23 июня -ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: Доверие оправдывают, Поздравления…, Больше, чем профессия, Что заботит акима Сироткину, Результат зависит от каждого, Быть госслужащим -это значит…

Доверие оправдывают

Согласно статистике, в нашей области трудятся 5960 сотрудников, средний стаж которых на государственной службе — более 10 лет, 89% — имеют высшее образование. Вчера представители госорганов области встретились на торжественном мероприятии в ДК «Кокшетау» в честь профессионального праздника — Дня государственного служащего.

По многолетней традиции официальная часть торжества началась с церемонии принятия присяги молодыми специалистами, впервые поступившими на административную госслужбу.

Собравшихся поздравил руководитель аппарата акима области Канат Шукунев, который отметил: «Доверие к власти начинается с государственного служащего. Люди, выбирающие госслужбу, заслуживают глубокого уважения, поскольку на их плечах — нелегкая ноша ответственности за благосостояние будущего нашего народа. От профессиональности госаппарата зависит развитие страны в целом. Что немаловажно, в этом году мы отмечаем День государственного служащего в преддверии празднования важного события общенационального масштаба — 20-летия Астаны».

С 2015 года Указом Главы государства утвержден нагрудный знак «Үздік мемлекеттік қызметші», которым награждаются работники, внесшие значительный вклад в развитие госслужбы и имеющие безупречной стаж не менее 15 лет. С момента утверждения награды ее удостоены 26 акмолинцев. Вчера ряды лучших пополнила руководитель службы управления персоналом аппарата акима области Жанар Темирханова.

Ряд государственных служащих за безукоризненную работу поощрен благодарственными письмами акима области. Среди них — Эльмира Абдрахманова из Атбасарского, Канат Агзамулы — Целиноградского, Сандугаш Иманкулова — Аккольского, Жанабек Толкынбекиз Зерендинского районов и другие.

Поздравил коллег и руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области Берген Беспалинов. Он, в свою очередь, наградил госслужащих благодарственными письмами за личный вклад в развитие государственной службы и эффективную работу.

Развитие государственной службы —это и результативный вклад в дело ветеранов службы. Их навыки и опыт продолжают эффективно использоваться сегодня. От имени ветеранов молодых коллег с профессиональным праздником поздравил Марат Кульмагамбетов. По мнению бессменного председателя жюри областного конкурса госслужащих, чтобы стимулировать к работе, нужно поощрять. Хорошо бы учредить приз для победителей конкурса, к примеру, зарубежную туристическую путевку. Госслужащие могли бы не только отдохнуть, поправить здоровье, но и ознакомиться с опытом работы тамошних коллег. Предложение поддержано дружными аплодисментами.

Завершил  торжественное   мероприятие праздничный концерт.

Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА

Уважаемые коллеги!

В этот особенный день поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем государственного служащего!

От эффективности вашей работы, профессионализма и самоотверженности зависит успех реализации государственных программ и проектов, а также социальных и экономических преобразований, благополучие нашей страны.

Благодаря вашей ежедневной кропотливой работе решаются сложнейшие задачи, которые стоят перед регионом. Вместе мы добиваемся новых успехов.

Выражаю вам признательность за работу и преданность государственной службе, патриотизм. Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, благополучия, успехов во всех начинаниях и новых достижений на благо нашей Родины!

С уважением,
Малик МУРЗАЛИН, аким Акмолинской области.

***

Уважаемые государственные служащие!

Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — Днем государственного служащего!

Добросовестное отношение к делу, высокая исполнительность и требовательность к себе и коллегам в сочетании с работоспособностью — все эти превосходные деловые качества присущи вам — государственным служащим.

С полным правом мы можем гордиться вашим значительным вкладом в развитие страны. А впереди — новые цели и задачи.

Елбасы поставил перед всеми нами высокую, но доступную задачу вхождения в число 30-ти наиболее развитых государств мира. Для того, чтобы достичь этой цели, нам нужно использовать все интеллектуальные ресурсы и проделать много работы. И здесь большая роль принадлежит государственным служащим.

В этот праздничный день желаю вам крепкого здоровья, неиссякаемого оптимизма, настойчивости в работе и мудрости в принятии решений!

Дулат НУРМУЛДИН, секретарь Акмолинского областного маслихата.

Больше, чем профессия

В стремлении войти в 30-ку развитых стран мира, в том числе и по уровню этичности госаппарата, Казахстан активно изучает опыт зарубежных стран. За последние десятилетия большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития внедрили новые правила и кодексы для профилактики неэтичного и поощрения добропорядочного поведения госслужащих. Во многих странах ОЭСР успешно действуют отдельные институты по вопросам этики на государственной службе. В Казахстане институт уполномоченных по этике создан в 2015 году.

Сегодня мы беседуем с уполномоченным по этике аппарата акима Акмолинской области Нариманом Абдрахмановым.

Нариман Тулешович, за время работы институт уполномоченных по этике доказал свою состоятельность. И все-таки, почему именно в сфере госслужбы возникла потребность в нем? Какова миссия уполномоченных по этике?

— Помните древнеримское «Что позволено Юпитеру, то…»? Многое из того, что может позволить себе любой человек, то непозволительно, человеку, избравшему своей стезей государственную службу. В идеале, конечно, ни один воспитанный человек не должен разговаривать на повышенных тонах, появляться в общественном месте неопрятно одетым, тем более нетрезвым… Для госслужащих — это табуировано уже сегодня.

Хочу сразу подчеркнуть, что институт уполномоченных по этике — это отнюдь не карательный орган. Главное в нашей деятельности — защита прав госслужащих, а также граждан, чьи права нарушаются госслужащими. Поступила жалоба — разобраться, провести объективный анализ, выявить причины, а потом уже делать какие-то выводы и рекомендации.

Иногда слышишь: «раньше обходились же без уполномоченных по этике…». Обходились, но как? Разве раньше работа госслужащих была безупречной? Разве мы не сталкивались с грубостью, волокитой, да и хамством откровенным куда чаще, чем сегодня? Разве отношения в коллективах госорганов были безоблачными? Проблем хватало. Но люди могли обратится только к вышестоящему руководству, и, как правило, все возвращалось на круги своя. Только пожаловался, чаще всего, на прежнем месте уже не работал — увольняли. Теперь они обращаются к нам — институт абсолютно независимый.

Нужно учесть и то, что люди сегодня изменились. Стали грамотнее, состоятельнее, требовательнее. Если когда-то (пусть простят меня люди по советскому времени ностальгирующие) грубость и чванство чиновников воспринимались, если не как норма, то во всяком случае гораздо терпимее, то сегодня — ситуация иная. «Вы должны, вы обязаны», — звучит сегодня повсеместно. Это правильно. Но лишь в том случае, если вопрос действительно входит в компетенцию данного чиновника.

Телефоны-смартфоны сегодня у каждого. Информация о не должном поведении госслужащего мгновенно разлетается по социальным сетям. Кстати, далеко не всегда она достоверна, часто какую-либо фразу выдергивают из контекста, потом долго ее муссируют, комментируют.

Так что наша задача — научить госслужащих вести себя так, чтобы не дать повода для критики, формировать культуру взаимоотношений, помочь, предостеречь от опрометчивых поступков.

Вы часто выступаете в разных аудиториях, очень популярны Ваши лекции в областном филиале Академии госуправления при Президенте РК. На чем Вы акцентируете внимание?

— Я начинаю с вещей, на первый взгляд, элементарных. Наглядно на слайдах: «Следует: своевременно оплачивать коммунальные услуги, погашать кредит, возвращать долги, не размещать в аккаунтах, социальных медиа фотографии с мест отдыха, заграничных поездок, застолий, со звездами шоу-бизнеса. Избегайте уличных потасовок и стычек, избирательно подходите к выбору увеселительного заведения и круга общения…».

Реакция — лучше любого теста. Если кто-то возмущен: «Мы что, не люди?», то вслух и напрямую я не говорю о том, что, видимо, этот человек попал на госслужбу случайно. Стараюсь подвести к тому, чтобы он очень хорошо подумал, правильно ли профессию избрал. Но к концу разговора понимание возникает. После примеров доступных. Допустим, вы отдыхаете за границей. Имеете право. Может быть, на свадебное путешествие копили долго. Но не выкладывайте в социальных сетях фото на фоне дорогих чужих яхт. Возможно, его увидит человек, недовольный полученным отказом при обращении к вам. Даже, если вы отказали в рамках закона, то он может использовать ваши фото как повод: «Проверьте его доходы».

Да и в целом, выставляют на всеобщее обозрение свою жизнь, успехи (реальные и мнимые), как правило, люди, желающие за счет этого самоутвердиться в своих собственных глазах, испытывающие комплексы определенные. Этот вывод психологов тоже стараюсь донести до слушателей.

Чем больше общаюсь с молодыми госслужащими, тем больше прихожу к выводу, что для них нужны курсы риторики и красноречия. Очень важно умение правильно донести свою мысль, аргументировать, убедить. Чтобы человек, даже получив отказ, понял, почему и знал, как действовать дальше.

Вопросов в любой аудитории поступает множество. Среди них и о том, какими видами деятельности госслужащему можно заниматься дополнительно. В Законе «О государственной службе Республики Казахстан» в числе разрешенных — только преподавательская, творческая и научная. Репетиторство — разновидность запрещенной для госслужащих предпринимательской деятельности. Пучок лука или три литра молока, эпизодически продаваемые каким-либо сотрудником сельского акимата, вряд ли можно отнести к таковой. Но, если это делается на постоянной основе, то получаемый доход надо декларировать. Тогда вопросов ни у кого не возникнет.

Работа проводится огромная. Но нарушения Этического кодекса государственных служащих РК все-таки случаются. В чем причина, и что с этим делать впредь?

—  Не боюсь показаться банальным, главная причина — все-таки в воспитании, качестве образования. Если в детстве, в школьные годы не усвоил должные нормы поведения, если диплом — это просто диплом и за ним не стоят глубокие знания, не сформирована потребность в постоянном их обновлении и расширении, личном совершенствовании, то такому молодому специалисту придется на первых порах очень непросто. Ни при наличии искреннего желания работать, осознании того, что государственный служащий — это больше, чем профессия, это действительно служба — народу и государству, оказавшему тебе доверие, то любые первоначальные трудности можно преодолеть.

Пилотный проект по внедрению факторно-балльной системы оплаты труда доказывает свою эффективность. Внедренная повсеместно эта система приведет к значительному повышению оплаты труда госслужащих. Это значит, что на одно место будут претендовать несколько кандидатов, часть которых придет из сферы бизнеса (пока процесс обратный). Здоровая конкуренция — всегда во благо, позволяет победить сильнейшему.

Каков характер поступающих к Вам обращений?

— Не могу сказать, что их много. На большинство возможных обращений, вопросов мы даем совместные ответы, встречаясь с коллективами различных государственных органов. В некоторых из них идет речь о морально-психологическим климате в коллективе, кто-то считает решения своего руководителя несправедливыми. Детально разбираемся с каждым. Иногда видим, что за обращением стоит желание свести счеты, оправдать свой непрофессионализм и недобросовестность. Приведу один пример. На руководителя одного из управлений поступила коллективная жалоба сотрудников: грубит, оскорбляет… Стали разбираться. Никаких иных примеров «грубости», кроме вполне обоснованного — «Это ваш вопрос, ваша обязанность. Отвечайте на это письмо самостоятельно» — привести не могли. Сейчас ситуация нормализовалась.

Обращения от физических лиц тоже различны. Иногда обоснованно жалуются на то, что государственная услуга оказана им некачественно, а иногда — желание «пропиариться», набрать «лайков» в своем блоге. И с ними разбираемся также тщательно.

Ваши пожелания коллегам в День профессионального праздника

-Хочу поздравить всех коллег с Днем государственного служащего РК — праздником, само появление которого стало показателем уважения к нашей профессии. Желаю всем здоровья. Желаю оправдывать доверие, которое нам оказывает государство. Действовать только в рамках законодательства и Этического кодекса государственных служащих РК. Всегда и всюду помнить о нашей миссии —служить народу. Любить свое дело.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Что заботит акима Сироткину

Не может быть, — хочется воскликнуть при первом знакомстве с Юлией Сироткиной (на фото — слева). Мы ехали в Вознесенский сельский округ, чтобы поговорить с акимом о делах серьезных: как проходит новый этап развития местного самоуправления — формирование бюджета четвертого уровня в сельских населенных пунктах, численностью свыше 2000 человек. Таковых всего два в Буландынском районе, в области 69.

А из-за руля «Лады» навстречу нам выпорхнула молодая, симпатичная, веселая дама. Оказалось, что это и есть аким и, что от стереотипа «серьезный руководитель — человек зрелый, с богатым опытом» пора отказываться. Сегодня уместнее пушкинское «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Во всяком случае, к Юлии Сироткиной — это имеет отношение самое прямое.

Да и опыта — профессионального и житейского — Юлии Николаевне не занимать. Как-то все в ее жизни спрессовано. Иной лет до 30 ищет «смысл жизни», а она замуж вышла в 18 лет, будучи студенткой кооперативного техникума. Сегодня старшему сыну уже 14, второму — 11. Во время первого декретного отпуска прошла обязательное для кандидатов на госслужбу тестирование и в 2006 году начала работать специалистом в акимате, вела дела бухгалтерские.

— 16 июня — ровно три года, как меня избрали акимом, — рассказывает о своем служебном росте Юлия Сироткина. — Знаете, я как-то не боялась. Пока работала специалистом, в нашем округе сменилось пять акимов. Возможно, потому что неместные были. А я столько лет в Вознесенке живу, меня все знают, я всех знаю. Люди у нас хорошие.

Не видит она и проблем с поэтапным развитием местного самоуправления, а ведь приходилось слышать о том, что самостоятельный бюджет местного сообщества — это дополнительная «головная боль» для акима: налоги собирай, детские сады, сельские клубы на баланс бери, количество госзакупок возрастает значительно…

— Важно, чтобы специалист по бухгалтерии был сильным, а в нашем Александре Беккере я уверена. Сама его обучала всему, что знала, — говорит Юлия Николаевна. — Что-то новое вместе осваиваем. У меня сейчас настольная книга — «Основные направления работы местного самоуправления».

По ее словам, «местное сообщество зашевелилось», активнее стали, на собрания приходят охотнее: «Я им говорю — налогов будет столько-то. Куда мы их потратим?». Тратить, как и в любом селе, есть на что: ремонт водопровода, уличное освещение… Но пока налоговая база небольшая, хотя по итогам полугодия план по собираемости даже перевыполнен.

Но один из источников его пополнения — штрафы за складирование мусора или выпас скота в неотведенных для этого местах аким Сироткина все-таки не использует: «Ну, куда это — 20 МРП. Очень большая сумма. У нас кочегар в котельной на руки около 30 000 тенге получает. А кто у нас мусорит? Как раз социально неблагополучные люди, стабильно неработающие. Детей их жаль». Так что -увещевает, ругает, пугает, но все-таки штрафные квитанции не вручает.

Однако же нарушающих порядок в селе все-таки становится меньше, активисты помогают. Пришла как-то одна из них Светлана Приходько — член местного сообщества: «Я соседке, которая золу на дорогу высыпала, сказала, что я сама имею право тебя оштрафовать». «Так что теперь я «крайней» не буду, — говорит Юлия Николаевна. -Людей соберу — давайте решать вместе».

— Самозанятых у нас хватает, — делится аким еще одной проблемой. Самое обидное, что большей частью они работают в Астане, Щучинске… Трудовые договоры не оформляют. При анкетировании на вопрос «Устраивают ли вас трудовые отношения со своим работодателем?» отвечают утвердительно.

И вновь: разъясняет, убеждает… На вопрос о том, не было ли моментов, когда хочется оставить беспокойную должность, уйти в ИП, ТОО.., благо бухгалтерские навыки ничуть не утратила, аким Сироткина отвечает: «Бывает. Особенно, когда на акимат, а это значит, на меня штрафы накладывают из-за мелочи какой-нибудь. В частном секторе больше бы заработала. И рабочий день там нормированный, и никто бы не говорил: снег вывези, сена привези… А потом успокаиваюсь: ну, куда мне без вознесенцев? А им без меня?».

Ирина БАУДИНОВА.
Буландынский район.

Результат зависит от каждого

20 декабря 2002 года 57 сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о провозглашении 23 июня Днем государственной службы ООН и призвала государства — члены ООН определить этот день в каждой стране. 23 декабря 2013 года Указом Главы государства 23 июня отмечается как День государственного служащего Республики Казахстан.

Успешная реформа сферы государственной службы и пополнение конкурентоспособными, грамотными, квалифицированными специалистами — результат твердой политической позиции Президента РК Нурсултана Назарбаева. В Казахстане свыше 90 тысяч граждан работают на госслужбе, в том числе, более 49 тысяч женщин.

В областном департаменте юстиции — 118 государственных служащих. Для каждого из них момент вхождения в ряды государственных служащих особо важен и волнителен, это всегда маленький праздник с торжественным принятием присяги и получением служебного удостоверения — свидетельством нового этапа в жизни. Каждый год государственные служащие департамента проходят стажировку в различных государственных органах, где повышают свои знания и навыки, набираются опыта, так как успешное государство может быть построено на основе эффективной и профессиональной государственной службы, и наши сотрудники эти критерии ставят на первое место.

В настоящее время система государственного управления республики стремится соответствовать европейским стандартам, эффективнее реагировать на запросы общества, способствовать улучшению жизни каждого гражданина. Результативность работы государственной службы зависит от каждого государственного служащего, его опыта, самоотверженности, а также профессиональных и личностных качеств.

Главные качества государственного служащего — это, в первую очередь, профессионализм, высокий уровень нравственности, патриотизм и безусловное соблюдение законности. И тут нельзя не согласиться, что обязанности, возложенные на государственного служащего, нелегки, но силы придает гордость, что именно нам выпала честь работать в команде Главы государства — Лидера нации Нурсултана Назарбаева. И наши пожелания, чтобы эта команда становилась еще более квалифицированной, пополняясь новыми, полными сил, готовыми служить во благо нашей страны государственными служащими!

Гульмира АКИМОВА,
заместитель руководителя областного департамента юстиции.

БЛИЦОПРОС

Быть госслужащим — это значит…

Государственный служащий, кроме исполнения своих непосредственных обязанностей, должен быть человеком долга, высоких моральных принципов, примером для всех во взаимоотношениях с коллегами, близкими, коммуникабельным настолько, чтобы находить общий язык с разными людьми. Что думают по этому поводу акмолинские госслужащие? Накануне профессионального праздника «АП» предложила им принять участие в мини-опросе, продолжив фразу: «Быть госслужащим — это значит…». О том, каким, по их мнению, должен быть тот, кто выбрал этот профессиональный путь, читайте ниже.

Нурсултан Шытырымбек, ведущий специалист департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию кор-рупции по Акмолинской области:

— Я — юрист по образованию. В управлении госуслуг нашего департамента работаю несколько месяцев, до этого был опыт работы в Министерстве сельского хозяйства РК, акимате одного из районов. Когда учился, решил поступить на госслужбу. Как правило, те, кто выбирает эту специальность, планируют стать государственным служащим или работать в правоохранительных органах. И то, и другое — престижно, важно. Считаю, что такие качества как порядочность, честность, принципиальность — это те понятия, которыми должен руководствоваться любой человек, и особенно представитель госоргана. Кроме тех требований, которые прописаны в законодательстве. Эффективность исполнения должностных обязанностей сегодня зависит и от того, насколько ты анализируешь, проявляешь креативное мышление, ведь случаются ситуации, когда нужно выходить за рамки шаблона. Своим выбором дорожу, потому что моя работа придает мне уверенности в завтрашнем дне.

Юлия Марченко, главный специалист отдела внутренней политики Шортандинского района:

—  Быть государственным служащим — большая ответственность, прежде всего, перед собой. Мы все — проводники государственной политики, а это значит, что трудимся на благо земляков. Главное — серьезно, честно относиться к своим функциональным обязанностям. В своем отделе уже 18 лет, за это время он несколько раз менял название, но суть, направление оставались прежними — идеологический фронт, общественные отношения. Не скрою, порой бывает очень непросто. Ведь наша работа — это ежедневное общение с людьми, встречи, мероприятия… Иногда день проходит в очень напряженном графике. Думаю, тот, кто решил выбрать госслужбу, должен четко понимать для чего служить своему народу, Родине.

Людмила Алексеева, главный специалист департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области:

— Каждый государственный служащий обязан прекрасно знать Конституцию РК — Основной Закон страны. Ведь права и обязанности граждан — то, с чем он сталкивается по долгу службы каждый день. Постоянное самосовершенствование, широкий кругозор, повышение квалификации — то, что помогает добиваться успехов в работе. Сегодня большое значение имеет нравственный облик госслужащего, соблюдение морально-этических норм, причем помнить об этом нужно и в рабочем кабинете, и за его пределами. Работа требует от нас собранности, владения информацией, умения находить нужные ответы на вопросы, что очень помогает в любой жизненной ситуации.

Татьяна Ижбулатова, главный специалист отдела организационно-контрольной работы аппарата акима Жаксынского района:

— Моя работа позволяет мне всегда быть в гуще всех событий, именно в наш отдел поступает огромное количество информации, связанной с обеспечением жизнедеятельности района. Меня часто спрашивают: ты же окончила химический факультет, почему поступила на госслужбу? Я всегда отвечаю, что Маргарет Тэтчер тоже была химиком, это не помешало сделать ей блестящую карьеру и трудиться, защищая государственные интересы. И потом такая работа — моя мечта детства. Стаж госслужбы -два года, за которые я перечитала и усвоила множество нормативных правовых актов. Чем больше знаешь, тем лучше выполняешь свою работу, а значит приносишь больше пользы людям. Разве не это главное?

Записала Аэлита ТАЕВА.

Читайте также