ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН: Кого гуманизация не коснется, «Фронты» разные — направление одно, По-новому, но так же строго…, История с трагическим финалом, Уголовный процесс модернизируется

Кого гуманизация не коснется

Это всего лишь слухи, — так на брифинге, прошедшем в Службе центральных коммуникаций, заместитель Генпрокурора Казахстана Марат Ахметжанов прокомментировал появившиеся в различных информагентствах сведения об освобождении пяти тысяч осужденных за тяжкие преступления. — Осужденных за тяжкие преступления, тем более разбойников, насильников и убийц никто не собирается освобождать.

Согласно поправкам в законодательство, направленным на снижение репрессивности Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса, изоляции подлежат только те, кто реально опасен для общества. Не снижается наказание педофилам, убийцам, насильникам и должностным лицам, осужденным за пытки, экстремистам, террористам и членам организованных форм преступности.

По 247 преступлениям небольшой и средней тяжести в качестве альтернативного наказания впервые вводятся общественные работы.

Разработчики закона исходили из анализа сложившейся ситуации. Штрафы оплатить могут не все. Лишение свободы пользы не принесет ни совершившему преступления, ни обществу. Так что пусть осужденные благоустраивают наши города и села. Конечно, данная мера исключена для совершивших преступления, связанные с гибелью людей, даже по неосторожности, за любые тяжкие и особо тяжкие преступления…

Спикеры брифинга привели данные, доказывающие, что не стоит опасаться того, что снижение тюремного населения осложнит криминогенную ситуацию.

После начала системной гуманизации законодательства с 2012 года тюремное население уже сократилось на 19 тысяч человек, к ухудшению ситуации это не привело. Напротив, количество тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 22%, зарегистрированных убийств — на 300. Изнасилований совершено меньше на 43%, разбоев — 59%.

«В этом году осудили двух летчиков к 4-м годам лишения свободы за то, что они не справились с управлением и разбили самолеты. Наказание безальтернативное -лишение свободы от 3-х до 10 лет. Конечно, суды вынуждены давать такое наказание, даже если не было никакого умысла разбить самолет. Эти летчики вынуждены будут сидеть до конца срока, потому что не смогут возместить стоимость самолетов — каждый по 1 млрд тенге. Только в порядке исключения, после обращения депутатов Парламента, апелляционная инстанция суда изменила им наказание на условное».

Этот пример Мурат Ахметжанов привел в качестве аргумента целесообразности введения по 12 тяжким преступлениям (воинские, экономические, должностные и имущественные) альтернативного наказания в виде ограничения свободы.

Закон позволяет снизить размер штрафов и увеличить срок выплаты.

Снижается минимальный размер штрафа за преступления с 500 до 200 МРП (с 1,2 млн. до 481 тыс.). Срок погашения штрафов увеличивается с 6 месяцев до 3-х лет.

Теперь те, кто совершил преступления, не связанные с насилием, будут направляться в учреждения минимальной безопасности.

В основном это касается совершивших преступления в сфере медицины, экологии, информатизации, экономики, а также при условии возмещения ущерба за должностные и коррупционные преступления. Туда же направят лиц, впервые осужденных на срок до 2-х лет по другим преступлениям. Раньше они направлялись в учреждения средней или максимальной безопасности, где также отбывают наказание осужденные за насильственные преступления. Особенность этих учреждений в том, что осужденные трудоустраиваются и работают за пределами учреждений.

В целом новшества в законодательстве позволят выйти на свободу примерно 5 тысячам осужденным, но это произойдет не одномоментно.

Сначала суды сократят сроки наказания осужденным. Если у кого-то за счет сокращения закончится срок наказания, то они освободятся. Если нет, то у них приблизятся сроки УДО, вопрос о применении которых будет решать суд. Те, кто отрицательно характеризуются, не загладили причиненный преступлением вред, хотя и сократят им срок, будут отбывать его до конца.

Пострадавшие от преступлений люди будут получать единовременную помощь от государства из Фонда компенсации потерпевшим.

— Это не компенсация вреда — это единовременная помощь от государства, — подчеркивал Марат Ахметжанов. — Фонд компенсации пострадавшим формируется из принудительного платежа. Каждый осужденный приговором суда преступник с первого июля этого года в зависимости от тяжести совершенного преступления вносит принудительный платеж в этот фонд от 5 до 30 МРП.

Людям, которые оказались в беде — стали жертвами преступлений против половой неприкосновенности, получили тяжкие телесные повреждения, у которых убили близких нуждаются в помощи. В том числе и материальной. Фонд будет выплачивать компенсацию, независимо от того, найден преступник или нет.

Ирина БАУДИНОВА, по материалам СЦК.

«Фронты» разные — направление одно

Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из приоритетов государственной политики. В стратегии «Казахстан-2050» Президент страны подчеркнул, что государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции, которая подрывает эффективность государственного управления и является прямой угрозой национальной безопасности.

В этом направлении приняты Законы РК «О противодействии коррупции», «О государственной службе в Республике Казахстан», «Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан» и др.

В Акмолинской области во исполнение поручения Главы государства о мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц реализуется План мероприятий по реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике, утвержденный Постановлением Правительства РК в 2015 году. В свою очередь управлением земельных отношений Акмолинской области (далее — управление) в январе текущего года утвержден соответствующий ежегодный ведомственный план по профилактике коррупционных правонарушений.

В рамках вышеуказанных правовых документов в управлении проводится основная работа по профилактике и недопущению противоправных действий, связанных с коррупционными проявлениями.

Что касается уполномоченных органов в сфере земельных отношений районов, городов, можно сказать, что проблема борьбы с коррупцией в их деятельности является одной из стратегических задач. Для выявления фактов нарушения государственными служащими управления действует телефон доверия: 25-68-66. Установлен ящик обращений для физических и юридических лиц.

На веб-сайте управления предусмотрена возможность подачи обращений заинтересованными лицами по всему спектру вопросов земельных правоотношений. На сегодняшний день звонков на телефон доверия и заявлений от граждан с жалобами на незаконные действия должностных лиц управления не поступало.

С целью общественного контроля, обеспечения открытости и прозрачности при предоставлении земельных участков в состав областной земельной комиссии включены депутаты, представители региональной палаты предпринимателей, бизнеса и др. Аналогично представители общественных организаций и бизнеса включены в составы районных, городских земельных комиссий.

Для выработки комплекса взаимосвязанных мер, направленных на противодействие коррупции, законодательная база постоянно совершенствуется. В этом направлении приказом председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 утверждены «Типовые правила проведения внутреннего анализа коррупционных рисков». Одновременно утверждены «Правила проведения антикоррупционного мониторинга».

Антикоррупционный мониторинг следует рассматривать как часть антикоррупционной политики, осуществляемой путем изучения и оценки правоприменительной практики, изучения деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора, изучения публикаций в средствах массовой информации и обращений физических и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции и других вопросов.

Мониторинг позволяет оценить общую картину, изучить коррупционную практику, разработать превентивные меры противодействия коррупции и выработать на основе полученных данных рекомендации по совершенствованию законодательства в антикоррупционном направлении.

В соответствии с вышеуказанными нормами управлением на постоянной основе ведется кадровое делопроизводство, неукоснительно соблюдается законодательство по вопросам государственной службы, трудовое, Этический кодекс и другие законодательные акты Республики Казахстан.

Каждый государственный служащий, добросовестно и ответственно осуществляющий деятельность на своем участке работы, вносит вклад в усиление борьбы с коррупцией.

Алмагуль КАДРАЛИНА,
руководитель облуправления земельных отношений.

По-новому, но так же строго…

Глава государства в январском Послании поставил перед правоохранительными органами задачу по дальнейшему укреплению прав граждан в уголовном процессе и обеспечению верховенства права.

Прокуратура Акмолинской области активно включилась в процесс преобразований.

Цифровой формат ведения уголовного процесса позволяет в режиме онлайн осуществлять надзор и ведомственный контроль за ходом расследования, минимизирует фальсификацию доказательств и различные нарушения законности, обеспечивает доступ участникам процесса. На сегодня в областном центре в электронном формате заведено более 100 уголовных дел, 23 из которых направлены в суд. В текущем году планируется внедрение системы Е-уголовное дело еще в четырех крупных регионах области (город Степногорск, Бурабайский, Целиноградский и Атбасарский районы).

Все шире применяется институт процессуального прокурора. Он обеспечивает законность от начала расследования до вынесения судебного решения.

Стали больше применять альтернативные меры пресечения. Количество подписок о невыезде увеличилось в два раза (с 14 до 26), домашнего ареста — в три раза (с 11 до 33). Численность арестантов по расследуемым уголовным делам сократилось на 92 человека (с 258 до 166), число задержанных снизилось на 78 человек (с 288 до 210).

Реализуется план профилактики правонарушений, который утвержден акимом области. В работе задействованы все госорганы. Заключены меморандумы с бизнесменами, в рамках которых обеспечивается занятость и социальное обеспечение сельского населения. Криминогенная ситуация в области находится под постоянным контролем. Положительным итогом этой работы является снижение (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) количества тяжких преступлений, убийств, грабежей, изнасилований, вымогательств, хулиганств, совершенных в состоянии опьянения…

По линии надзора за законностью приговоров в апелляционной инстанции по ходатайству прокурора рассмотрено 14 уголовных дел в отношении 18 лиц. Из них по 8 делам в отношении 9 лиц приговоры суда изменены. В Генеральную прокуратуру направлено 12 ходатайств о принесении кассационных протестов на судебные приговоры, семь из них поддержаны, остальные пять находятся на рассмотрении.

В местах лишения свободы на территории области находятся 3375 человек, функционируют 8 учреждений. В 20 службах пробации состоят на учете 1717 осужденных. В результате проведенных нами проверок выявлено 143 нарушения. Отменено 30 незаконных поощрений и 20 взысканий. Внесено 85 актов надзора, к дисциплинарной ответственности привлечено 31 должностное лицо. 1284 осужденным оказана социальная помощь, выразившаяся в документировании, трудоустройстве, медицинской и психологической помощи.

С начала этого года прокуроры защитили права 36тысяч граждан. Более 3 тыс. работникам погашены долги по зарплате в 5 крупных предприятиях области на сумму 61 млн. тенге.

К примеру, после вмешательства прокуратуры АО ГМК «Казахалтын» выплатило 44 млн. тенге задолженности по зарплате за 2017 год и 7 млн. тенге в счет выплаты сверхурочных работ за текущий год.

Всего в сфере трудового законодательства выявлено свыше 500 нарушений, для их устранения внесено 20 актов прокурорского надзора, главный инспектор по труду Акмолинской области привлечен к дисциплинарной ответственности, на предприятия наложено 56 штрафов на 6,4 млн. тенге.

Проверкой реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы установлены факты хищения 14 млн. тенге бюджетных средств. Установлены 204 госпредприятия, не сообщившие в Центр занятости о наличии 2 400 вакансий. За нарушения своевременности направления сведений о вакансиях по 11 актам прокурорского надзора привлечено к административной ответственности 80 работодателей, дисциплинарной — 36 должностных лиц.

Мерами реагирования гражданам с ограниченными возможностями возвращено более 1 млн. тенге необоснованно уплаченных налогов. По данному факту к дисциплинарной ответственности привлечены два должностных лица налоговых органов.

Государству возвращено 18 земельных участков стоимостью 40 млн. тенге и 14 млн. тенге сельхозпотерь и арендной платы. Всего в доход государства возмещено более 200 млн. тенге.

В сфере охраны природы выявлены многочисленные нарушения при осуществлении деятельности по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов. Полигоны и свалки не соответствуют санитарным, экологическим и строительным нормам. Из 400 полигонов разрешительные документы есть лишь у 35, госакты на землю — у 117.

В ходе участия по гражданским делам прокуроры защитили интересы государства на 68 млн. тенге.

Положительно оценивается жителями области работа Центра правоохранительных услуг при прокуратуре области. С начала года в нем оказаны услуги свыше 1,5 тыс. гражданам. Прокурорами наличном приеме принято порядка 2 тыс. человек. Введена практика личного участия заявителя при рассмотрении его обращения.

Вся деятельность прокуратуры направлена на решение проблем каждого жителя области и региона в цепом.

Тимур ТАШИМБАЕВ, прокурор области.

ИЗ ЗАЛА СУДА

История с трагическим финалом

Сын, а иногда и дочь, убили мать, отца. Мать, отец убили сына, дочь… Каждая информация об этом поражает своей противоестественностью. Чудовищно любое убийство, но как может лишить жизни человек, который тебе же и подарил ее? Как выросший ребенок может поднять руку на людей, родивших, кормивших, вырастивших?

Увы, долго размышлять о причинах не приходится. В подавляющем большинстве случаев в приговоре суда по таким делам звучит «после совместного употребления спиртных напитков».

Отец (К.), 1954 г.р, и сын (Ж.) из села Викторовка Зерендинского района в тот роковой день вместе не выпивали, но спиртного оба приняли изрядное количество. По словам отца, в гостях у своей сватьи, отмечать день рождения которой 18 марта они пошли вместе с женой, выпил «где-то одну бутылку водки». Медицинское освидетельствование констатировало, что «на момент освидетельствования К. находился в состоянии сильного алкогольного опьянения».

В крови у сына при химико-токсикологическом исследовании «обнаружен этиловый спирт в концентрации 2,88 промилле. Указанная концентрация этилового спирта в крови при жизни могла соответствовать сильной степени опьянения».

Отец, по словам его жены, ушел «после первого стола». Чтобы «управляться по хозяйству». Сама она вернулась гораздо позже и сразу уснула в своей комнате. К. работал несколько часов не только на своем подворье, но и у старшего сына, который в это время находился на заработках в Кокшетау. Войдя в дом, застал пьяного сына Ж., ругающего его внуков за то, что шумят, смотрят телевизор, включенный, по его мнению, слишком громко.

Сделал замечание, слово за слово… После упреков отца «пьешь, не работаешь, на нашей шее сидишь», сын запускает в него утюгом, попадает в голову. Отец хватает нож из набора, лежащего на серванте, наносит два удара. По мнению суда, в область груди слева и в живот попадает совсем не случайно, а «реализуя свои преступные намерения, осознавая, что совершает деяние, в результате которого наступит смерть другого человека, реально предвидя неизбежность этого последствия и желая его наступления, понимая, что грудь и живот являются жизненно важными органами человека…». То есть — убивает сына преднамеренно, а не в состоянии физического и психологического аффекта.

Когда проснувшаяся мать подошла к сыну, лежащему недвижимо на полу, по ее словам на суде, «думала, что спит, хотела разбудить, а у него руки уже холодные». Также сообщила суду, что ранее между ее сыном Ж. и супругом К. бывали ссоры, когда оба находились в состоянии алкогольного опьянения, К. всегда упрекал Ж., что он не работает, хозяйством не занимается. К подсудимому претензий материального и морального характера не имеет. Просит суд не наказывать подсудимого.

Признать виновным К. в совершении преступления, предусмотренного ст.99 ч.1 УК РК, и назначить ему наказание в виде восьми лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительской системы максимальной безопасности.

Таков приговор суда. А вела к нему долгая дорога отнюдь нетрезвой жизни и сына, и отца.

Нина МИТЧИНОВА.

Уголовный процесс модернизируется

Верховенство закона и борьба с коррупцией остаются приоритетными направлениями государственной политики, — подчеркивает Президент страны в Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».

На решение задач, поставленных в этом программном документе, нацелена проводимая в Казахстане последовательная масштабная реформа уголовного производства. Она, в частности, способствует защите прав человека в уголовном процессе, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.

В уголовное и уголовно-процессуальное законодательство уже был внесен ряд изменений. В частности, снизились размеры штрафа за экономические преступления, декриминализировано лжепредпринимательство, следственному судье передано полномочие проверять обоснованность подозрения лица в совершении преступления.

Вопросы сокращения сроков процессуального задержания подозреваемого являются важным моментом уголовного процесса в части прав граждан, поскольку позволят существенно защитить их права, снизить риск использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение, и улучшить работу органов досудебного производства. По ныне действующему законодательству предусмотрено задержание лица без санкции суда на срок не более семидесяти двух часов.

Одним из немаловажных вопросов модернизации уголовного процесса является повышение уровня защиты прав граждан. Учитывая исключительный характер меры пресечения в виде содержания под стражей, планируется применять ее лишь тогда, когда другие меры пресечения использовать невозможно.

Еще одно направление реформы — это упрощение производства по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства. Важным для уголовного процесса является простота, оперативность и краткосрочность.

Специализированным межрайонным судом по уголовным делам Акмолинской области в целях выполнения поставленных задач реализован сервис «Судебный кабинет», системы электронного извещения участников судопроизводства, «Төрелік», видеоконференц-связь, аудио-, видеофиксация судебных процессов.

За первое полугодие областным специализированным межрайонным судом по уголовным делам рассмотрено 32 уголовных дела на 66 лиц. Осуждено 57 человек, 46 из них — к лишению к свободы, четырем назначен штраф, один привлечен к общественным работам. Пять человек освобождены от наказания, еще пятеро оправданы. Три дела на четырех лиц возвращены прокурору. Вынесено девять частных постановлений. На государственном языке рассмотрено одно уголовное дело. Все 32 дела рассмотрены с применением аудио-, видеофиксации.

Бауыржан БАЙМУРЗИН,
председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области.

Читайте также