Как «худеют» продукты, или Что такое даунсайзинг

Потребителю на заметку
Как часто, выбирая что-то на магазинных прилавках, обращаете внимание на то, сколько содержимого в приглянувшейся упаковке? Особенно, если это, к примеру, пакет молока, за которым заходим каждый день. Если посмотрите на оборотной стороне, то поймете, что за прежнюю цену покупаете его чуть меньше — к примеру, 950 граммов вместо «знакомого» литра.

Компания «Лаборатория проектов» провела обзорный опрос общественного мнения на тему «Исследование по продуктам питания», в ходе которого выяснялась степень осведомленности ка-захстанцев о методе искусственного сдерживания цен на продукты, а также их отношение к технологии даунсайзинга (уменьшение размера). Добавим, что агентство «Лаборатория проектов» основано в 2013 году, и специализируется на проведении собственных и коммерческих социологических и маркетинговых исследований на основе web-технологий. Это позволяет значительно повысить скорость их проведения, а также увеличить географический охват респондентов (удаленные районы), при этом существенно снизив стоимость опросов для заказчиков, а самое главное, повысить качество исследований.

Итак, в опросе приняли участие 300 казахстанцев от 18 лет и старше. Выяснилось, что 96% наших соотечественников покупают продукты питания самостоятельно, 91% респондентов обращают внимание на вес продукта при покупке. Однако для 42% респондентов изменение веса/объема отдельных продуктов со стороны производителей стало новостью. Больше половины казахстанцев (55%) считают решение со стороны производителей об уменьшении веса продукции при прежней стоимости неправомерным и необоснованным. 41% опрошенных категорически не согласны с тем, что снижение веса/объема продуктов при прежней стоимости помогает производителям удерживать рост цен на продукты питания. Практически половина казахстанцев (41%) считает обязанностью производителя уведомлять потребителя об изменениях веса упаковки путем публикаций в СМИ.

Недавно купив и открыв плитку шоколада, визуально поняла - его меньше, чем раньше. Просматриваю дальше: к примеру, сливочное масло - 180 граммов вместо 200 граммов, кефир в тетрапакете - 0,95, питьевой йогурт - 0,45 литра вместо 0,5. Да и объем упаковки сока у ряда производителей сейчас составляет 900 мл вместо 1 литра, вес упаковки круп варьируется от 700 до 900 граммов, с банкой или бутылкой пива то же самое: вместо привычных 0,5 литра - 0,45 мл. Почему берем не глядя? Специалисты «Лаборатории проектов» обьясняют: срабатывает стереотип мышления потребителя. Если спросить любого потребителя, какой объем пакета молока, то он почти всегда ответит - литр. Другие рассуждают: ну что такое недолитые 50 миллилитров? Примерно три столовые ложки? Покупатели, которые относят себя к числу внимательных, может быть, и видели, что на упаковках указан такой нестандартный объем, но большинство из них не придают этому большого значения и кладут товар в корзину. А тем временем неположенные несколько грамм в масштабах страны - это целые тонны! Однако, надо отметить, что не все отечественные товаропроизводители используют технологию даунсайзинга.

Приводим сравнительную таблицу лишь некоторых казахстанских производителей по четырем категориям продуктов с указанием объема:

На основе данных мониторингового агентства Energyprom.kz (http:// www.energyprom.kz), которое специализируется на исследованиях актуального состояния и тенденций развития казахстанского рынка по различным сферам, специалисты «Лаборатории проектов» спрогнозировали получаемую сверхприбыль в случае применения технологии даунсайзинга всеми игроками вышеперечисленных отраслей. Если говорить о молочной отрасли, то в 2017 году в Казахстане произведено 804 млн литров молока. Так, средний «недолив» в отрасли может составлять 10% от общего объема, что эквивалентно 80 400 000 литрам молока. Если данный объем распределить в упаковки по 0,9 литра по средней цене 200 тенге, а это 89 333 333 упаковки, то производитель получает 17 млрд 866 млн 666 тысяч 600 тенге в год.

 

В прошлом году в стране произведено 517,4 млн литров пива. По аналогии с предыдущими расчетами использование технологии даунсайзинга в этой отрасли может принести 206 млрд 959 млн 999 тысяч 999 тенге при средней цене 180 тенге за банку/бутылку пива объемом 0,45 литра. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РКза этот период в республике произвели 70 млн 535 тысяч кг круп - при применении даунсайзинга можно дополнительно «заработать» 2 млрд 645 млн 62 тысячи 500 тенге при средней цене 300 тенге за восемьсотграммовую пачку.

При этом с правовой точки зрения обмана вовсе нет. Производитель, как положено, на упаковке указывает вес. Но, как правило, так мелко, что не каждый сможет разглядеть цифры.

Ануар СУЛТАНБЕК.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

И снова компенсирующие тарифы Приказом департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК ...
Действует общественная приемная ВНИМАНИЕ! В целях обеспечения обратной связи департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Ми...
Чтобы покупать без риска Безопасный продукт Как выявляются несоответствующие требованиям техрегламента, проверяются пищевые продукты, рассказал журналистам руководитель облде...
ПОТРЕБИТЕЛЬ: Цена осталась прежней, Гасите свет. По правилам... Цена осталась прежней Стоимость электроэнергии для потребителей ТОО «Кокшетау Энерго Центр» с 1 мая 2017 года осталась неизменной. Департамент Комит...
ПОТРЕБИТЕЛЬ: Качества товарного и свежести ценителям, Анализ... Качества товарного и свежести ценителям Во Всемирный день защиты прав потребителей, отмечаемый в этом году в Казахстане под девизом «Потребительские ...