатка денежных средств с контрольного счета наличности (далее КСН) МСУ на КСН бюджета, формирование форм отчет-ностей для контроля за исполнением бюджета доходной и расходной частей. Акцент сделан на ежедневном контроле за достаточностью средств на КСН. Даны рекомендации по проведению разъяснительной работы с налогоплательщиками.

Для детального изучения процессов внедрения IV уровня бюджета местного самоуправления, обмена опытом, а также обсуждения проблемных вопросов при обслуживании аппаратов акимов сельских округов департаментом казначейства 26-27 июля 2018 года проведено региональное совещание в районе Биржан сал с участием сотрудников районных управлений казначейства области на тему «Самостоятельный бюджет городов районного значения, села, поселка, сельского округа».

На 1 июля 2018 года в доход бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов поступило 1 727,6 млн тенге, из них трансферты — 795,4 млн тенге (46%), налоговые поступления — 841,1 млн тенге (48%), неналоговые поступления — 91 млн тенге (5,2%).

По итогам шести месяцев 2018 года расходная часть бюджета местного самоуправления исполнена на 97,2%, доходная часть бюджета — 113%.

Сансызбай БЕЙСЕНОВ,
руководитель департамента казначейства по Акмолинской области.

Читайте также