Шаг к большей самостоятельности

Бюджет
Бюджет Акмолинской области на 2018 год утвержден в сумме 212,6 млрд тенге, 68,2 процентов или 145,0 млрд тенге из которых составляет субвенции, целевые текущие трансферты и трансферты на развитие, бюджетные кредиты.

Из общего объема расходов на образование выделено 72,5 млрд тенге, сельское хозяйство — 38,2 млрд тенге, жилищно-коммунальное хозяйство — 25,8 млрд тенге, транспорт и коммуникации — 11,5 млрд тенге, здравоохранение -5,3 млрд тенге.

В соответствии с бюджетным законодательством в Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; районный (города областного значения) бюджет; бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа. Внедрение 4 уровня бюджета предусмотрено Законом от 11.07.2017г. № 90-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления» в целях реализации 98 шага Плана нации «100 конкретных шагов». Введение самостоятельного бюджета позволило расширить финансовые возможности сельских округов и усилить роль местного самоуправления (далее МСУ) в решение вопросов местного значения путем получения налогов напрямую в свой бюджет, которые ранее передавались трансфертами из районного бюджета.

Для реализации данного закона разработаны 19 подзаконных нормативно-правовых актов.

С 1 января 2018 года в республике самостоятельно функционируют 1062 бюджета МСУ с численностью населения более 2000 человек, в нашей области их 69 из общего количества 246. В Егиндыкольском, Коргалжынском, Жаркаинском и Сандыктауском — по 1 сельскому округу, Аккольском, Атбасарском, Есильском, Биржан сал и г. Кокшетау-2, Аршалынском, Астраханском, Буландынском, Жаксынском — 3, Ерейментауском районе и г. Степногорске — по 4, Шортандинском — 6, Зерендинском — 7, Бурабайском — 9, Целиноградском — 13.

Бюджет МСУ отнесен к местным бюджетам, то есть, на них распространяются те же нормы бюджетного законодательства, что и для районного бюджета.

Межбюджетные отношения между районным бюджетом и бюджетами МСУ регулируются трансфертами, бюджетными кредитами.

В отличие от других уровней бюджета субвенции и бюджетные изъятия между районным (города областного значения) бюджетом и бюджетами МСУ устанавливаются ежегодно на скользящей основе на плановый период.

Необходимо отметить, что у бюджета МСУ не формируются резервы на чрезвычайные мероприятия и неотложные затраты.

При этом, в случае прогноза в очередном финансовом году дефицита наличности бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов из резерва районного бюджета могут выделяться средства для кредитования бюджетов МСУ.

Объем бюджетов МСУ на 2018 год составляет 3 355,4 млн тенге.

В соответствии с бюджетным законодательством расходы бюджетов МСУ могут осуществляться по 19 направлениям. Согласно отчетности, из общего объема расходов, большая доля расходов приходится: на услуги по обеспечению деятельности акимов — 34,5%, благоустройство и озеленение населенных пунктов -11,7%, освещение улиц в населенных пунктах — 9,3% и обеспечение функционирования автомобильных дорог в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах -7,3%.

Из 69 органов местного самоуправления изъятия в районный бюджет зачисляют 4 города и 1 поселковый округ (города Акколь, Атбасар, Макинск, Щучинск, Бурабайский поселковый округ), 61 округ получает субвенцию, 3 МСУ- самоокупаемые (город Есиль, поселки Шортанды и Заводской).

Финансовая самостоятельность акимов сельских округов потребует большей ответственности и спроса, прежде всего, в правильном планировании и эффективном использовании бюджетных средств.

Для выполнения задач, обозначенных Главой государства в Плане нации -100 конкретных шагов — формирование современной системы государственного управления, призванной обеспечить развитие экономики на качественно новом уровне, — требуется слаженная работа акимов всех уровней.

Талгат БУЛЬТЕНОВ,
руководитель управления финансов.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

Государственные услуги, оказываемые филиалами Национального ... Территориальные филиалы Национального Банка оказывают государственные услуги, регламентированные Законом Республики Казахстан «О государственных услуг...
НАЦБАНК РК ИЗВЕЩАЕТ: Национальный Банк Казахстана запустил в... Национальный Банк Казахстана запустил в пилотном режим Систему мгновенных платежей по номеру мобильного телефона Национальный Банк Казахстана сообщае...
О поправках в законодательство по регулированию онлайн-креди... С 16 июля 2018 года Гражданским кодексом РК установлены особенности договора займа, заключаемого с заемщиком - физическим лицом, предметом которого яв...
Умут Шаяхметова: «Все работает, денег много»... Глава «Народного банка» прокомментировала ситуацию с банкоматами и счетами клиентов. - Умут Болатхановна, у вас сегодня «жаркий день», можете ли Вы п...
Halyk+Qazkom: итог больше суммы слагаемых... Процесс интеграции двух системообразующих банков вышел на финишную прямую. Многие клиенты задаются вопросами — каким будет объединенный банк и какие п...