Высокого искусства песнь…

Глава государства Нурсултан Назарбаев стал почетным гостем на уникальном представлении оперы «Биржан-Сара», впервые поставленной театром оперы и балета «Астана Опера» под открытым небом на поляне Абылай-хана в курортной зоне Бурабайского района. Грандиозный проект, получивший название «dala operasy», был реализован Министерством культуры и спорта РК к 20-летнему юбилею столицы.

Лирико — драматическая опера «Биржан-Сара», в основе которой лежит реальная история любви великого акына, композитора Биржана сал и поэтессы Сары Тастанбеккызы, в этом году вернулась на сцену театра оперы и балета в новой музыкальной редакции. Оригинальная ее постановка режиссером-постановщиком Асхатом Маемировым, заслуженным деятелем Казахстана, доктором PhD, имела грандиозный успех у зрителей. И хотя произведение давно признано шедевром казахского искусства — впервые премьера оперы прошла в 1946 году и позже показана на мировых сценах, но такого несвойственного прочтения творения композитора Мукана Тулебаева ни одна публика еще не видела. Тем более под небом Бурабая, в преломлении судеб двух исторических личностей Биржана и Сары, которые живы в памяти казахского народа примером своей любви, борьбы за счастье, социальную справедливость и личную свободу.

Чтобы понимать всю грандиозность постановки оперы в формате «open air», нужно было стать ее зрителем. Невероятная работа была проведена по организации выездного театра. Подмостки «Астана Опера» перенесены к подножию горы Кокше. Здесь установили сцену, феноменальные декорации с использованием новейших театральных технологий, огромные LED-экраны. Артисты привезли удивительные по красоте и подлинности костюмы, сценическую бутафорию, которые с максимальной исторической точностью были созданы художниками-постановщиками оперы Софьей Тасмагамбетовой и Павлом Драгуновым.

А природа Бурабая, став на время одним из элементов театрального декора, только дополняла ощущение реальности тех событий. Задействованные в спектакле настоящие животные: скакуны, верблюды, тазы, беркуты, придали ему особую зрелищность. Даже непогода в этот вечер хмуростью неба, облаками и проливным дождем добавляла драматизма сюжету.

Но каким бы ни был впечатляющим и эффектным сценографический фон, без актерского, вокального, музыкального и хореографического мастерства театральной труппы постановка не имела бы такого ошеломляющего успеха. Перед многочисленной публикой в минувшую субботу выступило более 400 артистов «Астана Опера». На протяжении почти что двух часов в условиях не столь привычных для себя, через свою профессиональную игру они представляли восхищенным зрителям весь эмоциональный, глубинный, вечный смысл произведения. Оно начинается со встречи на ярмарке двух героев — Биржана и Сары, талантливых акынов, давно прославившихся в народе своей искренностью, остротой слова и своими высокими чувствами друг к другу. Здесь они состязаются в айтысе. Главные партии исполнили ведущие солисты театра: лауреат международных конкурсов Меир Байнеш и заслуженная артистка Казахстана, лауреат государственной премии Майра Мухамедкызы.

Но радость от встречи сменяется грустью при напоминании о судьбе, уготовившей Саре стать женой ненавистного ей Жиенкула (в его роли выступает лауреат международных конкурсов Талгат Галеев), который приходится племянником местному правителю Жанботе (заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкбаев). Для него смелый красавец Биржан не мил вдвойне, ведь его дочь Алтынай (заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова) тайно влюблена в молодого акына. Его мать Аналык (заслуженный деятель Казахстана Дина Хамзина) и отец Кожагул (Шынгыс Расылхан) в тревоге за жизнь сына, который своей любовью, бесстрашием, при безграничной поддержке народа оказался на пути самого могущественного человека селения. По приказу Жанботы невесту племянника нукеры вырывают из рук Биржана и привозят в дом Жиенкула. При попытке спасти возлюбленную Биржан подвергается жестокому избиению и по закону шариата его приговаривают к смерти. Но пуля Жиенкула, предназначенная Биржану, убивает Сару, которая закрыла собой возлюбленного. Закрыла, но не спасла. Рядом с ней гибнет и сам поэт. А Аналык прощается с ним через обрядовую поминальную песню, проникновенно исполненную артисткой   столичного   театра.   Совершенно другая, новая, непривычная постановка достояния оперного искусства Казахстана и завершается нетрадиционно. Акт смерти двух влюбленных сменяется их воссоединением, победой любви над людской жестокостью и земной суетой. «Удивительная концовка! — позже поделилась впечатлениями зрительница Гульдана Есмурзина из Кокшетау — Как, впрочем, и вся постановка: декорации, костюмы, танцы. Потрясающе!».

Музыкальное богатство оперы было наполнено различными традиционными формами казахского искусства и фольклора: кюи, айтысы, плач-прощание невесты, жоктау, в исполнении симфонического оркестра «Астана Опера» под руководством маэстро Абзала Мухитдинова. Исключительное хоровое пение продемонстрировали артисты театра под управлением главного хормейстера оперы Ержана Даутова, заслуженного деятеля Казахстана.

Опера «Биржан-Сара» сорвала овации взволнованных представлением зрителей, еще долго аплодировавших артистам театра. А от имени Президента страны на сцену вынесли большую корзину роз в знак признательности за подлинное исполнение шедевра казахского оперного искусства, близкого по духу всем казахстанцам.

Алёна ЕРИНА.

Бурабайский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также