Жизненные правила фермера Лончинского

«А как иначе внуки поймут, что хлеб не на магазинных прилавках вырастает? Как узнают, чем дед занимается? Как научатся труд крестьянский ценить?».

Так руководитель КХ «Артемида», что в Тайбайском сельском округе, Николай Лончинский объясняет, почему из микроавтобуса, в котором на обед рабочие ехали, маленькие дети выбежали. Надо сказать, что внуки наше внимание отвлекли совсем ненадолго, тут же разбежались по свежескошенному полю: кто на трактор, кто в скирду…

Сенокос сейчас в самом разгаре, — Травостой в этом году высокий, сено будет неплохим, — говорит Николай Михайлович. Его прогнозам можно верить, он в сельском хозяйстве буквально с рождения. Инженер-механик по образованию, работавший и завгаром, и профоргом, и парторгом, и заведующим МТМ в 1996 году организовал свое хозяйство. Начинал с 70 га: «Собрал паи у родственников. Потом покупал у тех, кто счел, что ему это не нужно, нашел себе другое занятие». Сейчас его хозяйство — не самое крупное, конечно, но крепкое, надежное. 15 человек в нем работают постоянно, техники хватает.

На полушутливое «Чего вам для полного счастья не хватает?» ответил по принципу «Каков вопрос…» словами одного из героев фильма «Москва слезам не верит»: «Стабильности нет». Но аргументы привел что ни на есть серьезные: «Хорошему хозяину работы всегда хватает, но условно зиму для крестьянина я называю «спячкой». Так вот. «Уснул» в 2016 при цене на дизельное масло по цене 150 тенге за литр. Проснулся в 2017 — уже 300. Дизтопливо выросло более чем в полтора раза. Буквальное несколько дней назад поехал подавать документы на получение субсидий на гербициды. В прошлом году субсидировали 50% их стоимости. В этом — 35. А цена на зерно, как была 40 тыс. тенге с небольшим за тонну, так в этих п ределах и держится ».

Надо сказать, что уже на первом съезде фермеров Казахстана, делегатом которого он был, звучали предложения «привязать» цену на зерно к цене на топливо. Но уж очень непростое это депо — рыночные механизмы.

— Так что самое стабильное, надежное — это люди, — фермер Лончинский не унывает. — Они не подводят. Но и мне нельзя их подвести. Зарплату выплачиваем мы своевременно, на заслуженный отдых провожаем с достойной пенсией. Когда в 2005 году Николай Михайлович приобрел совсем недешевый по тем временам микроавтобус японского производства с двумя кондиционерами, двумя печками, то многие спрашивали: «Неужели на такой дорогой машине будешь рабочих по полям зимой и летом возить?». Ответ был один: «А разве не они на него деньги заработали. Я без них — как без рук, «ноль без палочки».

И об односельчанах Николай Лончинский не забывает. — Напишите о нем, пожалуйста, — говорил аким Тайбайского сельского округа Талгат Карибжанов. — Этот человек всегда с нами, помогает во всем, технику дает для общих нужд. А я могу ему только грамоту почетную дать.

Но, судя по всему, Николай Михайлович, совсем не из тех людей, кто ждет каких-либо почестей и благодарности особой. Живет в соответствии с правилами, что в молодости сформировались. Один из них: «Все делать вовремя, продумывать заранее». 20-летний студент сказал будущей супруге: «Поженимся через полтора года, на мой день рождения». Так и было. Пятого августа 40-летие совместной жизни отметят. Троих детей вырастили. Воспитывали тоже по правилам Лончинского. По его словам, суть этих правил наиболее точно выражает древняя японская мудрость: «Если все время помогать детям, то внуки будут просить милостыню». Он убежден, что детям надо дать «жизнь, воспитание, образование. Сейчас время такое, что и сжильем надо помочь, чтобы в ипотеку не влезали. Но это по возможности».

Принцип личной ответственности — «Кивать ни на кого не надо, за все, что происходит, мы в ответе» — тоже одно из важнейших жизненных его правил.

Нина МИТЧИНОВА.

Ерейментауский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также