Духовное наследие Аккольского края

«На бескрайней казахской земле почти нет уголка, не овеянного легендой. Что ни местность — история, что ни край — святая земля».
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Маленький городок, окруженный лесами, наполненный прозрачным ароматом зелени, заботливо прибранный и украшенный. Акколь. У всякого путешественника, случайно или намеренно оказавшегося здесь, он оставляет теплый след в душе. Может быть, это происходит, потому что приветливые люди, живущие здесь, к своей малой Родине относятся с уважением и любовью. Они бережно хранят память о прошлом родной земли, которое, как водится, полно загадок и легенд.

Наша мечта — чтобы подростки искали в магазинах школьные тетради с фотографиями не голливудских звезд, а известных казахстанцев и достопримечательностей нашей Родины, которых даже в одном только нашем районе много, — так обрисовала ожидаемые результаты реализации государственной программы «Рухани жаңғыру» заведующая отделом обслуживания районной библиотеки им. Абая г. Акколя Валентина Оноприенко. Метафора, может быть, слишком смелая, однако, по большому счету, верная. Ведь сегодняшние молодые люди об истории своей земли, о знаменитостях, родившихся на их малой Родине, знают не так много. А для воспитания патриотизма и уважения к родному краю подрастающему поколению нужно не только прививать любовь к своей земле, но и подкреплять ее хорошими историческими знаниями. На это и нацелено создание сакральной карты Казахстана, в которую вошли два исторических памятника регионального значения Аккольского района. Впрочем, и кроме них эта земля хранит много волшебных легенд…

Моншакты

Первое, на что обращаешь внимание, приехав в Акколь — сопка Моншакты с телевышкой.

На равнинной местности ее прекрасно видно практически из любой части города, как Эйфелеву башню в Париже. Для аккольцев эта сопка — не просто часть ландшафта, а настоящая достопримечательность. Если приедете в гости, вам обязательно расскажут связанную с ней красивую легенду о богатом и могущественном хане, кочевавшем в Тургайской степи, и его красавице-дочери Айман. Вопреки воле отца она полюбила бедного джигита   Жантаса, и опасаясь гнева всемогущего хана, молодые решили бежать. «Навсегда Айман оставляла родные места. Что ждало их завтра? Оглянувшись еще раз назад, чтобы проститься с отчим домом, Айман в сердцах бросила на землю свое ожерелье — мон-шак. Может быть, она оставила знак своему отцу о том, что пути их навсегда разошлись, а может, надеялась на милость хана и оставила весточку на память? Никто не знает, как сложилась судьба Жантаса и Айман. Были ли они счастливы? Но с той поры за сопкой закрепилось   название   —   Моншактинская.

Домбыралы

Еще одна легенда, которой очень дорожат местные жители, связана с известной историей Козы Корпеша и Баян Сулу. И хотя принято считать, что родина этих влюбленных — в Аягузском районе Восточно-Казахстанской области, на самом деле существует около 20 вариантов этой поэмы. К примеру, есть мнение, что название населенного пункта в Павлодарской области — Баянаул — тоже могло происходить от имени красавицы Баян. «Своими» Козы Корпеша и Баян считают и в Аккольском районе. В 15 км к северо-востоку от райцентра расположена сопка Домбыралы, которую в народе еще именуют лысой. На самом деле, как считают местные, это место, где разыгралась трагедия двух любящих сердец.

«С детства дружили Сарыбай и Карабай, а возмужав, поклялись поженить своих детей, которых еще до появления на свет обручили. Не дождавшись рождения сына, умирает во время охоты Сарыбай… Подрастающие Козы и Баян, еще не видевшие друг друга, но связанные узами брачного договора, полюбили друг друга. Но теперь уже Карабай не стесненный обязательствами перед покойным другом, решил поменять судьбу своей ненаглядной дочери. Он обещает отдать ее за местного палуана Кодара, спасшего однажды его отары от джута. Кодар становится преградой между влюбленными. И они решаются на бегство…».

Легенда говорит, что Козы и Баян бежали, но однажды их разбудил топот погони. Разбуженные гулом от топота коней погони, молодые не сразу заметили, что домбра — свидетель и постоянная спутница их неземной любви — так и осталась лежать в степи, к северо — востоку от аула, названного в ее честь. «Овеянная степными ветрами и омытая слезами ушедших в вечность Козы и Баян, превратилась она в сопку, видимую на многие километры со всех сторон. Ничего не растет на ней, и поэтому в народе ее прозвали лысой…».

Қазы батыр

Память народная сохранила не только легенды, но и предания. К примеру, о захоронении Казы батыра и его воинов недалеко от села Урюпинка. Известный сын аккольской земли, литератор, член правления Союза писателей Казахстана Жайык Бектуров в своей книге «Енеден ерте айрылған тел секілді» писал: «Мой дед Бектур указал место, где похоронен Казы батыр — возле села Урюпинка (раньше называлось Дөңгелекқау), вдоль трассы Акколь-Атбасар. Описанные события происходили до правления Абылай хана. Знаменитый Казы батыр воевал с калмыками, и одержав победу, обосновался в этих краях, указав мечом и сказав: «Здесь будет мой қоныс (дом)» Справедливым и смелым слыл батыр среди местного населения. Много добрых дел и подвигов он совершил. Бездомные и обездоленные находили у него кров, а отъявленные преступники получали возмездие. Не тревожили больше калмыки эти земли, и благодарный народ решил увековечить имя героя в своих преданиях. Казы батыр умер зимой, и народ решил, что в летний период его останки перенесут в Хазырет Султан (Туркестан). Но этим планам не суждено было сбыться, так как калмыкские племена, окрыленные известием о смерти батыра, возобновили набеги. Так останки Казы батыра остались на прежнем месте захоронения по сей день»…

Өрес ханым

Предмет особого интереса аккольцев — место захоронения Өрес ханым, любимой жены Абылай хана, расположенное к западу от села Урюпинка. Писатель, исследователь Жайык Бектуров записал рассказы местных жителей о том, как однажды во время поездки со своими батырами из Туркестана хан Абылай на один день остановился в этом месте. У хана было двенадцать жен, но особенное внимание он уделял своей любимой жене — Өрес ханым. Еще одной из страстей Абылай хана были обращения к баксы (провидцам), и остановка в дороге не стала исключением. Призванный к Абылай хану баксы Шайқы-бұрқы на вопрос о будущем ответил: «О, великий хан, твоя любимая жена завтра умрёт, ты должен похоронить её здесь». Ничего не предвещало такой скорой смерти Өрес ханым, и разгневанный хан велел прогнать баксы. А когда они снова отправились в дорогу, через 25 км пути любимая жена хана действительно внезапно умерла. Убитый горем Абылай хан вспомнил слова баксы, о том, что именно это место должно стать ее последним пристанищем, и вернувшись назад, похоронил Өрес ханым там, где указал баксы. С тех пор это место называется «Ханым сүйегі», а местные жители считают его священным.

Народное достояние

Информацию о сакральных местах своего края по крупицам собирают исследователи, писатели, библиотекари — разыскивают в литературе, опрашивают старожилов, листают справочники.

В каждом районе вам расскажут с десяток историй — сказочных и мистических, трагических и счастливых, каждая из которых — настоящее достояние местных жителей и края, где ее передают из уст в уста уже несколько сотен лет… Правдивы они или вымышлены — решать вам. По прошествии веков никто точно не скажет, происходило ли все описываемое на самом деле, или это всего лишь сказки, выдуманные стариками. Впрочем, может быть, это и не так важно. Есть вещи, которые не требуют доказательств: любовь матери, силы природы и привязанность к родной земле, где живет уже не одно поколение твоих предков…

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также