Краеведы делают открытия

«Акмолинская правда» рассказывала в публикации «Сакральный Жаркаин: хронология поиска» (21.04.2018 г.) об активизации местного краеведческого движения. Теперь в регионе из среды вдохновленной общественности образовался актив для воссоздания историко-краеведческого музея. Ответственность за эту инициативу поделили на паритетных условиях: районная администрация, активисты местного маслихата, работники СМИ, центральной библиотечной системы, районного архива. Сообщая об этом событии, жаркаинская газета «Целинное знамя» призвала своих читателей оказать посильную помощь в организации музея, а также открыла для историков-исследователей свой многолетний архив.

Новое общественное формирование именуется в протоколах как «рабочая комиссия». Секретарь маслихата Улболсын Ахметова пояснила: «Рабочая», потому что работы по созданию музея — непочатый край. «Комиссия», потому что комиссионно, ответственно предстоит принимать будущие экспонаты, бережно сохранять от воздействия природных и экономических факторов. Именно «воссоздаем музей», так как прежний утратили в годы развала СССР. К большому сожалению…».

Вспоминают о пережитой истории крайне неохотно: что толку перекладывать ответственность на прежних руководителей, если всем и каждому не хватало патриотизма противостоять такой вакханалии. «Тогда казалось, что наступил конец света, — признается заведующая библиотечной системой Валентина Соболевская. — Книги сохранять удавалось, а музейными экспонатами, случалось, буржуйки топили»…

Руководитель отдела культуры Светлана Хальзова так характеризует сегодняшнее настроение поисковиков на общественных началах: «Хотим, чтобы работа велась постоянно, а не эпизодично. Не ради дани моде. Центром сохранения наследия прошлого станет РДК. Здесь же планируем создавать музей. Налаживаем контакты с учеными-археологами, работниками музеев Акмолинской и Костанайской областей, своими силами организовываем исследовательские поездки по историческим местам».

Июльская экспедиция этого года по окраинным сельским округам тоже была результативной. Она косвенно подтвердила предположение о том, что на территории района имеются два как минимум захоронения батыров, известных сподвижников Кенесары Касымова. «На это также указывают архивные и другие сведения, которыми располагают аксакалы кийминского происхождения, — делится один из активистов поисковой работы Фархат Байкасов (пресс-секретарь акима района). — Аким Бирсуатского сельского округа Бакытгуль Абенова показывала нам расположение древних поселений, на территории которых сохранились колодцы, другие свидетельства того, что оседлый образ жизни люди здесь вели с незапамятных времен. Отсюда нам передают в качестве экспонатов для музея примитивные орудия мельничного производства».

Фархат Ертаевич, а что это за недавняя находка? Говорят, ей несколько веков?

— На окраине Державинска обнаружены обломки каменной плиты. На одной их стороне — фрагменты арабского письма, на другой — похожие на рунические символы. Фотографии отправляли специалистам в Астану. Нам ответили: однозначно — это древность. Некоторые связывают с XVI веком. Раньше или позже — неизвестно, надо искать недостающие фрагменты. Связывались с областным историко-краеведческим музеем, центр по охране и использованию историко-культурного наследия выразил готовность провести компетентные исследования.

Как достался вам такой артефакт, ведь вся история Державинска раньше только и связывалась с освоением целины прошлого столетия?

— Сообщил наш активист из добровольцев-помощников Адиль Нурбеков. Его дядя Бейсенбай Жакупов случайно наткнулся на загадочный камень, позже нашел еще два. Это пока самый древний экспонат для будущего музея. Рассказывали нам и про древние курганы, которые обнаружены в окрестностях одного из упраздненных в 2005 году сел района. Их связывают едва ли не с сакской культурой. Так ли это? Нам без помощи авторитетных экспертов не обойтись. Тем более, что рассчитываем на другие находки.

Делясь впечатлениями о своих открытиях, краеведы не афишируют их координаты до той поры, пока ученые не обследуют местность. Тем временем нарастает тревога активистов за сохранение сакральных мест. Продолжающаяся распашка новых земель грозит безвозвратной утратой еще не изученных памятников истории и культуры.

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».

Жаркаинский район.

Фото автора.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

Новая книга профессора Абуева Презентация В областной универсальной научной библиотеке имени М. Жумабаева прошла презентация книги «Деятели истории и культуры Акмолинской област...
АНОНС Вчера в областной библиотеке им. М. Жумабаева торжественно стартовал проект «Әдеби белдеу» - «Литературный пояс», созданный с целью развития литерат...
САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ: Мавзолей Уали-хана, Мазар Каныкей... Мавзолей Уали-хана (Зерендинский район) Уали-хан (1781-1821 г г.) - хан Среднего жуза, старший сын Абылая от второй супруги Сайман-ханым. С юных лет...
О жизни, славе и любви Премьерой драмы «Сал-серілер», основанной на произведениях известных казахстанских писателей и поэтов Шахмета Хусаинова, Дулата Исабекова и Баянгали А...
Социальный подход к вопросу алфавита... Языковая политика Очевидно, что тема алфавита, вызывающая сейчас много споров, не оставляет равнодушным ни одного лингвиста. Но как организован данны...