Роль краеведения велика

Краеведение обладает значительными возможностями для решения социальных, экономических, образовательных, воспитательных проблем казахстанского общества. В переломные моменты страны люди ищут и находят опору в семье, в доме, в своем городе, местности, где корни предков, то есть краеведение выступает как важный фактор стабильности человека. При этом на географической базе объединяются знания географии, этнологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствоведения.

Бесспорно, школа является одним из источников формирования и развития гражданственности, личности. Конечно же, в первую очередь это решается на уроках истории и краеведения. Школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Потому рассказ об исторических событиях в родной местности вызывает живой интерес.

Сегодня в школах Акмолинской области  краеведческая  работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. В последнее время она стала особенно активной, благодаря программе «Рухани жаңғыру». Большим подспорьем стала регулярная публикация красочных фотоснимков сакральных мест нашего края в областных газетах «Акмолинская правда» и «Арка ажары». Привлечение такого наглядного краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед школой на современном этапе.

Патриотизм должен быть сутью всех гуманитарных наук, сутью всего преподавания. С этой точки зрения работа краеведов в школе очень показательна. Действительно, патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей стране. Сама краеведческая работа помогает школьникам устанавливать связи с местным населением. Например, тема урока «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

Таким образом, используемый краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной деятельности активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность, убедительность, участвует в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Общество ожидает от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся, практически применять эти знания. Мы, преподаватели вуза, направляем своих студентов именно на эти цели.

Культа ЖАПАРОВА,
Сауле АБДРАХМАНОВА,
старшие преподаватели КГУ им.Ш.Уалиханова.

Читайте также