Как «худеют» продукты, или Что такое даунсайзинг

Потребителю на заметку
Как часто, выбирая что-то на магазинных прилавках, обращаете внимание на то, сколько содержимого в приглянувшейся упаковке? Особенно, если это, к примеру, пакет молока, за которым заходим каждый день. Если посмотрите на оборотной стороне, то поймете, что за прежнюю цену покупаете его чуть меньше — к примеру, 950 граммов вместо «знакомого» литра.

Компания «Лаборатория проектов» провела обзорный опрос общественного мнения на тему «Исследование по продуктам питания», в ходе которого выяснялась степень осведомленности ка-захстанцев о методе искусственного сдерживания цен на продукты, а также их отношение к технологии даунсайзинга (уменьшение размера). Добавим, что агентство «Лаборатория проектов» основано в 2013 году, и специализируется на проведении собственных и коммерческих социологических и маркетинговых исследований на основе web-технологий. Это позволяет значительно повысить скорость их проведения, а также увеличить географический охват респондентов (удаленные районы), при этом существенно снизив стоимость опросов для заказчиков, а самое главное, повысить качество исследований.

Итак, в опросе приняли участие 300 казахстанцев от 18 лет и старше. Выяснилось, что 96% наших соотечественников покупают продукты питания самостоятельно, 91% респондентов обращают внимание на вес продукта при покупке. Однако для 42% респондентов изменение веса/объема отдельных продуктов со стороны производителей стало новостью. Больше половины казахстанцев (55%) считают решение со стороны производителей об уменьшении веса продукции при прежней стоимости неправомерным и необоснованным. 41% опрошенных категорически не согласны с тем, что снижение веса/объема продуктов при прежней стоимости помогает производителям удерживать рост цен на продукты питания. Практически половина казахстанцев (41%) считает обязанностью производителя уведомлять потребителя об изменениях веса упаковки путем публикаций в СМИ.

Недавно купив и открыв плитку шоколада, визуально поняла — его меньше, чем раньше. Просматриваю дальше: к примеру, сливочное масло — 180 граммов вместо 200 граммов, кефир в тетрапакете — 0,95, питьевой йогурт — 0,45 литра вместо 0,5. Да и объем упаковки сока у ряда производителей сейчас составляет 900 мл вместо 1 литра, вес упаковки круп варьируется от 700 до 900 граммов, с банкой или бутылкой пива то же самое: вместо привычных 0,5 литра — 0,45 мл. Почему берем не глядя? Специалисты «Лаборатории проектов» обьясняют: срабатывает стереотип мышления потребителя. Если спросить любого потребителя, какой объем пакета молока, то он почти всегда ответит — литр. Другие рассуждают: ну что такое недолитые 50 миллилитров? Примерно три столовые ложки? Покупатели, которые относят себя к числу внимательных, может быть, и видели, что на упаковках указан такой нестандартный объем, но большинство из них не придают этому большого значения и кладут товар в корзину. А тем временем неположенные несколько грамм в масштабах страны — это целые тонны! Однако, надо отметить, что не все отечественные товаропроизводители используют технологию даунсайзинга.

Приводим сравнительную таблицу лишь некоторых казахстанских производителей по четырем категориям продуктов с указанием объема:

На основе данных мониторингового агентства Energyprom.kz (http:// www.energyprom.kz), которое специализируется на исследованиях актуального состояния и тенденций развития казахстанского рынка по различным сферам, специалисты «Лаборатории проектов» спрогнозировали получаемую сверхприбыль в случае применения технологии даунсайзинга всеми игроками вышеперечисленных отраслей. Если говорить о молочной отрасли, то в 2017 году в Казахстане произведено 804 млн литров молока. Так, средний «недолив» в отрасли может составлять 10% от общего объема, что эквивалентно 80 400 000 литрам молока. Если данный объем распределить в упаковки по 0,9 литра по средней цене 200 тенге, а это 89 333 333 упаковки, то производитель получает 17 млрд 866 млн 666 тысяч 600 тенге в год.

 

В прошлом году в стране произведено 517,4 млн литров пива. По аналогии с предыдущими расчетами использование технологии даунсайзинга в этой отрасли может принести 206 млрд 959 млн 999 тысяч 999 тенге при средней цене 180 тенге за банку/бутылку пива объемом 0,45 литра. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РКза этот период в республике произвели 70 млн 535 тысяч кг круп — при применении даунсайзинга можно дополнительно «заработать» 2 млрд 645 млн 62 тысячи 500 тенге при средней цене 300 тенге за восемьсотграммовую пачку.

При этом с правовой точки зрения обмана вовсе нет. Производитель, как положено, на упаковке указывает вес. Но, как правило, так мелко, что не каждый сможет разглядеть цифры.

Ануар СУЛТАНБЕК.

Читайте также