1 ИЮЛЯ — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ ДОМБРЫ: Особая роль великого инструмента, Главный символ казахской музыкальной культуры, Желаем успеха, Арсен!, Под звуки волшебные домбры

Новый праздник
Особая роль великого инструмента

Завтра, 1 июля, казахстанцы отметят Национальный день домбры. Как известно, новый праздник в нашем календаре появился после подписания Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым специального Указа. Эта новость, конечно, не могла не порадовать домбристов: профессионалов и любителей, которые одинаково не представляют своей жизни без древнего инструмента. Один из таких музыкантов — профессионалов, впитавший народную музыку с рождения, директор музыкального колледжа им. Биржан сала Саян Мухамедьяров. Выпускник Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы в свое время основал в колледже отделение «Пение с домброй». Накануне праздника мы обратились к нему с вопросами.

Саян Болатович, наверное, спрашивать у профессионального домбриста его отношение к новому празднику, мягко говоря, излишне. Тем не менее, как Вы восприняли эту новость?

— Разумеется, с огромным удовольствием и предвкушением новых различных мероприятий. Такой праздник нам необходим, поскольку в нем заложен глубокий смысл, тем более сегодня, когда мы живем и работаем, вооружившись программой «Рухани жаңғыру» — идеологической платформой развития общества на современном этапе и в долгосрочной перспективе. Думаю, этот факт еще раз наглядно демонстрирует уважительное отношение в целом к нашей культуре, популяризации не только домбры, но и других древних национальных инструментов, национальной культуре.

Радует, что, проводя мероприятия в этот день, мы сможем не только демонстрировать мастерство владения инструментом, но и рассказывать о самом инструменте, о жизни выдающихся домбристов прошлого и настоящего, истории создания великих произведений.

1 июля наш колледж проведет на площади Абылай-хана мероприятие, которое мы назвали «Бабаларга тагзым». И начнем с исполнения кюя Абылай-хана. Хочу заметить, что наши ребята, успевшие разъехаться на каникулы, сами звонят в колледж и спрашивают: будет ли что-нибудь проводиться в колледже в честь праздника, когда им приезжать в Кокшетау?

Постараемся подготовить 1 июля хороший концерт для горожан, в котором прозвучат в ансамблевом и сольном исполнении известные кюи, народные песни.

Наверное, учреждение такого праздника обязывает проводить традиционные музыкальные мероприятия в колледже?

— Мысль об этом у меня возникла сразу, когда узнал о Национальном дне домбры — почему бы нам в этот день не проводить на городской площади домбровые концерты или конкурсы, отделив профессионалов от любителей. А победителей аплодисментами определяли бы сами зрители. Словом, мы сами должны популяризировать, возвысить значимость инструмента, как и других древних музыкальных — кобыза, шертера, многих других. Думаю, теперь, когда у нас есть такой день, за учреждением музыкальных мероприятий, где будет главенствовать домбра, на республиканском, областном уровнях, дело не станет.

Во сколько лет Вы сами приобщились к инструменту, да так, что игра и пение с домброй стали любимой профессией?

— Учась еще в начальной школе. Мой первый учитель — Абдильмажит Елемесов, который приехал в наш аул Өндіріс бывшего Кзылтусского района по направлению, открыл домбровый кружок. Мне кажется, любовь к народной музыке у меня в генах. Родители не были музыкантами, но наигрывать на домбре, петь песни оба умели и любили. Помню, когда мне было три года, на одном аульном мероприятии с участием артистов из района, области, ведущий обратился к зрителям: не хочет ли кто-нибудь из зала блеснуть талантом? Я, не мешкая, вышел на сцену и без запинки исполнил восьмикуплетную песню Балуана Шолака. Все диву давались: как трехлетний ребенок мог такое выучить. А я ее просто запомнил, ежедневно укачиваемый родителями под эту и другие любимые ими народные песни.

Петь с домброй в пятом классе меня научил другой мой педагог Марлен Газизов. Потом был музыкальный колледж и еще один замечательный педагог Айнагуль Аубакирова, которая по сей день работает в нашем учебном заведении.

Окончив колледж, я поступил в государственную консерваторию им. Курмангазы на отделение традиционного пения. Учился у народного артиста РК Кайрата Байбосынова, а также заслуженного деятеля РК Бекболата Тлеухана и других. Мастерство исполнения кюя я постигал у Садуакаса Балмагамбетова, которого в народе называли «Тірі Қазанғап».

Консерваторию я окончил на «отлично», получил тогда не одно предложение остаться в Алматы, но я рвался домой, чтобы воплотить в жизнь свою заветную мечту — открыть в нашем областном музыкальном колледже отделение «Пение с домброй», которого здесь никогда не было, поскольку некому было вести занятия. В 2002 году отделение открылось. Первые его выпускники, получив высшее образование, вернулись в наш колледж преподавателями. Конечно, горжусь тем, что смог внести свой вклад в развитие такого искусства. Сегодня наши талантливые кокшетауские ребята с домброй в руках заявляют о себе и на областных, и республиканских конкурсах. У этого маленького, но великого инструмента особые роль и место в жизни нашего народа.
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.
Фото из архива С. МУХАМЕДЬЯРОВА.

Главный символ казахской музыкальной культуры

27 июня 2018 года в Национальном музее РК состоялась встреча с известными домбристами Айтжан Токтаган и Айтолкын Айтжанкызы в рамках мероприятий, посвященных празднованию Национального дня домбры. Как известно, Указом Президента страны Нурсултана Назарбаева первое воскресенье июля объявлено Национальным днем домбры. Новый праздник учрежден для дальнейшей консолидации общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности.

Известный казахский поэт Кадыр Мырзалиев в свое время очень тонко и точно охарактеризовал сакральную домбру, соотнося ее с казахским характером: «Казах и его домбра имеют единый голос, общую боль и общий язык. Потому они хорошо понимают друг друга, одинаково воспринимают окружающий их мир».

И.о. директора Национального музея РК Леонид Кочетов, открывая мероприятие, отметил: «Национальный день домбры, являясь праздником казахской культуры и искусства, займет свое почетное место в истории народа, в истории страны. И дальнейшая судьба этой, поистине знаменательной даты — в наших с вами руках».

Гостями проекта «Встреча в музее» были домбристы Айтжан Токтаган и Айтолкын Айтжанкызы. Айтжан Токтаган поделился историей рождения исполненных им произведений и рассказами об их авторах. Великолепное звучание и виртуозная игра музыкантов по-настоящему покорили зал. В рамках программы мероприятия была представлена большая выставка из коллекций казахского национального инструмента — домбры из фондов Национального музея, которые принадлежали таким известным личностям, как Кенен Азербаев, Азильхан Нуршаиков, Жусупбек Елебеков, Асия Беркенова и другие. Выставка организована службой комплектования, учета и хранения.

Музыкальный вечер был организован отделом по связям с общественностью службы информационно-имиджевой работы Национального музея РК в рамках проекта «Му-зейдегі кездесу» — «Встреча в музее».

Nationalmuseum.kz.

 

Желаем успеха, Арсен!

Третьего июля большая, дружная, поющая, играющая на домбре, семья Аманжоловых из г. Есиль будет любоваться неповторимой красотой предпраздничной столицы. И рукоплескать на гала-концерте лауреатам международного фестиваля юных талантов «Burabay Summer Fest», среди которых 14-летний Арсен Аманжолов — гордость семьи, Есильской музыкальной школы, всей нашей области.

Поговорить с Арсеном нам удалось только по телефону, вторую неделю он проводит в республиканском учебно-оздоровительном центре «Балдаурен». Для победителей региональных отборочных туров в каждом из регионов Казахстана здесь организованы курс подготовки. Мастер-классы проводят знаменитые музыканты, преподаватели Казахского национального университета искусств.

— Здесь здорово, такие занятия интересные, но мы еще и отдыхаем, на экскурсии ходим, в бассейн, с такими замечательными ребятами познакомился, — говорит юный домбрист. — Но очень волнуемся, концерт такой ответственный, я же в Астане всю нашу область буду представлять.

Преподаватель Есильской детской музыкальной школы Нагима Хасенова хорошо помнит тот день, когда шестилетний Арсен пришел к ней со словами «Хочу играть на домбре»: «Инструмент взял, у него сразу пальцы на место встали, профессионалы знают, как это важно, — рассказывает она о своем талантливом ученике. — Арсен одарен от природы, чувствует музыку… Но он еще и очень много работает. Кропотливо, тщательно».

В семье Арсена профессиональных музыкантов нет. Но мама Арсена Динара Аманжолова рассказывает: «Моя бабушка Балкен в айтысах участвовала, дедушки все поют, на добре играют, мы все поем». Так что семейная любовь к музыке свою роль, несомненно, сыграла. Как и поддержка, которую Арсен ощущал всегда и которая очень нужна сегодня перед столь значимым событием.

Свое будущее наш талантливый земляк связывает с музыкой, любимой домброй. Успеха тебе, Арсен!
Нина МИТЧИНОВА.
Есильский район.

Под звуки волшебные домбры

«Ни дня не проходит, чтобы в наших семьях не звучала домбра», — признавались главы трех семей аккольцев, ставших героями встречи «Отбасы — өнер ордасы», состоявшейся в районном Доме культуры в рамках программы «Рухани жаңғыру».

Ветераны педагогического труда супруги Аубакировы преданы художественной самодеятельности уже более полувека. Мало того, как это часто бывает, именно на почве любви к народному музыкальному творчеству возник их семейный союз, ставший продолжением творческого дуэта. Акан Каиржанович тогда только начинал свою педагогическую деятельность, прибыв учителем математики в среднюю школу аула Кенес. Он не стал скрывать свой талант виртуозной игры на домбре и сразу завоевал симпатии поклонников, принимая участие в концертах самодеятельных артистов. Куаныш Шокановна работала в этой же школе старшей пионервожатой, обладала прекрасными песенными способностями и увлекалась творчеством кумира той эпохи — певицы Розы Баглановой, внесшей огромный вклад в развитие и популяризацию казахской народной музыки и творчества композиторов Казахстана.

Талантливый творческий дуэт Аубакировых вскоре обрел завидную популярность, его достоинства не замедлили оценить благодарные слушатели. Супруги рассказали, что никогда не изменяли своему увлечению художественной самодеятельностью, используя каждую возможность выступить, как в сельских клубах, так и во Дворцах культуры.

Однажды, чтобы не сорвать запланированный концерт перед жителями соседнего аула, им пришлось двадцать километров ехать по пыльной дороге в кузове грузовика, груженого зерном, чтобы добраться до места. Но все трудности отходили на второй план, когда открывался клубный занавес, и в переполненном зрительном зале начинала звучать домбра в умелых руках. Прошли десятки лет, но все также молодо звучат голоса ветеранов, и домбра в руках Акана Каиржановича проникновенно отзывается на каждое движение души.

Самая молодая семья из приглашенных на встречу выступила квартетом: папа, мама, сын и дочь. Бауржан и Гаухар — педагоги, впервые обратили на себя внимание широкой общественности несколько лет назад, успешно выступив на районном конкурсе «Две звезды». Пение — их семейное увлечение, которое они разделяют с серьезными занятиями физкультурой и спортом.

Семью Курметбека и Гульмайры Божен вполне можно назвать одной из самых творческих и талантливых в Аккольском районе. Про Курметбека вообще можно сказать, что он родился с домброй в руках, также виртуозно владеет игрой на двадцати народных инструментах. Преподает в детской музыкальной школе, где руководит ансамблем казахских народных инструментов. Супруга — мастерица, каких поискать, создает настоящие шедевры казахского национального рукоделия. Их пятеро сыновей окончили музыкальную школу, выступали в семейном ансамбле. Трое стали профессиональными музыкантами, продолжив обучение в КазНУИ. Старший — названный в честь известного казахстанского композитора, дирижера, домбриста Нургисы Тлендиева, сейчас преподает рядом с отцом.

«Свою первую домбру я не сохранил, тогда мне было всего пять лет. Вторую — подарил отец, и с тех пор я с ней никогда не расстаюсь. Для меня это самая главная реликвия», — уверен Курметбек Божен.

Светлана ЗИНЧЕНКО,
г. Акколь.
Фото автора.

Читайте также