И не прервется связь времен

Түлға: Земляки
В 1906 году во вторую Государственную Думу от кочевого населения Акмолинской области был избран….

Правильный ответ на этот вопрос ЕНТ по истории Казахстана — Шаймерден Косшыгулов. Человек, который за свою недолгую жизнь сумел так много сделать для своего народа, для будущей независимости родной страны.

— Мы знали, что дед у нас знаменитым был, но чем занимался, чего достиг, за что пострадал, нам долго не говорили. В семье такой запрет был, боялись, — рассказывают его внуки Ерик и Серик Шаймерденовы. Старший из них — Ерик Абрашитович — был совсем ребенком, но хорошо помнит, как в середине 60-х годов прошлого столетия в аул приехала целая группа ученых из Алматы: «Тогда еще были живы старики, которые деда помнили, рассказывали им много. Уехали историки и… тишина. Так ничего и не опубликовали». Видимо потому, что годы, вошедшие в советскую историю как «оттепель», закончились. Возможно еще и потому, что даже в это недолгое время проблесков гласности религия у властей все еще была в категории «опиум для народа».

— Мама — племянница Шаймердена Косшыгулова — говорила, что в народе его называли Шайке мулла, — рассказывает главный врач Акмолинской областной больницы Серик Аяганов.- Он был крупным общественным деятелем, заметной фигурой среди мусульман Российской империи, очень просвещенным человеком в области ислама. Но об этом мы узнали только после обретения Независимости. Тогда стали появляться первые статьи и книги о нем.

Родился Шаймерден Косшыгулов в 1874 году в Котуркольской волости (в него входила и территория нынешнего района Биржан сал) Кокчетавского уезда Акмолинской области. Учился в медресе. Его учителем, духовным наставником был Науан Хазрет, чье имя носит сейчас новая мечеть в Кокшетау. Окончив медресе, Шаймерден Косшыгулов сам начинает работать в нем учителем.

Его авторитет среди народа был очень высок. Проповедуя и защищая ценности ислама, мулла Шайке не мог не заняться политикой. Только так можно было противостоять насильственной христианизации, аграрной и переселенческой реформам царской империи. Не призывая народ к насильственным действиям, вместе с Науаном Хазретом писали письма известным лицам области с просьбой понять и поддержать их. Реакция последовала незамедлительно. Преследования, обыски у него и в домах его сторонников… Сохранились документальные подтверждения того, что во время одного из них нашли письмо Шаймердена Косшыгулова в доме великого Абая, в котором он призывал «вместе поднять знамя единства, бороться за честь и достоинство казахского народа».

В   1903   году — ссылка в Западную Сибирь  вместе  с Науаном Хазретом под   контроль Иркутского   генерал-губернатора. Оттуда — в Якутию. Идеологи   будущей   партии   «Алаш» Алихан Букейханов и Мамбет-Али Сердалин добиваются их освобождения.

В 1906 году Шаймерден Косшыгулов принимает участие в общероссийском съезде мусульман в Нижнем Новгороде. Земляки избирают его депутатом первой Государственной думы. Под предлогом «не владеет государственным языком» власти народного избранника не зарегистрировали. Первая Государственная дума просуществовала недолго, была распущена. И вновь жители Акмолинской области доверяют ему представлять их интересы уже во второй.

Ему было всего 32 года, когда он окунулся в бурную политическую жизнь столицы Российской империи. В ней он принимает самое активное участие, на свои средства издает приложение «Серке» к газете «Улфат», редакцию которой возглавил Абдрашит Ибрагимов. В первом номере опубликовано стихотворение Миржакипа Дулатова «Жастарға» под псевдонимом Аргын. Дальнейшее издание газеты власти запретили.

В 1907 году по поручению Букейханова отправляется в Турцию, где встречается с руководителями правительства и парламента. Через одну из турецких газет обращается к Николаю II все с той же целью — отстоять интересы казахского народа.

При этом он не только выступал с призывами к просвещению, усвоению хорошего, полезного опыта, но много делал для этого сам. В родном ауле Когам (район Биржан сал) построил первую русско-казахскую школу, колодец, от которого проложил пусть самый простой, но невиданный по тем временам водопровод. По словам его внуков, первую баню построил, париться любил.

Как он — человек не бедный — встретил Советскую власть, наверное, уже не узнаем. Его супруга Мауйзира детям и внукам своим никогда об этом не рассказывала. Боялась, щадила. О том, что и в это время он был защитником своего народа можно судить по тому факту, что в 1931 году его арестовывают. После предшествующего аресту обыска рядом с домом жгли книги из его богатейшей библиотеки. И старинный Коран, страницы которого золотом были прошиты, не пощадили.

Более года мулла Шайке проводит в застенках.

«Нахожусь в Петропавловской, так называемой «белой» тюрьме. Но, даст бог, это ненадолго и приеду домой. Поручаю тем, кто сегодня «на коне», находится у власти, будьте справедливы к людям, присматривайте и за моей семьей», — пишет он оттуда. Шаймердена Косшыгулова действительно освободили, но приехавший за ним брат нашел его едва живым, среди трупов.

Привез в родной аул, но здоровье 57-летнего мужчины было подорвано окончательно. От перенесенных лишений он так и не оправился. В ауле свирепствовал голод.

— Приехали казахи из Омской области, — рассказывают его внуки. — Посмотрели: «Ты здесь не выживешь, у нас спокойнее». Увезли его вместе с большой семьей. Окружили заботой, помогали, но лучше ему не становилось. Кончину свою предчувствовал. — Бабушка вспоминала, что он сказал ей: «Я уже не доеду, а ты с детьми возвращайся на родину. Пока я жив, тебе в дороге каждый поможет», — с болью рассказывают сыновья младшего сына Абдрашита. — Через несколько месяцев его не стало.

Мауйзира хранила верность любимому мужу всю свою жизнь, поставила на ноги пятерых сыновей.

— А ведь была из такого богатого рода, что в молодости даже чай себе не должна была кипятить, — говорит ее любимец внук Ерик Абдрашитович. — Она всегда говорила, что я больше всех на деда похож. Всему научилась, работала в эти трудные годы, как все. Но даже в старости была очень красивой. До самой ее смерти в 1963 году слово бабушки было законом и в семье, и в ауле. Она мудрая была, справедливая.

Два сына в Великую Отечественную войну ушли на фронт. Старший пропал без вести в Белорусии, долго хранили письмо, в котором сообщали, что за проявленную смелость был награжден именным оружием. Второй всю войну прошел, вернулся. Младший Абдрашит все мечтал найти могилу отца. Оградку, памятник приготовил. Не успел. Ушел из жизни в том же возрасте, что и отец. Эту ограду дети на его могиле и поставили. А они уже и не знали, где дед похоронен. И спросить было не у кого. Но о желании отца помнили всегда.

Помог случай: «В аул Мамай приехали казахи из Омской области. Говорят: «Неужели у такого великого человека потомков нет. У нас его чтят, как святого. На могиле уже земли не осталось, русские, казахи горстями берут на лечение».

Два года назад внуки поехали на могилу деда. «Святое дело делаете», — сказали пограничники на таможне, спросившие про цель визита. Искать долго не пришлось, знали, что могила находится на границе Исилькульского и Москаленского районов. Вокруг — ни одного поселка. Точную дорогу указал первый встречный пастух: «Меня Шаймерден зовут. В честь вашего деда назвали». Все два дня, что могилу огораживали, памятник ставили, был с ними. Помогал не только он, на поминальном обеде внуки благодарили омских казахов за бережно хранимую добрую память о нашем великом земляке.

Ерик и Серик Шаймерденовы, все внуки и правнуки нашего знаменитого земляка благодарны местным исполнительным органам власти района Биржан сал за помощь в установке бюста в школе аула Когам, названной именем Шаймердена Косшыгулова. Это славное имя носит сегодня и одна из улиц нашей столицы.

А внучатому племяннику депутата второй Российской Государственной думы от Акмолинского уезда Серику Аяганову в его бытность сенатором Парламента Казахстана от Акмолинской области довелось выступать с той же трибуны в бывшей столице Российской империи в Санкт-Петербурге, с которой более 110 лет назад Шаймерден Косшыгулов защищал интересы казахского народа.

— Сессии Межпарламентской ассамблеи стран СНГ проходят именно в том зале, сохранившемся абсолютно в том же виде, — рассказывает Серик Акпенович. — Представляете, каково мне было воочию увидеть портрет своего дяди, табличку с его именем на отведенном для него месте. — Конечно, выступая, я рассказывал о нем и о том, как развивается сегодня парламентаризм в нашей стране.

Имя Шаймердена Косшыгулова из числа тех, о которых сегодня говорят «Возвращенные имена». Возвращенные, благодаря тому, что идеи, приверженцем которых был наш великий земляк, воплотились в суверенном Казахстане. Благодаря историкам, проведшим большую исследовательскую работу. Благодаря его потомкам, для которых «И не прервется связь времен» не просто красивая фраза.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также