Проблемы есть. Когда будет решение?

Партийный куратор
Как нам быть? Этот вопрос руководителю областного Фонда социального медицинского страхования Нурлану Ахильбекову на заседании региональной комиссии партийного куратора по направлению «Здравоохранение» не единожды задавали люди солидные и серьезные — главные врачи лечебных учреждений области.

Продолжение вопроса было разным. Но чаще всего звучало: «Что нам говорить пациентам, которым вынуждены отказывать в госпитализации?». — За апрель — от числа обращений более 60% отказов. Люди в ожидании плановых операций по три месяца в очереди стоят. Жалобы на нас пишут, — очень эмоционально говорил главный врач Кокшетауской городской больницы Серик Какенов.

Более того, главный врач областной больницы, партийный куратор Серик Аяганов говорил о том, что в отдельных случаях приходится отказываться и от приема экстренных пациентов. Объем заказа, профинансированный ФСМС, перевыполняется ежемесячно. Перспективы дальнейшего финансирования — непонятны.

При этом частные медицинские учреждения («Кокшетауская железнодорожная больница, Лечебно-диагностический центр «Авиценна»), также получившие госзаказ на оказание хирургической помощи, экстренных операций не проводят. Потому что их приемные покои не оборудованы должным образом для экстренных пациентов. «Понятно, что замысел был благим: частные медицинские организации вошли в систему ФСМС наравне с государственными, чтобы создать конкурентную среду, — говорил партийный куратор по направлению «Здравоохранение» Серик Аяганов. — Но, если они еще не готовы, почему размещаете там госзаказ?».

По каким критериям формируются тарифы на отдельные виды медицинских услуг? На этот вопрос ясного ответа главные врачи не получили. По определению одного из них «мы вынуждены работать по тарифам «исторически сложившимся», реалиям сегодняшнего дня давно не соответствуют».

Главврач областного перинатального центра Ермек Мухамедиев привел пример того, что неизменяемые вслед за ростом курса иностранной валюты тарифы, не позволяют использовать одну из возможностей страховой медицины: материально стимулировать успешно и много работающих докторов: «Республиканский тариф на одно обследование (2300 тенге) существует несколько лет. По факту мы затрачиваем на обследование каждой пациентки в два раза больше. Необходимые дорогостоящие препараты закупаются в Финляндии, за это время доллар и евро выросли значительно. Только в прошлом году мы понесли более 8 млн тенге убытка. Прекратить обследования не можем. Но врачи в чем виноваты?».

В разъяснениях руководителя областного ФСМС Нурлана Ахильбекова не раз звучало: «Эти проблемы характерны для всей республики. Информационные системы не были полностью подготовлены, работали некорректно. Работаем практически в ручном режиме. Фонд не располагал достаточными денежными средствами. Сотрудниками филиала делается все возможное…. Руководство фонда обещает, что к июлю ситуация нормализуется».

Все это, конечно, так. Но больным «от этого не легче» не только в переносном, но и в прямом смысле. С 2018 года ФСМС стал единым плательщиком-заказчиком медицинских услуг. На сегодня кредиторская задолженность перед поставщиками — лечебными учреждениями по области составила 42 млн 756 тыс тенге. Образовалась за счет перевыполнения помесячных планов. Подчеркнем, что при нынешней системе планирования и финансирования перевыполнение неизбежно.

Тревожная ситуация сложилась в Коргалжынской ЦРБ, в ней начались задержки заработной платы медицинскому персоналу. Финансирование больницы в этом районе ежегодно уменьшается. Если в 2016 году годовой бюджет составил 252 883 900 тенге (финансировало областное управление здравоохранения), то 2017 году -225 229 691 тенге (финансирование поступало из областного Комитета оплаты медицинских услуг), на 2018 год договор заключен с областным филиалом НАО «Фонд социального медицинского страхования» уже на сумму 198 597 402 тенге. Причина снижения: в небольшом районе и прикрепленного к больнице населения немного (8838) человек. А бюджет формируется как раз исходя из этого.

Из полученного в январе аванса главный врач Марал Архабаева, по ее словам, «была вынуждена погасить кредиторскую задолженность за 2017 год». — Я полностью признаю свою ошибку, не просчитала риски. Но, если бы не погасила задолженность перед коммунальными службами, то страдали бы больные, — рассказывает она.

Вопрос: «Как быть?» опять «повис в воздухе».

—   Отношения медицинских организаций с ФСМС начались с 1 января этого года. Кредиторская задолженность прежних лет никакого отношения к нам не имеет, — все, что смог сказать по этому поводу Нурлан Ахильбеков. — Сейчас рассматривается вопрос дополнительного финансирования за счет средств резерва. Некоторые тарифы увеличиваются.

Понятно, что любая новая система нуждается в совершенствовании, «притирке и обкатке». В том числе и в системе здравоохранения. Но именно поэтому именно здесь стоило ожидать большей подготовленности, более точных расчетов и прогнозирования результатов. Но «отступать некуда». Ситуацию предстоит исправлять кардинально и в очень короткие сроки.

— Проблема еще и в том, что мы не можем обращаться к руководству ФСМС напрямую, — констатировал Серик Аяганов. — Только через наш областной филиал. А он, видимо, недостаточно активен в этом плане.

— Для этого мы и ведем сегодня этот разговор на партийной площадке, — говорил первый заместитель председателя областного филиала партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов. -Здесь иерархии не существует. Создадим рабочую группу из компетентных медицинских специалистов, юристов. Проблемы и предложения аргументируем, обратимся не только в центральный аппарат партии, но и другие профильные ведомства.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также