Старт к звездам

«Туған жер»
В туманных и неизведанных глубинах Вселенной, в созвездии Лира существует звезда, и носит она имя Ермека Бекмухамбетовича Серкебаева. Какой же путь проложен родом Серкебаевых до этой далекой звезды, до которой даже свет, с его умопомрачительной скоростью в 300000 км в секунду (в секунду!) добирается через многие 1500 лет? Что же было такого неординарного у Серкебая, тихого мирного обывателя, жившего в степных просторах Сарыарки около озера Теке, что расположено в Кызылтуском районе на границе с Россией? Старожилы говорили, был такой, вроде, как все. Наверное, все-таки не был он такой, как все, проглядели земляки, если у него родился внук Бекмухамбет, который уж явно послужил стартовой площадкой для полета имени Серкебаевых в созвездие Лиры.

Путь к звездам Серкебаевых начинался все-таки не с Ермека Серкебаева, а с его отца Бекмухамбета Серкебаева. Действительно, один из шести братьев Серкебаевых, вдруг срывается с насиженных мест, от привычного уклада жизни рода Керей, устремляется в непонятное, неведанное из самых лучших гуманистических, романтических побуждений, и которое, оказалось, странным образом таит в себе страдания, опасности, совершенно реальные, вплоть до смертельной. Он учится в Медресе Галия в городе Уфе, в одном из двух престижных учебных заведений для мусульман России того времени, в нем дают знание не только канонов ислама, но и довольно солидное светское образование. Не зря в нем учились люди с очень даже светскими земными интересами, такие, как великий поэт Магжан Жумабаев и другие прогрессивные деятели того времени. Он был другом Магжана Жумабаева, а ведь стать другом такого человека — это уже звание, это характеристика, которой вполне достаточно, чтобы понять уровень интеллигентности, вообще уровень образованности и культуры Бекмухамбета Серкебаева. Магжан поэт, талант которого сравним с талантом самого Абая. Абай — поэт интеллектуалов, а Магжан — поэт поэтов, такая оценка выдержала проверку временем.

Потом учеба в г. Омске, переезд в Кокшетау, радостное ощущение свободы, идеи Алаша, осознание возможности быть полезным своему народу, творчество, поэзия, ставит пьесы в Омске, в Петропавловске, пишет статьи, сейчас многие вспоминают, что Бекмухамбет Серкебаев в те годы был одним из активных членов Алаша… Но это длилось недолго. Из истории известно, как очень скоро слово «алашординец» стало опасным. Я помню с детства, как шепотом говорили, что Бекең (так уважительно звали его на родине), оказывается, был членом Алаш Орды, что об этом было написано в книге самого Сакена Сейфуллина «Тар жол тайгақ кешу».

Сейчас есть много воспоминаний о семье Ермека Серкебаева, а будут, я думаю, еще больше, есть даже целая книга, написанная его дочерью Ириной. Что нового я могу сказать о роде Серкебаевых, с какого ракурса их жизнь еще не известна? Оказывается, есть место и для моей статьи. Это взгляд из их Малой родины, взгляд из числа их многочисленных родственников, которые остались в Кызылтуском районе, живут в Кокшетау. Известно, что такого рода оценки не выдерживают многие знаменитости, а ведь отношение к своим истокам, к началу начал есть момент истины в понимании нравственности людей. Я скажу сразу, что Бекмухамбет и его сыновья Ермек и Мурат (младший брат) и здесь были на высоте.

Я впервые увидел Бекең-ата, когда он несколько раз приезжал в конце 50-х годов в Кызылту с Муратом в родные края, и я вместе с ними отправлялся в его родные аулы Ондырыс, Кырыкуйсай. Что меня буквально поразило в те годы и затем, когда я бывал в их доме на улице Юных Коммунаров в Алматы — это простота, интеллигентность и внимательность Бекең-ата, доброжелательность и хлебосольность Зылыхи-апай. Они вели себя так просто, как будто не имеют никакого отношения к великому артисту Ермеку Серкебаеву, который уже в те годы стал известен в СССР. Бекең-ата, несколько флегматичный и молчаливый, постоянно ходил в галстуке, даже прогуливаясь возле дома, а о простоте хлебосольной Зылыхи-апай можете судить, например, по тому факту, что не только я заходил к ним на чай будучи студентом, когда кончались деньги, но и прихватывал с собой еще трех-четырех своих друзей-земляков. Для нас северных ребят различные вкусные варения, апорт, фрукты, которые были постоянно на столе Зылыхи-апай, были объедением.

Если говорить о взаимоотношениях моего отца Сабыра Маликова, заслуженного учителя КазССР, известного педагога, одного из основателей народного образования в северном регионе и Бекмухамбет-ата, то их можно назвать отношениями истинного взаимоуважения и взаимопомощи. Бортебай — прадед моей матери был братом Серкебая, т.е. по масштабам казахов моя мама была довольно близким родственником Серкебаевым. Так вот, в тяжелые годы для Серкебаевых, в 1939 году умирает брат Бекең-ата. В семье оставались четверо маленьких детей, тяжелое положение. Мой отец взял на воспитание к себе двухлетнего мальчика. Так, по сути Серкебаев (Оспанов) Амантай стал членом нашей семьи, стал моим старшим братом. Затем мой отец еще много лет опекал эту семью, помог старшей дочери Канипе стать учительницей, определиться в жизни, фактически заменил им отца. Канипа стала известной учительницей, прожила долгую жизнь, вырастила достойных детей. Она всегда с благодарностью чтила память о моем отце, удивила даже своих детей, когда до самой кончины, теряя уже память, вспоминала добрым словом моего отца, которого в то время уже сорок лет не было в живых. Вот такая, оказывается, бывает память сердца.

Такую же помощь по жизни оказывал Бекең-ата и Ермек-аға нам и своим многочисленным родственникам из Кызылту, у них уже были большие возможности к 70-ти годам. Существенную помощь оказал Ермек-аға уже в трудное для нас время моему брату в Алматы. Сколько, я знаю, было просьб со стороны родственников многочисленных Серкебаевых (только пятеро братьев Бекмухамбет-ата и еще больше двоюродных) из Кызылту, и все находили решение, не припомню, буквально ни одного случая, чтобы Ермек-аға оставил без внимания обращение к нему. Конкретно знаю шесть-семь случаев, причем просьбы были довольно не слабые, порой неуместные, скажем так. В общем, старшие Серкебаевы были отзывчивыми и добрыми людьми и довольно земными, хорошо и твердо стояли на ней, наверное, поэтому была хорошая опора для взлета. Младших я не знаю, но недавно в соцсетях я прочитал мудрые и добрые стихи Байгали Серкебаева (сына Ермека), посвященные ушедшему другу Батыру Шукееву и подумал: наверно, и младшие из этого семейства такие, потому что порядочность как ментальная черта тоже «преследует» род. Я всю жизнь с благодарностью вспоминаю Бекең-ата, который конкретно оказывал мне поддержку в трудных для меня ситуациях. Человек долга, он удивил мою сестру и ее подруг, когда пришел в студенческое общежитие в 75-летнем возрасте, чтобы выразить соболезнование по поводу кончины моего отца и передать бата.

Бекең-ата был в молодости очень творческим человеком, потом в шестидесятых годах были переизданы его некоторые сочинения (пьесы, стихи), в антологии казахских литераторов были помещены его стихи. Мухтар Ауэзов высоко отзывался о молодом Бекмухамбете Серкебаеве, которого видел в те годы в Омске. Но все это было написано в молодости, начиная с 35-ых годов, он уже не занимался творчеством, не стал рядиться в другие одежды, был преподавателем казахского языка в техникуме и в вузе. Это и понятно, если наградой за эти вольнодумства были бессонно проведенные ночи в ожидании ареста, фактически получилось напряжение на всю жизнь. Ермек Бекмухамбетович пишет об этом времени: «В Алма-Ату мы приехали в 1937 году. Это был очень тревожный год, постоянные репрессии. Самый страшный год. Мама ночами не спала — вдруг придут с того серого дома на улице Дзержинского (бывшее здание НКВД). Заберут, и с концом. Каждый вечер по радио мы слушали списки приговоренных к расстрелу, вся интеллигенция пошла в расход. Кто попроще и победнее — попадался на мушку НКВД. Так однажды забрали и расстреляли папиного друга — писателя и поэта Магжана Жумабаева.

В годы репрессий мой отец Бекмухамбет Хусаинович чудом остался жив» (Ермек Серкебаев. Фотоальбом. -Алматы.).

В настоящее время слышны из разных источников информации, в которых освещается довольно весомый вклад Бекең-ата в деятельность алашординцев, его влияние на судьбы отдельных людей, например, Айкына Нуркатова, впоследствии видного литературоведа и др.. Сейчас на слуху имена Мурата, Байгали, Джамили, Алмаса, Ирины Серкебаевых.

Невольно думаешь, какая счастливая семья?

Действительно, что такое счастье?

Естественно, оно связано при самом разном понимании этого довольно субъективного понятия с продолжительностью жизни на этой Земле. Ермек Серкекбаев прожил 87 лет, а отец и мать 90 и 91 лет соответственно. Свое 60-летие Ермек Бекмухамбетович встретил со своими родителями! А они всегда, пусть старые, немощные, пусть вы кормите и опекаете их, и пусть они сами еле стоят, являются опорой для своих пусть даже сильных, могущественных и всезнающих детей, потому что являются опорой духовной.

Что такое счастье?

Если это благополучие детей и их стремление продолжить дело своих родителей, то кто лучше, чем дети Ермека Серкебаева, порадовали своих родителей. Алмас, старший сын, композитор, пианист, занимается самой серьезной музыкой, сочиняет оперы, балеты. В молодые годы стал Лауреатом Государственной премии Казахстана, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, в настоящее время живет в США, руководит филармонией в городе Бостон. Сын — Серкебаев Байгали, музыкант, создатель и руководитель популярной группы «А-Студио», живет в Москве. Дочь — Ирина, журналист, писатель, издала биографическую книгу об отце «Ермек Серкебаев. И жизнь, и молодость, и счастье», живет в США, во Флориде. Брат — Серкебаев Мурат Бекмухамбетович, скрипач, дирижер, руководитель камерного оркестра Гостелерадио РК, народный артист РК. Джамиля, дочь Мурата, популярная скрипачка, заслуженный деятель Республики Казахстан.

Что такое счастье?

Если это занятие любимым делом и есть успехи в этом деле, то куда уж большего можно достигнуть.

Что такое счастье?

Если это всенародное признание и любовь, то мы знаем мало примеров такого успеха, причем оно не зависело ни от политиков, ни от других многих изменчивых и ненадежных факторов.

Что такое счастье?

Если это благополучие в семье и любовь близких, то в этом тонком вопросе будет корректно сослаться на оценку самого Ермек-аға, в котором он очень позитивно оценивает эту грань своей жизни (там же).

Что такое счастье?

Если это материальное благополучие, то все Серкебаевы сейчас в шоу-бизнесе, а они, насколько нам известно, довольно-таки не бедные люди, я думаю. Хотя они были верны своей музе и в те годы, когда это не было делом прибыльным.

Что такое счастье?

Может, это успех у женщин. Я прошу прощения, но мне кажется, что Ермек-аға является неким общепризнанным эталоном мужской красоты, он был создан для того, чтобы женщины теряли, как говорится, бедные головы свои.

Что такое счастье?…

Естественно, за всем этим, кажущимся вдруг свалившимся с небес сплошным везением, за кулисами жизни рода Серкебаевых были тернии, огромный труд, и много чего, чего не видно за яркими рампами жизни Ермека Серкебаева и других представителей этой неординарной семьи. Не видно 1937 года, когда всей семьей ждали ареста отца и много чего еще может, которое осталось незаметным за известными событиями его жизни. Ермек-аға остался в нашей памяти как образец настоящего великого человека, как образец счастливого, красивого человека. Нас продолжают радовать и служить гордостью всего народа созвездие клана Серкебаевых. И мы, кызылтусцы, среди которых жили его предки, и кокшетаусцы, среди которых некоторое время жила их семья, приобщаемся к этим замечательным людям, заявляя, что путь к этому явлению начался в степях Сарыарки, что возле озера Теке. А звезда в созвездии Лира будет еще долго светить, и даже если она когда-нибудь потухнет, свет от нее будет идти еще долгих 1500 лет.

Турсынбек МАЛИКОВ,
доктор педагогических наук РФ и РК,
профессор кафедры физики и математики Кокшетауского государственного университета им. Ш.Уалиханова,
академик Международной академии информатизации.

Читайте также