Времен связующая нить

Прохождение по городам и селам колонн «Бессмертного полка» стало повсеместной традицией. Общественное движение стало популярным во многих странах. Церемония гордой демонстрации памяти о Великой Отечественной войне — не дань моде. Раньше во главе колонн шли сами ветераны. Их ряды с годами редеют. По последним данным в Казахстане проживает 2 067 участников и инвалидов ВОВ.

Вот это фото бережно хранят в семейном архиве Тналиных, как свидетельство фамильной причастности, конкретного вклада в общую Великую Победу. Как у Мурата Ауэзова — «Времен связующая нить». Нить неразрывная.

Елеубек Тналин, ветеран труда, в прошлом — партийный и хозяйственный деятель Жаркаинского (Державинского) района, собиратель истории:

— На дорогом, памятном для всех нас фото — мой дядя Есмухан Тналин. В армию был призван в сентябре 1939 года Есильским райвоенкоматом, который располагался тогда в селе Кийма. Военную форму он надел как раз с началом второй мировой, а снял — только в августе 1946-го. Участвовал в Советско-финской войне (началась 30 ноября 1939 г.). А потом артиллеристом — в кольце героической обороны Ленинграда.

Елеубек Ашимович, остаться артиллеристу в живых за время обороны Ленинграда — это чудо! Как известно, вражеская авиация первым делом стремилась подавить огонь батарей.

— Дядя уцелел. Ему вручили медаль «За оборону Ленинграда». Дивизионное командование его представляло к награждению орденом, а Верховное — решило ограничиться медалью «За боевые заслуги». Тогда и документы терялись, и награды до героев не доходили… Вообще эта страница военной истории в памяти казахстанцев занимает особое место. 310-я стрелковая дивизия, сформированная в Акмолинской области, с ноября 1941 года по май 1944-го была в составе Ленинградского и Волховского фронтов. 314-я дивизия формировалась в Петропавловске, и тоже защищала Питер. Командующий Балтийским военно-морским флотом адмирал В.Трибуц в апреле 1943 года писал про сынов казахского народа: «Вместе со всеми балтийскими моряками они зорко несут почетную вахту… Только на одном Краснознаменном крейсере «Киров» в боевом строю стоят 156 казахстанцев. Многие из них за храбрость и мужество получили правительственные награды». Погибших, безымянно похороненных, пропавших без вести до сих пор ищут родственники из Акмолинской, Костанайской, Алматинской и других областей.

Под фронтовой фотографией дяди (Есмухана Тналина) Вы на своей интернет-страничке написали такой перифраз песни Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои»: «Ленинградцы — гордость Жаркаина».

— Почему так подписал? Относительно лично дяди, надеюсь, все понятно. Как и про то, что жаркаинцы гордятся ленинградцами, что мои земляки были военными ленинградцами и остаются в истории. А страничку (группу на сайте «Одноклассники») я открывал к 60-летию Жаркаинского района. Это короткий отрезок мирного времени. Ведь были другие события. Период войны я не мог обойти. Собирал по архивам сведения разных лет, газетные вырезки, редкие фото. Попадалась даже хорошо сохранившаяся кинохроника о земляках. Есть снимки из центральной печати.

«Ленинградская тема» прослеживается на других фото, которые краевед Елеубек Тналин собрал и продолжает собирать для «Бессмертного полка», перелистывая альбомы своих земляков. Вот, например, групповой кадр из хроники военных лет, который исследователь сопроводил текстом: «Капенов Кабдеш — уроженец села Баубек (Кызыл ту), защитник г. Ленинграда от начала до конца блокады, награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Красная Звезда»; сержант Абельдинов Доман — уроженец села Алып (Баранколь), защитник Ленинграда от начала блокады до ее полного снятия, награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Славы» III степени, присвоено звание младшего лейтенанта»…

Елеубек Ашимович, извините, как-то скуповато Вы о них пишете. За каждой фразой такая история!

— Согласен. Публикую только официальные, проверенные, подтвержденные данные. Напоминаю имена, которые со временем стираются в памяти. Хочу, чтобы больше моих земляков участвовало в поиске. На это откликаются дети, внуки фронтовиков. Присылают сообщения с новыми сведениями: П. Витковский тоже воевал на Волховском, Ленинградском фронтах, Жанахмет Ибраев (председатель колхоза «Тассуат» в 1936 г.) защищал Сталинград. Десятки других фамилий. Вот подробный дневник фронтовика из Далабая, по нему можно географию изучать. Узнал о таком факте: одним призывом ушли на фронт сразу 115 человек, проживавших тогда на территории Братолюбовского сельского Совета. В один день, представляете! Поэтому, когда говорят «Бессмертный полк», то никаких преувеличений по численности не придумывают. Хочу из архивов, из воспоминаний земляков восстановить всех по именам, по полным данным.

Под впечатлением от этого интервью я тоже откликнулся на поиск по опыту Елеубека Ашимовича. С его подсказки перелистал обновленную электронную базу данных в поисках своего деда, чьи фамилию и имя ношу. Он, как и Тналин-старший, призывался Есильским РВК. Обнаружил документ, который никогда прежде не держал в руках: дед Григорий Степанович пропал без вести в мае (предположительно 9.05.) 1943-го. Получается, день в день за два года до объявления 9 мая Днем Победы. Тут же ОБД «Мемориал» упоминает бабушку Секлетину Федоровну, мне как в назидание: она так меня назвала в честь деда, и в этот день всегда поминала тех, кто не вернулся с войны.

Тналин продолжает свою работу. Вчера созванивались: вернулся из очередной командировки в южную столицу, есть новые находки. Он так и живет по нескольким адресам: квартира в Астане, главный архив в Алматы, малые архивы в Державинске и селе Далабай (Братолюбовка), окрестных селах. Это его хобби? Во всяком случае, это вид не досуговой деятельности, а основной. Стиль жизни. Смысл ее особый — исполнение долга ныне живущими.

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».

Фото из семейного архива Тналиных.

Жаркаинский район.

Читайте также