Сам себе конструктор и пилот

Увлеченность
Эту легенду все знают со школы — об удивительном греческом умельце, что смастерил крылья для полета. Звали его Дедал, а вот его сына, что задумал долететь до самого солнца — Икар. И хотя отец предупреждал его, что скрепляющий крылья воск расплавится, тот пожертвовал жизнью ради смелой мечты. Жить с мечтой в сердце — удел не каждого, кого-то засасывает каждодневная рутина, кому-то просто лень, а кто-то над этим откровенно смеется…

Анатолий Петрович Саевский живет с мечтой летать всю свою жизнь. И летает. Причем, часто мастерит летательные аппараты сам. До сих пор, хотя ему и 67, и в небо поднимается на дельтапланах, парапланах… А началось все с того, что еще в школе уговорил своих друзей вместо гитары купить набор для самодельного самолета с моторчиком. Правда, они хотя и сбросились, но на моторчик денег не хватило. Саму модель соорудить смогли, а дальше? Так захотелось увидеть, как она полетит! Еще месяц откладывали мелочь подростки, но недостающую деталь все же приобрели. И какое же это было чудо, когда он, первый их самолетик, поднялся в воздух. Все село тогда собралось. Запрокинув головы ввысь, старики и детвора любовались полетом… Может, тогда и зародилась мечта у юного умельца сохранить этот восторг на лицах своих сельчан, приблизить к ним чудо… Он дал себе слово — подняться самому в небо. И ни где-нибудь, а здесь, на глазах у своих сельчан, и даже покатать тех, кто этого захочет. В первую очередь, отца, героя-ветерана Великой Отечественной, дошедшего до Берлина, — им он гордился, с него брал пример.

После школы ребята разъехались, занявшись каждый своим делом, он, по наставлению родителей, поехал учиться в финансово-экономический техникум в Целиноград, но, правда, первое, чем он заинтересовался здесь, было: где у вас аэроклуб?

Как сейчас помнит свой первый прыжок-ощущение полета, гордости и радости одновременно. Дух захватывало! Вскоре здесь объявили набор в группу планеристов, и он первым записался туда, прошел весь необходимый инструктаж и получил право летать на планерах. Вот это был адреналин, вся земля, казалось, лежала у ног… Полеты стали его стихией. Защитил диплом, получил распределение в Степняк, начал работать, а когда призвали в армию, стал проситься в гражданскую авиацию, но не получилось. И тогда, вернувшись в Степняк, сам стал конструировать. Увидел в журнале «Техника молодежи» чертеж и фото дельтаплана, увеличил пропорции и стал собирать материалы. Приобретал, где что найдет, пошли в ход даже шесты для прыжков в высоту. Многие помнят, как первый изобретенный им дельтаплан разгоняли с мотоцикла, как падал и поднимался с ушибами и вывихами, но принимался за дело умелец снова и снова…

— Не одни штаны порвал, тренируясь, — смеется сейчас и сам Анатолий Петрович, — все сопочки вокруг изучил… Два дельтаплана смастерил и сам летал, и сына приобщил. Глядя на меня, он быстро увлекся и теперь по жизни с техникой на «ты». Когда с женой переехали в Макинку, мне сразу предложили вести в школе кружок авиамоделирования, а увидев, как молодежь загорелась интересным делом, директор совхоза даже купил нам два одноместных планера. Их можно было буксировать автомобилем, разгоняясь, планер поднимался в небо. Вскоре почти все пятнадцатилетние подростки села уже летали на этих планерах. Хорошо помню, как у одного рост не позволял, а он все просился летать, чуть не плакал, за него даже отец приходил просить. Потом и он осуществил свою мечту — хорошо, когда она есть у парня. Став уже взрослым мужчиной, письмо прислал. Живя в Германии, он с другом все выходные проводит на спортивном аэродроме, летает, но тот, свой первый полет, забыть не может-на всю жизнь он в сердце…

Мы же полетали лет семь на тех планерах с ребятами, и нужно было по инструкции их отправлять в капремонт. А тут развал Союза, денег нет даже на зарплату, вот под нее мне их и отдали. Стал сам ремонтировать потихоньку, что-то добавлю, что-то доконструирую. Так и летал на них почти до пенсии, а с первых же выплат пенсионного фонда не удержался — купил параплан с мотором и теперь летаю уже на нем. Вначале взял чисто для себя ранцевый вариант с мотором на спине, а через два года, чувствую, стало тяжеловато разбегаться, тогда приобрел еще один параплан с трайком, тележкой на колесиках, где не нужно разбегаться, а просто прибавить газ, чтобы произошел разбег и взлет. Парапланеризм сегодня завоевывает все больше поклонников, есть любители потренироваться, полетать с видеокамерой, я их понимаю. Когда сам первый раз увидел как земля поплыла внизу, испытал такое сильное ощущение, что без него уже не мог жить. Зимой и сейчас жду- не дождусь, когда уже можно будет полететь… А там, в воздухе, ты сразу другой, будто только на свет народился! Такая легкость, когда летишь на параплане, непередаваемая! Даже давление проходит, сколько раз замечал, как только ввысь поднимаюсь, сразу другое состояние, прекрасно себя чувствую…

Благодаря своему увлечению и бодрости духа Саевский и после пенсии в строю, работает в местном пансионате инструктором трудотерапии, изготавливает различные экспонаты, подготовил национальную композицию «Рухани жаңғыру» — юрты, макеты, предметы домашнего обихода. В центре пансионата стоит изготовленная им скульптура из пластика, где дедушка с бабушкой выпускают в мир голубя. Ее здесь очень любят, считают, что в любом возрасте людям хочется мечтать о высоком. Тогда жить легче и радостнее…

Александра МЯКОТА.

Район Биржан сал.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также