5 АВГУСТА — ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА: Пусть «зеленым» будет путь…, Стальные магистрали принимают надежных…, Дорожных дел мастер, Впереди — новые проекты, Виктор Юха: «За рулем «должность» у всех одна — водитель…»

Пусть «зеленым» будет путь…

В Кокшетау прошло торжественное собрание, посвященное Дню работников транспорта.

В адрес акмолинцев, кто связал свою жизнь с транспортом — автомобильным, железнодорожным, авиационным — звучали теплые поздравления и добрые пожелания, лучшим труженикам отрасли вручались ведомственные награды, благодарственные письма, почетные грамоты.

-Транспортная отрасль имеет многовековую историю, свои традиции, и сегодняшний праздник — это и есть хорошая традиция, — отмечал в своем поздравительном слове заместитель акима области Канат Идрисов. — Мы благодарны вам за добросовестный труд, профессиональное мастерство и преданность к делу.

Сегодня работники транспортного комплекса решают масштабные, востребованные временем задачи, направленные на повышение качества и конкурентоспособности транспортных услуг, увеличение объема перевозок и обновление инфраструктуры. Уверен, что и впредь вы будете успешно справляться с этими задачами, обеспечивая ритмичные и бесперебойные перевозки, а накопленный опыт, славные трудовые традиции, серьезная государственная поддержка — помогут достичь поставленных целей.

Обращаясь к работникам и ветеранам транспортной сферы, заместитель акима области пожелал всем доброго здоровья, семейного благополучия, успешной и стабильной работы, безопасного пути, удачи на дорогах и в воздухе.

В ходе мероприятия лучшим труженикам отрасли были вручены ведомственные награды, благодарственные письма от имени акима Акмолинской области.

Со словами поздравления также выступил директор филиала акционерного общества «НК Қазақстан темір жолы» — Акмолинское отделение магистральной сети» Артур Кизатов.

В завершение торжественного собрания состоялся праздничный концерт.

Ренат ШАГАЛАЕВ.
Фото Тулегена КОШЕГУЛОВА.

Династии
Стальные магистрали принимают надежных…

Мы же в буквальном смысле под стук колес родились и выросли. Дети железнодорожников, если в молодости и получают другую профессию, то часто на дорогу возвращаются. «Ген железнодорожный» вряд ли существует, конечно, но что-то в этом есть. По себе знаю, — так начальник станции «Ерейментау» Турсун Алайдаров отвечает на вопрос о том, почему династии, которых раньше было множество, теперь редкость?

В образовании, здравоохранении и в сфере железнодорожного транспорта сохранились. — Папа, мама — железнодорожники, но из меня хотели сделать горняка, — Турсун Айтымович разъясняет прозвучавшее «по себе знаю». — Горный техникум в Караганде окончил, и — в родной Ерейментау, на родную дорогу. Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева окончил, уже имея опыт практической работы.

— Стабильность, заработная плата, социальный пакет, несомненно, свою роль тоже играют. — Машинисты тепловозов в Ерейментау — самые престижные женихи, — шутит Турсун Айтымович. И, видимо, не только из-за величины заработной платы. В бизнесе, допустим, доходы повыше. Но «железнодорожник» — это не только профессия, но и образ жизни, здоровый, со вредными привычками несовместимый. Прийти на смену после неумеренного праздничного застолья никто не решится. И не только из-за медицинского осмотра, но и потому что коллеги так отреагируют, что «мало не покажется». «Нулевая толерантность» — как раз об этом.

О женах железнодорожников — разговор особый. В Ерейментау, где железная дорога, по сути, является предприятием градообразующим, по словам наших собеседников, по «одному железнодорожнику есть в каждой семье. Жены и семьи у нас тоже «железные». Живут по нашему графику. Иначе нельзя.

Турсун Алайдарович говорит, что очень редко, но бывает приходят работники с заявлением на увольнение: «Хочу в выходные отдыхать, Новый год с семьей встречать». Подписывает без сомнений даже ценному специалисту: «Значит, ему с нами не по пути».

— На праздники мы друг друга по громкой связи поздравляем, — улыбается Ольга Филиппенкова. Ее дед Иван Левковский пришел на железную дорогу в 1945 году, на пенсию вышел машинистом крана на железнодорожном ходу. Сейчас общий железнодорожный стаж династии далеко за 150 лет «перевалил». Сына Ивана Федоровича Владимира Левковского призвали не куда-нибудь, а в железнодорожные войска. Ну а после демобилизации, конечно, домой. 42 года отработал машинистом электровоза.

— Как бы поздно отец ни приезжал из рейса, мы старались его дождаться, — вспоминает свое детство Ольга Владимировна. — Он открывал свою «шарманку», а там — колбаса. У нас в Ерейментау в то время она не всегда была, и трубочки вафельные с кремом. На наш вопрос — «шарманка» — это что? — смеется: «Да это сумка такая, рабочая. В ней инструменты, запчасти разные и нам гостинцы. Я навсегда запах этот машинный запомнила».

При воспоминании об отце улыбка сменяется грустью, Владимир Иванович ушел из жизни очень рано, в 61 год.

— Как я теперь жалею, что не поговорила, не расспросила подробно, за что его в 1991 году удостоили высшей профессиональной награды — Знака «Почетный железнодорожник». Тогда об этом старались вслух не говорить, но в коллективе знали, что Владимир Левковский предотвратил крушение, которое могло случиться, не заметь он возгорание между вагонами состава, идущего навстречу по смежному пути.

Сама Ольга Владимировна мечтала стать архитектором, но в итоге… работает инженером на станции, возле которой выросла. Поначалу окончила тот же техникум железнодорожный, что и мама — Людмила Левковская, проработавшая на железной дороге 32 года. Потом параллельно работала, детей воспитывала, высшее образование получала. Ни очем не жалеет. Как и ее сестра Наталья Сердцева — старший оператор центра оперативного технического учета.

А если к более чем 150-летнему общему стажу урожденных Левковских добавить годы работы на железнодорожной дороге мужей Ольги Владимировны и Натальи Владимировны, то уже и за 200 лет перевалит. А там и дети подрастут…

Двое детей и у 31 -летнего дежурного станционного поста и централизации Бауржана Шайзина. У него, как и у многих ерейментуских мальчишек, проблем с выбором профессии не было: «Я же с детства с отцом на тепловозе катался…». Так что после школы — сразу в академию транспорта и коммуникаций.

Он как раз из тех молодых специалистов, о которых начальник станции говорит: «С ними легко. Они на железной дороге выросли, понимают нас — старшее поколение, мы понимаем их. Надежные ребята. На железной дороге иначе нельзя. Она случайных людей не принимает».

Нина МИТЧИНОВА.
Ерейментауский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Дорожных дел мастер

Часто ли, отправляясь в путь, мы обращаем внимание на состояние автодорог, дорожных знаков, на чистоту обочин и «карманов» для кратковременного отдыха, автопавильонов, расположенных вдоль трасс? Конечно, — скажете вы. Зоркие глаза водителей, внимание пассажиров неотрывно прикованы к убегающему вперед серому полотну асфальта и всему, что с ним связано, отмечая как достоинства, так и недостатки. Но часто ли при этом мы задумываемся: кто следит за порядком на дорогах, собирая выброшенный из окон автомобилей мусор, чьими стараниями выглядят свежо и ярко старые автобусные остановки, кто зимой заботливо расчищает трассы от снега, обеспечивая возможность свободного передвижения? Ответ: скорее нет, чем да…

Труд дорожников, как правило, незаметен, особенно, если он качественен. И, пожалуй, только они знают, каково это — в жару и зной, в зимнюю стужу, в любую непогоду находиться на открытом пространстве, на трассе с интенсивным движением, когда мимо «с ветерком» проносятся легковушки и грузовики, выполнять свою привычную и очень нелегкую работу.

Валентина Сергеевна Ковалжи — дорожный мастер, трудится в ДЭУ-73 — филиале ТОО «Казахавтодор», с 2001 года. Предприятие, возглавляемое Почетным дорожником Республики Казахстан Талгатом Молдахметовым, обслуживает автодороги Кокшетау-Атбасар с девятого по 152-ой километр, и Щучинск-Зеренда, протяженностью 52 км. Таким образом, общая сеть обслуживаемых дорог составляет 195 км. Начинала Валентина простым доррабочим, но уже через полгода ответственную, добросовестную девушку перевели в мастера. Свою беспокойную работу Валентина успешно совмещала с учебой, заочно окончив сначала Кокшетауский политехнический техникум, а затем, в 2007 году — факультет строительства автодорог и аэродромов Казахского автодорожного института.

Каждый день Валентина Сергеевна со своей бригадой из восьми человек выезжает на трассу. Ей, мастеру дорожных работ самого высокого, 7-го разряда, не зазорно, определив фронт работ и выдав необходимое оборудование, материалы, вместе с рабочими заниматься сбором мусора, побелкой остановок и покраской знаков.

— Мы также выполняем мелкий ямочный ремонт асфальтового покрытия, обкос обочин. Следим за лесопосадками вдоль дорог. В зимнее время занимаемся очисткой дорог от снега, подсыпкой при гололеде, ведем снегозадержание. Члены бригады — дорожники, водители, механизаторы — в основном опытные, знающие свое дело специалисты. Более пятнадцати лет трудятся дорожные рабочие третьего разряда Тлектес Бекишев и Татьяна Таушева, около четырех лет назад к ним присоединился Аскар Мукажанов, которому присвоен второй разряд. Достаточно опыта и мастерства у водителей Кенжебека Сабыржанова, Арыстана Сеитова, механизаторов Мухамета Ахметкалимова, Анарбека Сандыбаева.

Выполнив намеченное надень, Валентина Ковалжи остается круглосуточно на связи: в любой момент может раздаться телефонный звонок: на дороге произошло ДТП, авария, сбито животное — лошадь, лиса, кошка или собака, случился пожар, снежный занос или паводком размыло участок — и дорожники первыми мчатся к месту ЧП, чтобы устранить его последствия. К сожалению, происшествие на трассе-явление не редкое, потому и покой дорожникам только снится.

При этом очень важно принять правильное решение — какую технику направить, наметить верные действия в случае, если, например, горит лесопосадка. Или начался сильный буран и кто-то застрял в сугробе. Порой при плохих метеоусловиях, когда движение на дорогах закрывается, дорожникам приходится сопровождать транспорт, чтобы помочь водителям выбраться из опасной зоны. И, включив обязательный «маячок», а для пущей уверенности-еще и GPS-навигатор, машины дорожников пробивают путь тем, кому очень нужно как можно быстрее добраться до места назначения.

Большие нагрузки, которые не каждому мужчине по плечу, Валентину Сергеевну не пугают. Она любит свою работу и не мыслит себя без нее. Даже декретный отпуск женщина, родившая четверых детей, ни разу не «отсидела» полностью! Шесть-восемь месяцев, максимум — год. И все. Женщина торопится к своим коллегам, которые ждут ее, которым необходимы ее компетентность, профессионализм, квалифицированные советы и ободряющая доброжелательная улыбка.

— Вся дорога на ней, — шутит Талгат Джагупарович. — А если серьезно, то Валентина действительно очень ответственный человек, который днем и ночью «на посту».

У Валентины и Сергея Ковалжи большая дружная семья. Глава семейства тоже человек занятой, он работает главным инженером в ТОО «Зеренда-Астык». Старшая дочь — восемнадцатилетняя Екатерина — сейчас готовится к поступлению в вуз. Четырнадцатилетняя Елена и девятилетняя Валерия — школьницы, а самая младшая — трехлетняя Злата — ходит в детский сад. Любимое занятие Валентины Сергеевны — кулинария. Несмотря на свою занятость и ненормирован-ность труда она находит время баловать своих домочадцев различными кулинарными изысками. И в этом незаменимыми помощницами являются дочери, которым в удовольствие помочь маме на кухне.

Несмотря на достаточно большой опыт работы в дорожной службе каждый год Валентина Ковалжи проходит обязательный экзамен — тестирование по специальности, технике безопасности, подтверждая свою квалификацию и получая допуск к работе. «В нашей отрасли происходит множество изменений: меняются категории дорог, обновляются дорожные знаки и т.д. Нужно держать руку на пульсе, быть в курсе происходящих перемен, -поясняет Валентина Сергеевна. У нее это получается. Не случайно дорожный мастер неоднократно награждалась благодарственными письмами руководства, а в этом году ее кандидатуру выдвинули на получение Почетной грамоты от Министра по инвестициям и развитию РК. А это — высокий стимул для дальнейшего производительного труда.

Светлана КИМ.
Зерендинский район.

Впереди — новые проекты

В преддверии Дня работников транспорта мы отправились в одно из старейших предприятий-перевозчиков г. Кокшетау — ТОО «Кокшетауский автобусный парк», ведущее свою историю с 1946 года. О том, какое внимание администрация уделяет организации регулярного движения автобусов на маршрутах и обеспечению безопасности своих пассажиров, обновлению материальной базы и качеству обслуживания, рассказала руководитель ТОО Асия Шаримова.

— В объеме Кокшетауских городских автобусных перевозок доля нашего предприятия составляет 50%, то есть половина всего пассажиропотока областного центра. Кроме того, занимаемся международными перевозками — наши автобусы ездят в Омск, из междугородних маршрутов — Петропавловск, Щучинск, Атбасар, Державинск, Есиль, из пригородных- с. Чаглинка.

Сегодня мы живем в ожидании больших событий — воплощения в жизнь трех серьезных проектов, от которых ожидаем позитивных перемен. Самый крупный — пилотный проект, единственный в республике — приобретение 50 автобусов, которые будут работать на газе метане. Имеется у нас уже договоренность с Global Gas Group, занимающего ведущее место в организации бесперебойного снабжения газом объектов, удаленных от магистральных трубопроводов, на территории РК. На днях мы заключаем договор о том, что мобильная заправка будет расположена на территории нашего предприятия. Надеемся, что до конца года этот проект воплотится в жизнь. То есть эти 50 новых автобусов вместимостью 86 человек каждый одновременно придут и одновременно выйдут на городские маршруты. Важный момент -приобретение автобусов осуществляется в рамках государственно-частного партнерства.

—  Какой стране-производителю отдали предпочтение?

— Из пяти поставщиков, мы остановились согласно ценовому предложению на автобусах китайской марки Golden Dragon. Их сборка производится в Алматы на базе ТОО «Тойота Мотор Казахстан».

И это не единственное нововведение?

-Да, еще один проект у нас будет реализован к концу года — электронное билетирование пассажиров.

Это московский вариант: у кондукторов будут маленькие терминалы, пассажиров — транспортные карты. Карта прикладывается к терминалу, выходит билет с номером маршрута, временем проезда. У нас будут специальные пункты пополнения этих карт. То есть, мы движемся к более цивилизованному обслуживанию пассажиров.

—   Не чревато ли новшество последствиями?

— Есть, конечно, свои нюансы и тонкости. Думаю, нам удастся избежать волнений, предложив нашим водителям достойную для нашего города заработную плату, дабы не потерять кадры. У нас сегодня на некоторых маршрутах сложился семейный подряд, когда муж — водитель, жена — кондуктор. Мне бы хотелось сохранить такой тандем, чтобы они, работая бок о бок, несли обоюдную ответственность на своем рабочем месте. Думаю, в начале декабря нынешнего года электронное билетирование пассажиров на наших городских маршрутах будет внедрено. Так, что мы ожидаем к концу года начала трех проектов — электронное билетирование, новые автобусы с встроенными датчиками подсчета пассажиров, аппарелями и установка мобильной газовой заправки.

На новых автобусах плата за проезд останется прежней?

—  Среди городских перевозчиков не может быть разного тарифа. Он будет един.

—  Сколько человек сегодня трудится в ТОО «Кокшетауский автобусный парк»?

— У нас в коллективе 230 человек. При этом, увы, испытываем большую проблему с водительскими кадрами. Костяк профессионалов, на который мы опирались, постепенно редеет, люди уходят на заслуженный отдых. Замены им нет. Отчасти это понятно, поскольку труд водителя сложен и ответственен, с ежедневным ранним подъемом, когда человек проводит за баранкой по 12 часов, находясь все время на дороге с интенсивным движением. Поэтому у них должна быть достойная заработная плата. Планируем, что с переходом на электронное билетирование, наши водители будут получать достойную заработную плату.

Назовите, Асия Умиртасовна, ваших лучших работников, которых наверняка ждут награды к профессиональному празднику.

— Таких людей, преданных своему делу, в нашем коллективе трудится немало. Ведь основной и важный наш критерий — оценка работы пассажирами, то есть отсутствие жалоб и нареканий с их стороны. Мы хорошо понимаем, что даже малейший сбой в функционале городского транспорта моментально отражается на деятельности предприятий и учреждений -люди опаздывают на работу, дети — в школу и так далее. У многих за плечами приличный стаж. К каждому профессиональному празднику мы стараемся подходить с хорошими показателями — у нас это объем пассажироперевозок. Среди лучших наших работников могу назвать водителя с 42-летним стажем в отрасли Хазмахамета Тумгуева, 30 лет отработал в коллективе водитель Кенжегали Габдуллин, 15 лет — Денис Московский, а кассир-диспетчер Наталья Рапина трудится уже 36 лет.

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег с профессиональным праздником, поблагодарить ветеранов отрасли за труд, вклад в развитие предприятия. Пусть всем всегда сопутствует удача.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.
Фото из архива Асии Шаримовой.

Виктор Юха: «За рулем «должность» у всех одна — водитель…»

Через Кокшетауский ГПТУЦ РОО «Отан», ставший правопреемником ДОСААФ, прошли десятки тысяч юношей и девушек, многие из которых стали профессиональными водителями. Авторитет автошколы «Отан» нарабатывался годами, именно здесь знают, как из обычного человека сделать настоящего водителя.

— В прошлом году движению ДОСААФ исполнилось 90 лет, — рассказывает руководитель ГПТУЦ РОО «Отан» Виктор Юха. — В декабре 1944 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР был создан Кокчетавский областной совет ОСОАВИАХИМ (предшественник ДОСААФа до 1948 года). Тогда же в городе была создана автотракторная школа, которая готовила трактористов и танкистов для фронта. Большую роль ДОСААФ сыграл и в освоении целины. В начале пятидесятых годов открылся автомотоклуб, где обучали огромное число водителей, преимущественно из числа прибывших на целину.

В 1974 году автомотоклуб ДОСААФ переименован в Кокчетавскую автошколу ДОСААФ, которая вела подготовку специалистов для ВС СССР по программе водитель-механик аэродромно-компрессорных станций. Ежегодный выпуск специалистов по группе «А» составлял 660 человек, для народного хозяйства проводилась подготовка автомехаников, водителей 1,2,3 классов, а с 1977 года категорий «А», «В», «С», «D», «Е».

После развала СССР, примерно в 1995 году автошкола ДОСААФ практически полностью перешла на «мирные рельсы».

В то время не меньше половины всех подготовленных в области водителей — выпускники нашей автошколы, — продолжает Виктор Антонович. — Вторая организация — это Автоучкомбинат (ныне «Арбакеш»), подчинявшийся Министерству автомобильного транспорта. Требования к автошколам были высокими. Если происходило дорожно-транспортное происшествие, следственные органы незамедлительно обращались туда, где готовили водителя-виновника. Приходилось отвечать за своих выпускников. В середине 90-х произошли изменения в структуре учебной организации, подготовка специалистов для армии в таких количествах уже не требовалась. Отановцы перестроились на обучение водителей, но уже исключительно для народного хозяйства. Категории все — «А», «В», «С», «D», «Е». Благо база позволяла делать это тогда, позволяет и на сегодняшний день. Правда, сетует Виктор Антонович, практически нет желающих получить водительское удостоверение с категорией «D» (автобусы с количеством посадочных мест более 16).

— У нас нет большого автобуса, и приобретать его, думаю, затея нерентабельная. Не идут люди учиться на категорию «D». Это беда в будущем для городского и междугородного пассажирского транспорта. Те водители-профессионалы, что работают в автобусных парках сейчас, в большинстве своем достигли пенсионного и предпенсионного возраста. Когда они уйдут, некому будет сесть за руль автобусов, — считает Виктор Юха.

Раньше, признается Виктор Антонович, отбоя не было от желающих получить категории «D» и «Е». Почему? Все просто: водителю-профессионалу с основной категорией «С», получившему дополнительно «D» и «Е», присваивался 1 класс мастерства, что гарантировало доплату к окладу до 25%. Это соблюдалось строго. Сейчас же транспортные предприятия частные, доплачивать или нет своим водителям за классность решает хозяин. Вот и получается, если устроился водитель в организацию, где есть доплата за классность, то идет в автошколу за категориями.

Самая популярная категория на сегодняшний день — «В». Спрос, как водится, породил и предложение. Только по Кокшетау насчитывается до 30 автошкол, появившихся из ниоткуда.

— Как ведется подготовка в них водителей, неизвестно, — подводит итог Виктор Антонович. — А ведь сегодняшние курсанты завтра станут полноценными участниками дорожного движения. И неважно кто ты — простой рабочий или руководитель, юрист или учитель… За рулем «должность» у всех одна — водитель.

В начале 2000-х годов автошкола «Отан» выпускала до 650 водителей в год всех категорий, в прошлом году их курсантами стали всего 244 человека. К сожалению, будущие водители при выборе автошколы руководствуются соображениями цены, удаленности от дома, но никак не качеством обучения. В большинстве из мелких автошкол, уверен Виктор Антонович, преподаватели и не слышали о существовании курсов повышения квалификации, учебно-методических сборов. А это очень важно, ведь требования к подготовке водителей растут с каждым годом, меняются Правила дорожного движения, устройство автомобиля и т. д. С недоверием относится Виктор Антонович и к нововведению, позволяющему желающим получить удостоверение категории «В», обучаться самостоятельно, а потом просто сдать теоретический и практический экзамены в СпецЦОНе. Он убежден, когда есть контакт «глаза в глаза» между преподавателем и курсантом, когда преподаватель дает не только теорию, но и воздействует психологически, на дорогу в конечном итоге выезжает настоящий водитель.

Алексей ЧАЙКА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также