Творческое наследие «Алаш» и модернизация общественного сознания

Казахстан — уникальный источник этнического и культурного многообразия: его многовековая история и древность — это смесь и взвесь голосов и звучаний. Наша страна -неповторимая магистраль и путь для творящего духа и души, ищущая свои истоки, слышащая голоса древних потомков и отвечающая им изначальными ритмами и звуками.

Казахстан сегодня — целый этнокультурный мир, мощный сегмент евразийского многообразия. Этнокультурный мир базируется на двух ключевых компонентах: этническом ядре и культурной оболочке. У нас уже сформировалось ядро, идет процесс образования и совершенствования культурной оболочки. Ее ключевые координаты -язык и идентичность.

Наша страна вступила в эпоху глубоких и системных перемен. Проведена конституционная реформа, создана надежная база для перехода к новой экономической модели, основанной на индустриально-инновационном развитии и ускоренной технологической модернизации.

В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства определил долговременную гуманистическую программу «Рухани жаңғыру». Главное в этой сложной и чрезвычайно важной работе отводится ценностно-мировоззренческим основам.

В этой связи возрастает роль исторической науки, как и в целом наук гуманитарного и мировоззренческого направления. Особое значение имеет глубокое изучение роли общенационального движения «Алаш» в возрождении государственности Казахстана, укреплении национального самосознания казахов, развитии основ толерантности и дружбы народа Великой степи.

Движение «Алаш» — национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти XX в. В начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после Первой русской революции.

В своей работе «В потоке истории» Нурсултан Назарбаев писал: «В начале XX века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации», Президент справедливо отмечает, что многие положения, выдвинутые руководителями партии «Алаш» сохраняют значение и поныне.

В рамках созданной Указом Главы государства Национальной комиссии при Президенте РК по вопросам модернизации общественного сознания проводится работа не только по изучению идейного и общественного-политического наследия «Алаш», но и по применению заданных ими духовно-нравственных параметров к современным сигналам казахстанского общества, поиску сопоставимых и востребованных сегодня идей.

Главное условие модернизации нового типа — сохранение своей культуры, собственного национального кода. Именно поэтому новая модернизация — это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Кроме этого, важнейшая миссия духовной модернизации заключается в примирении различных полюсов национального сознания.

Когда сопоставляем важнейшие проблемы современного нравственного-мировоззренческого определения и идейной программы партии «Алаш», то становится вполне очевидно: в них налицо полная гармония в концептуальном понимании.

Глава государства говорит о культе знаний и об образовании как «фундаментальном факторе успеха», как национальном приоритете номер один.

Внимательное прочтение программы «Алаш» говорит о том, что за ней были люди, заботившиеся о процветании своего народа, настойчиво требовавшие от властей открытия школ на казахском языке обучения, выпуска газет на казахском языке.

В разделе «Прагматизм» в своей книге «Эра Независимости» Нурсултан Назарбаев говорит о модернизации сознания, о необходимости вспомнить навыки предков. «Прагматизм есть противоположность расточительства и кичливости жизни напоказ. Культура современного общества — это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши».

Теперь посмотрим программу «Алаш». В статье «Из жизни казахских должностных лиц Каркаралинского уезда» А. Букейханов приводит пример безнравственности и низкой морали не только у священнослужителей в казахских степях, но и у казахских баев, которые путем подкупа уездных начальников, стали властными управленцами и с целью безжалостного грабежа простого народа и бедняков, потворствовали лживым муллам и ходжам. Их поступки Алихан называет «безобразием» и «откровенной насмешкой над религией — исламом». Кроме того, один из лидеров движения с сожалением констатирует отсутствие у сородичей на необходимом уровне современной культуры, морали и этики. Казахское общество, считал он, поражено культом наживы за счет безграмотной массы народа, межродовой борьбы за власть, безжалостным гнетом богатыми и сильными более слабых и бедных…

Исторической заслугой общественно-политического движения «Алаш» является не только его роль в пробуждении у казахского народа национального самосознания, но и в развитии в среде казахской интеллигенции чувства социальной боли и ответственности за положение простого народа. Лидеры «Алаш» с обостренной ответственностью использовали все рычаги политического и государственного влияния, поднимая вопросы духовного, образовательного и материального положения казахского населения.

Недавние  Пять социальных инициатив Президента также гармонично вписываются в наше утверждение о прямом влиянии идейных установок лидеров «Алаш» на современный социально-экономический и духовный процесс развития казахстанского общества. Задача, поставленная Н. Назарбаевым по модернизации общественного сознания также предполагает возможность прямо опираться на нашу историческую память, приобщая современную молодежь к истокам идейных установок политической партии «Алаш».

Казахская традиция неоднократно прерывалась. И теперь наступило время собирать ее по частям, делая это бережно, непредвзято, создавая целостную картину отечественной истории. Нас должно интересовать, прежде всего, история народа, а не политическая и идеологическая коньюктура. А народ на всех исторических этапах остается одним и тем же.

Вот что пишет Глава государства Нурсултан Назарбаев: «Внимательное прочтение программы «Алаш» говорит о том, что это были люди, заботившиеся о процветании своего народа. При этом их национальная программа позволяла консолидировать все национальности, проживавшие в то время». И что очень важно — без утраты этнической идентичности.

Почему для нас так важно заниматься формированием казахстанской идентичности? Почему мы не должны допустить утраты и отхода от традиционных ценностей, на которых веками стояло наше общество? Без этого духовно-нравственного ядра не может быть общественного иммунитета, а без этого не может быть и психологического иммунитета к информационным атакам, провокациям и фейкам.

Казахстан складывается и уже сформировался как союз более 130 этносов. Этот союз будет сильнее и сплоченнее, если будет всеобщее признание его основного участника — казахов как государствообразующего субъекта. Казахи — это скрепляющая ткань, это стержень государства.

На мой взгляд, это ключевая парадигма современного политического процесса в суверенном Казахстане. И опять, если провести параллель с идейными взглядами партии «Алаш» на казахскую государственность, то мы явно видим абсолютную мировоззренческую гармонию и единство позиции Главы государства Нурсултана Назарбаева и лидеров «Алаш». В этой формуле — залог и основа казахстанской идентичности.

К чему призывали лидеры партии «Алаш»? Девизом их просветительства был «Оян, казак!» («Проснись, казах!») М. Дулатова, а его квинтэссенцией — создание А. Байтурсыновым грамматики казахского языка.

Призыв лидеров партии «Алаш» — политическую активность в казахском национально-освободительном движении — услышали и поддержали многие общественные и государственные деятели российской элиты.

Казахстан сегодня — исторически союз этносов, страна их эволюционного и многолетнего собирания, сохранения и взаимообогащения культур и языков, на основе чего формируется нация единого будущего.

И по Конституции, и по определению нашей Ассамблеи народа Казахстана — мы многонациональный народ, мы союз этносов, который определяет содержание и характер казахстанской государственности.

Культура делает нас разными. Именно в диалоге культур мы можем понять другую культуру, и то, на сколько она другая, в чем ее отличие от нашей.

Контакт культур — это идеальная возможность сглаживать межкультурные и межконфессиональные конфликты, переводя их в сферу и плоскость культурных различий. Культурные отличия не обостряют жизнь, а, напротив, украшают ее и обогащают.

Смысл и цель каждого человека и в целом общества определяется желанием развиваться, стремиться к самовыражению. Душа казахского этноса в этом отношении имеет свое историческое предназначение. Свободолюбие и исключительная толерантность, восприимчивость коллективистского духа и миролюбие — такие качества есть духовная база формирования казахстанской идентичности. Такой вывод еще раз подтверждает историческую ценность идей патриотического духа политической партии «Алаш», разбудившей национальное самосознание казахского народа. Время политической активности ее лидеров стало эпохой мировоззренческого прорыва.

Народу, имеющему свою богатую историю, язык, религию, народу развивающемуся, не следует отделять прошлое от настоящего. Он должен ясно видеть высоты и перевалы, которые должны быть преодолены им в будущем.

Особо важным представляется проблема национальной памяти.

Для аутентификации своей истории следует преодолеть наследие изолирующего историзма. Этот подход достался нам в наследство от советской и постсоветской эпох. Он рассматривает советский период как некий аномальный отрезок национальной истории. Целесообразно акцентировать внимание на том, то, что объединяет этносы Казахстана, что делает нас единым народом, о чем неустанно говорит Нурсултан Назарбаев.

Любая реформа и модернизация начинается при определенных запросах общества. Такие сигналы из глубины казахстанского общества почувствовал Елбасы. Чуткий ко времени и истории, он поражает уникальной способностью к разнообразному творчеству. Как тонкий политик, Нурсултан Назарбаев точно нащупывает пульс национального самочувствия. Мерой и мерилом его жизни были и остаются глас народа и бессмертная история казахов. По их воле он строил себя, сохраняя традиции предков, по их лекалам выстраивал свой собственный духовный дом.

Так родилась гуманистическая концепция «Мәңгілік Ел», духовная программа «Рухани жаңғыру», отсюда его уважительное и достойное отношение к идейному наследию «Алаш».

Анализируя выступления Нурсултана Назарбаева, касающиеся мировоззренческих, духовных и политических проблем, вопросов отечественной истории, приходишь к выводу: Глава государства — тонкий и скрупулезный алашевед, он смог системно увязать и сделать нашу непростую историю неразрывной. Он сегодня трепетный сторонник укрепления нашей государственности, ее основатель и гарант.

Необходимо честно признать, что мы в последние годы увлеклись вестернизацией, попыткой пересадить на казахстанскую почву то, что ей чуждо. Природа разумно устроила процесс социализации как культуросообразный. Ибо культура — это ценности, и определяют все именно они, а не знания и навыки (что, конечно, очень важно). Но в сегодняшнем обучении все внимание направляется на них, то есть реализуется философия прагматизма.

На наш взгляд, необходима переориентация все системы воспитания со знаниецентрического на культурообразное, которое сделает человека не только обученным (компетентным), научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями, а на подлинное творчество.

Целью казахстанского образования и воспитания может быть только одно — человек духовный. И вот тут величайшую роль могут сыграть занятия, спецкурсы, лекции и другие формы, скажем, «круглые столы», конференции, на которых обсуждались бы нравственные уроки общественно-политического движения «Алаш».

Анатолий БАШМАКОВ,
член Национальной комиссии по модернизации при Президенте РК,
член Совета Ассамблеи народа Казахстана РК.

Читайте также