40 лет в мире искусства

Творчество
В областном историко-краеведческом музее открылась персональная отчетная выставка «ADAM men ZAMAN», посвященная 70-летнему юбилею и 40-летию творческой деятельности известного художника, члена-корреспондента Академии художеств Казахстана Дулата Коспанова.

Этого события сотрудники музея, в фондах которого хранятся лучшие подлинники признанного мастера живописи Казахстана, ждали долго. Заведующая отделом истории Бибигуль Садуакас подготовила сюрприз — красочное подарочное издание своеобразного каталога работ художника-патриота.

Поиск самого себя у творческой личности всегда долог и сложен, но главное дело жизни Дулат Коспанов обрел еще в юности — писать картины, развивать в людях чувство красоты, не поверхностную, внешнюю, а нечто высшее, несущее нравственную силу. Трудно создавать словесный образ его полотен, пытаться передать суть его картин, в них необходимо подолгу всматриваться взглядом сердца… Вот, к примеру, «Дорога в город» («Қалаға апарар жол») — отсюда, из родного аула начинается путь молодого парня в самостоятельную жизнь, ведущий к широким проспектам цветущей Алма-Аты. В этом городе, окруженном великими белыми горами, он поступает на отделение живописи художественного училища имени Гоголя. И уже в 1976 году картина Коспанова «Красная яблоня» получает признание на республиканской выставке. Кстати, именно в эти годы в Казахстане складывается высокопрофессиональная школа, глубоко национальная по содержанию, тонко передающая этнические самобытные традиции казахского народа.

Мастерство художника состоит из двух слагаемых: таланта и трудолюбия, и того, и другого у известного мастера хватает с избытком. Своим самым любимым произведением Коспанов называет портрет Абылая, монументальную по колориту работу, в точности передающую сложный характер великого хана. «На мой взгляд, наш предок Абылай был именно таким, — делится живописец, — готовым в лихую годину быть вместе со своим народом, уметь отстоять талантом полководца достоинство казахов и родную землю, доставшуюся в наследство от героических предков». Несомненно, этот портрет — одна из самых больших творческих удач мастера: Абылай прекрасен в своей могучей поре расцвета правителя, когда обрел твердое жизнепонимание, стойкую веру, создал себе непререкаемый авторитет лидера.

Художник Коспанов пишет лишь о том, что любит. Потому так велико волнение, когда смотришь на его дышащую любовью картину «Ерболат спит»: настолько просто передано тепло образа сына, на очень лиричную, наполненную гармонией пространства и времени «Дала» («Степь»), на вдохновенную, притягивающую пластической достоверностью, светящуюся «Жаз» («Лето»).

Поневоле думаешь о том, что только по-настоящему одаренный мастер постигает не только все непреложные каноны искусства, но и нечто более глубинное, стремясь быть тонким психологом и философом, дабы постичь сложность состояния, характера батыров Степи с судьбой трагической и яркой — об этом говорят портреты Канай би, Карасая и Агынтая, Канжыгалы Богенбая, хана Кенесары.

Выразителен портрет писателя-земляка Естая Мырзахметова, мудр и терпелив его спокойный уверенный взгляд, взгляд человека, постигшего тайну бытия. Притягивает взгляд образ акына с легко угадываемой летящей поступью молодого Олжаса Сулейменова, яркого и гордого трибуна, на чьих стихах взращивалась в семидесятые годы прошлого столетия совесть нации — картина, созданная мастером в начале 80-х так и названа — «Поэт». Образ настолько живой, поражающий своей непосредственностью, свежестью и напором чувств. Художник сумел точно раскрыть всю мощь природного ума, воли и дарования личности любимого Поэта, многие произведения которого ему близки бунтарской силой и отвагой.

Художник Денис Зиновьев поделился мнением о творчестве старшего коллеги: «Среди картин интересного разнопланового мастера и одухотворенные образы великих сынов Степи, и наполненные тонким лиризмом сюжеты повседневной жизни, и философские размышления на вечные темы. Глядя на работы Дулата Коспанова, понимаешь: каждая тема, за которую берется автор, глубоко прочувствована и пережита им. Среди его полотен нет проходных работ, «модных сюжетиков», которые порой встречаешь на выставках. Он не пытается понравиться зрителю, отражает то, о чем думает, переживает. В своих полотнах художник честен и искренен — это очень ценно».

Ведущей темой творчества именитого земляка, художника Дулата Коспанова является исторический жанр, воссоздающий события прошлого, ведь благословенный край Кокшетау — поистине неисчерпаемый источник вдохновения, символ идеала красоты Великой Степи, вечно молодой и древней, одухотворенной поэзией Акана серэ и Биржана сал, Сакена Сейфуллина и Магжана Жумабаева. Портреты Укили Ыбырая и Балуана Шолака — безусловно яркие достижения живописца.

Жизнь удалась, если у человека есть любимое дело и преданная семья, близкие, дорогие, любимые люди. Супруга Дулата Абдрахмановича Алма все годы была надежной спутницей и верным соратником. Сын художника Ербол пошел по стопам отца, работает дизайнером, подрастают внуки, которых подарили дочери Гайни, Гульнар и Айша.

Как один из талантливых живописцев Казахстана Дулат Абдрахманович был приглашен в советское время в Москву, где в течение нескольких лет работал в художественных мастерских и там, вдали от родной Степи, творил полотна, навеянные тревогой и тоской по ее родному запаху. Именно этому периоду времени принадлежит удивительная картина «Белый город» («Ақ кала»), в которой угадывается и космическая тема, и тема забытых заброшенных кочевий, и ответственности человека перед землей предков.

Десятки, сотни холстов, тысячи часов напряженного труда, «сладкой каторги», дни, месяцы надежд и разочарований, горячих споров об искусстве, трудности и лишения переходного периода 90-х- все это позади. Многое сделано, столько испытано и пережито…

Пожелаем же Мастеру в дни семидесятилетнего юбилея энергии духа, здравия на всех дорогах жизни и неугасимой силы искусства!

Алия АХЕТОВА.

Фото Тулегена КОШЕГУЛОВА.

Читайте также