В КОНТАКТЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ «АП»: Не покладая рук, ради победы…, Копа пока не та…, «Синдром разбитых окон», Начни с себя

Не покладая рук, ради победы…
В годы Великой Отечественной в СССР, наверное, не было такого человека, кто не ощутил бы на себе дыхание кровожадной и беспощадной хищницы, имя которой война. На линию огня для борьбы с фашизмом уходили мужчины, а женщины, многие старики и дети заменяли их дома, без устали работая от рассвета до заката.

На это лихолетье пришлось и детство Есимсеита Шайдуллина, труженика тыла, сегодня проживающего в Щучинске. В роковой для всего советского народа 1941 год ему исполнилось восемь. Самое время учиться и познавать мир. Но вероломное нападение гитлеровской Германии на страну перевернуло жизнь каждой семьи, даже в далеком от фронта казахском селе Карагай Щучинского района.

В 41-м мальчик не только пошел в первый класс, но и начал работать. Работать изнурительно, с первыми лучами солнца и до полной темноты. Наравне с теми, кто остался в селе, не ушел на поля сражений — больными и пожилыми мужчинами. С женщинами, что, засучив рукава, брались за бороны, косы, топоры и лопаты. Никто не роптал. Работали, не покладая рук, ради победы и ждали…ждали новостей с передовой.

В первый год, вспоминает сегодня 85-летний аксакал, ему приходилось пасти совхозных быков. Уже через год он стал их погонщиком на пахоте и сенокосе. Быки — не лошади, управлять ими, запряженными в упряжки, намного сложнее. Но у хрупкого Есимсеита выбора не было — он брался за любую работу, что была в совхозе. Столь тяжелое детство было и у его брата, который был на два года младше; которого увезли в далекую степь пасти ягнят. Их растили отдельно от овец, чтобы доить их. В то время даже такое молоко было на вес золота.

«Лишь бы покормили, дали молочный суп, проваренный с мукой и кусочек хлеба, думали мы тогда, о чем-то большем даже и не мечтали», — произносит Есимсеит Шайдуллинович. И добавляет: «Сейчас люди живут богато. Это надо ценить. Надо помнить, что во многом это благодаря той Победе, за которую отдавали жизни миллионы наших солдат».

Судьба, мало кого пощадившая в 40-е военные годы, не была благосклонна и к этим двум мальчишкам. Спустя год после начала Великой  Отечественной  они полностью осиротели. Сильно болевший отец скончался. Детей к себе забрал дедушка, живший один. Чтобы выжить, ребятам пришлось работать все те четыре года, пока в жестокой, упорной борьбе враг не был окончательно повержен.

Что удивительно, но в маленьком Есимсеите все это время не угасал интерес к знаниям. Помимо работы, которой хватало и зимой, он прилежно учился и окончил четыре класса Карагайской школы. Чтобы продолжить обучение дальше, он стал бегать в соседнее село Новоандреевку, разговаривать с ребятишками и учить русский язык, на котором шло обучение в местной школе.

Здесь Есимсеита и застало долгожданное известие о Победе Красной армии над немецко-фашистскими захватчиками. «Все ребята из школы, учителя шли по улицам Новоандреевки с флагом и кричали всем: «Победа! Враг разгромлен!». Как же ее все ждали тогда, верили и не теряли надежду, что фашиста прогонят прочь из нашей страны, с нашей земли», — вспоминает Есимсеит Шайдуллинович.

Сразу после окончания войны в дом Шайдуллиных пришли работники сельсовета. Они вручили отроку Есимсеиту его первую медаль, за доблестный труд в Великой Отечественной войне. Такой высокой наградой за ту тяжелую, по сути, недетскую работу, были отмечены только трое карагайских мальчишек.

После седьмого класса жизнь Есимсеита проходила в Карашиликском пансионате Зерендинского района. Рассказывая об этом периоде в своей автобиографии, тыловик отмечает особенно одно: «Кормили нас, сирот, там хорошо. И даже одежду начали выдавать». Таким непростым был путь его просвещения. В сороковых годах прошлого века он отучился и получил аттестат об окончании десяти классов. Потом был Карагандинский учительский институт в Караганде, физико-математический факультет, который наш герой успешно окончил. Но работать он все же вернулся на свою малую родину — тогда Щучинский район. Начиная с 1953 года вплоть до середины 90-х работал в восьмилетней школе с. Улгеалгана. Более 45 лет отдал Есимсеит Шайдуллинович обучению ребятишек аула. Даже тогда, когда в послеперестроечные времена прекратилось финансирование учебного заведения. Учил школьников не только формулам и задачам точных наук. На классных часах рассказывал о чуме двадцатого века — фашизме, о том, как объединившись, с верой и надеждой советский народ боролся с немецкими оккупантами и выстоял.

— Учить детей надо хорошему, — уверен тыловик, отмеченный не только медалями к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне, но и другими наградами: «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». — В мире есть место злу и бедствиям, поэтому прививать нужно добро и справедливость, воспитывать трудолюбие и твердость духа, чтобы противостоять любому испытанию, что может выпасть на долю народа.

Айдана АДИЛЬБЕКОВА.
г. Щучинск.
Фото автора.

Взгляд

Копа пока не та…

Вы когда-нибудь обращали свой взор на озеро, возвращаясь с красноярских дач летним вечером в тихую погоду? Это картина, достойная кисти художника — на зеркальной глади озера, подобно белоснежным океанским лайнерам, отражаются многоэтажные здания. Лучи заходящего солнца, отражаясь от тысяч окон, рассыпаются фейерверком золотистых огоньков по его поверхности… Издалека эта картина — точь-в-точь набережная бразильского города Рио-де-Жанейро — Копакабана. И наша Копа. Меня поразило сходство в названиях. Совпадение ли это и быть ли со временем в Кокшетау подобной Копакабане?

Но, к сожалению, в Кокшетау пока медленно идет создание соответствующей инфраструктуры, без которой о появлении собственной Копакабаны и очистке водоема не приходится и говорить. Прежде всего речь идет о создании сливной канализации и ее закольцовки. Неудовлетворительное состояние очистных сооружений подтверждают все, кто знает город.

Тревогу о судьбе озера бью не только я. Так, исполнительная власть на отчете перед горожанами в феврале прошлого года заявила, что «мы никогда не приведем озеро в порядок, пока не сделаем хорошую сливную канализацию, не перенесем частный сектор вокруг, который «загружает Копу отходами жизнедеятельности («Акмолинская правда», 11.02.2017 г.). Целиком и полностью присоединяюсь к этим словам.

Минувшую зиму мы провели благополучно, за что большое спасибо руководству города и области и руководимым ими коммунальным и иным службам. Но Кокшетау растет, и с каждым годом растут расходы тепла, электроэнергии. Поэтому развитие отраслей жизнеобеспечения должно идти на опережение. И в этом отношении есть много чего перенять у нашей прекрасной столицы. Конечно, у нее иные возможности. Но пробивать неотложные вопросы желательно более оперативно и настойчиво.

Вычитав из газет, что реконструирована улица Локомотивная (МТС) приехал полюбоваться этим ярко освещенным, с рядом удобств для отдыха, малым Арбатом для жителей привокзального района. И от души порадовался за них. Но когда попытался попасть на соседние улицы, был неприятно поражен кромешной темнотой. А ведь когда-то этот район был одним из самых благоустроенных в городе, благодаря своему могучему спонсору — государственной железной дороге.

Да и все ли благополучно с освещением даже центральных улиц? Отнюдь. Поверните от улицы Абая на Темирбекова, где располагается главное здание университета, и на тротуаре вас окружает неприятный полумрак. Недостаточно освещен тротуар даже одной из центральных улиц — им. Ауельбекова. Заслуживает упрека и частный бизнес за малую активность в решении общегородских проблем. Также каждый житель должен быть патриотом, любить родной город и хоть чем-то помогать его развитию.

Владимир КОРЯБКИН,
труженик тыла,
персональный пенсионер за особые заслуги перед республикой.

А берег речки Кылшакты уже облагораживают. Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

НАБОЛЕЛО

«Синдром разбитых окон»

Едешь по нашим красивейшим местам, которыми богата акмолинская земля, любуешься степью, околками… А на душе — горечь, тревога, возмущение: «Земляки, что же мы с вами делаем?».

На березах, елях сверкают на солнце полиэтиленовые пакеты, на полях они летают, как перекати-поле в количестве неисчислимом. В частном секторе, на пустырях регулярно возникают стихийные свалки. Наши бюджетники, учащиеся во время городских субботников их ликвидируют, но свалки возникают вновь и вновь.

Конечно, у нас много претензий к фирмам, занятым вывозом мусора. Их сейчас несколько, все они частные. Материальная база у них слабая, возможно где-то халатно относятся к своим обязанностям, где-то логистика неверная. Вижу, что мусорные контейнеры в районах частной жилой застройки не вывозятся неделями, переполнены. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но дело не только в этом. Убежден, что главная причина — сами жители. Уровень нашей культуры.

Кто из нас не видел пакетов с мусором, оставленных в подъезде, не отбрасывал ногой валяющиеся пустые пластиковые бутылки, банки, упаковки? Многим нашим согражданам «очень сложно» опустить переполненный пакет в мусорный бак, бросают рядом. Что удивляет особенно — не раз видел людей пожилых, выбрасывающих мусор там, откуда его нашими буйными ветрами разносит по всей округе.

А ведь есть множество примеров стран, где эта проблема решена кардинально, например, в Швейцарии. И не только мусора, но и утилизации отходов. С 1956 года там нет ни одной свалки, а весь мусор идет на переработку. При этом за счет части переработанного мусора отапливается множество домов, часть — используется вторично. Если кому-то не хочется, он может не сортировать свои отходы, это сделают за него. Но в таком случае будет платить за каждый пакет мусора 1,5 евро. А если кто-то выбросил несортированный мусор без такого пакета, то уплатит штраф в 3000 евро.

— Конечно, там же государство такую систему организовало, — возразят многие. Да, государство. Но не без помощи, инициативы, ответственного отношения граждан. А сейчас уже именно они — ключевое звено этого процесса.

Пока мы с вами, дорогие земляки, сами не перестанем хулиганить (а по сути это хулиганство — «грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества» — и есть), пока не будем учить своих детей быть чистоплотными и любить те места, где они живут и проводят большую часть своей жизни, то никакие усилия государства успехом не увенчаются. Разве не ясно, что чистый город — залог комфортной жизни всех наших горожан.

Никто за нас с вами этого не сделает. Если каждый гражданин будет чувствовать ответственность за свою родину, и осознавать, что другой земли у него не будет, возможно в грядущем десятилетии мы начнем двигаться в сторону развитых стран, а не грезить о беспечном будущем, где за нас решат все «они».

Знаете, есть такой феномен «синдром разбитых окон» — увидишь одно разбитое, темные инстинкты просыпаются — самому хочется разбить второе, кому-то — третье… Так и в отношении стихийных свалок и выброшенного в неположенном месте мусора. Кто-то увидел, что это сделал сосед, и вместо того, чтобы остановить, пристыдить, пригрозить, «подбрасывает» сам. Не порождать этот синдром, не поддаваться ему, нам вполне по силам. Сделать наши города и поселки чистыми, комфортными можно только вместе.

Владимир ШИМАНСКИЙ,
депутат Кокшетауского городского маслихата.

Мысли вслух

Начни с себя

Побудительным толчком для написания этой статьи послужило недавнее телевизионное выступление Анатолия Башмакова.

Этот уважаемый человек — экс-сенатор, в настоящее время заведует кафедрой Ассамблеи народа Казахстана ЕНУ им. Л.Гумилева, является членом Национальной комиссии по реализации программы по модернизации общественного сознания при Президенте Республики Казахстан.

Отвечая на вопросы корреспондента о том, с чего нам следует начать модернизацию общественного сознания, Анатолий Афанасьевич, не вдаваясь в высокие материи, сказал: нужно избавляться от дурной преемственности — опаздывать, быть необязательными… Уважать друг друга, прийти к тому, кто тебя приглашает, вовремя, не опаздывая. Опоздание — это есть неряшливость, небрежность. Оно сказывается и на управленческих делах. Отсюда начинается разложение дисциплины, обязательности.

….Главная мысль программной статьи Лидера нации Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: масштабные преобразования в стране невозможны без преобразования общественного сознания. Это не просто рассуждение и видение Елбасы, а руководство к действию, где первостепенная задача — национальное сознание. Без этого модернизация превратится в пустой звук.

Анатолий Афанасьевич родом из Северо-Казахстанской области, почти земляк наш, поэтому хорошо знает наш менталитет. Его коротенькое выступление, по сути, реплика, задело меня, казаха. К сожалению, на сегодня именно нам свойственно это «великое» качество — опаздывать. Особенно, когда приглашают нас в гости. Причем опаздываем мы не потому, что завалены грудой дел или подвел из-за дорожной «пробки» общественный транспорт, а потому, что… так положено, принято. Сложилось превратное мнение: уважающий себя казах должен прийти в гости на час-полтора позже назначенного срока. Иначе…

К примеру, недели две назад мы с женой были приглашены на два часа дня в ресторан на свадьбу. Приехали без десяти два. Никого нет, только хозяева празднества да работники заведения. За столы сели в полпятого вечера.

За столом «наезжаю» на сотрапезников: дескать, как можно так опаздывать, нельзя же так! В ответ:

— Ты, что с голодухи приехал или свадеб не видал? Забыл, что мы — казахи. Если хочешь, это наш этикет, своеобразная норма поведения, проявление чувства достоинства. Припереться в точно назначенное время — себя не уважать.

Что тут скажешь! Как объяснить им, что Казахстан должен быть известен в мире не только полезными ископаемыми и мирными инициативами, но и своей высокой культурой, соответствующими мировым стандартам образцами поведения. Как объяснить, что провели небывалую Всемирную выставку «ЭКСПО-2017», которой восхитились все страны.

Как объяснить, что наша главная задача, как отмечает Президент, войти в круг высокоразвитых прогрессивных стран. А это возможно только в том обществе, где духовные ценности и приоритеты будут правильно и корректно расставлены. Глава государства в обсуждаемой нами статье подчеркивает, мир начинает новый исторический цикл. Поэтому важно сконцентрироваться и адаптироваться к новым условиям, взяв лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

Модернизация невозможна без избавления от вредных привычек и устаревших стереотипов. В статье выделяется важное направление модернизации общественного сознания — прагматизм. Речь идет о целесообразности. Разве целесообразно, практично в наше динамичное, стремительно развивающееся время опаздывать в гости, на работу, не сдерживать данного слова…

Другой пример. Возьмем наши совещания. Полный зал людей, занявших свои места, как того требует регламент, за 15 минут до начала. Наступает назначенное время, а руководства все нет. Так проходят 10-15 минут. Кое-кто начинает роптать, нервно посматривать на часы и отчаянно нажимать на кнопки мобильного телефона. Как правило, всегда находится какой-нибудь штатный остряк-самоучка, который глубокомысленно изрекает: «Начальство не опаздывает, а задерживается!». Все, словно ожидали эту сакраментальную фразу, облегченно соглашаются с ним: да, да, конечно.

Модернизация сознания ведь должна проходить не какими-то революционными способами, путем кардинальных преобразований в стране, экономике, а изменениями внутри себя, самодисциплиной. Может быть, настало время избавиться от этих постыдных провинциальных привычек вчерашнего дня, пора стать частью глобального цивилизованного мира. Вспомнить, наконец, что на дворе XXI век.

Благодаря хорошо продуманной, выверенной политике Президента Н.А.Назарбаева за прошедшие четверть века построено современное государство западного типа, с западными политическими и правовыми институтами, западной выборной демократией, европейской культурой. Казахстан нашел себя в современном мире, создал основу для дальнейшего закрепления своих международных позиций. Вот бы еще избавиться от отдельных элементов консерватизма внутри нас, держащих нас за полу, не пускающих продвигаться дальше, вперед.

Даулет АХМЕТЖАНОВ,
ответственный секретарь областного совета ветеранов,
член Союза журналистов Казахстана.

Читайте также