Дошел солдат до Берлина

Его нет с нами уже почти четыре года… Собираясь вместе, мы, его дети — четыре сына и две дочери, двенадцать внуков и более двадцати правнуков, (старшие успели увидеть и пообщатся с прадедом) — вспоминаем своего отца Балташа Омаровича Сеитова и мать Раш Саниевну Кошегулову, на поколение которых выпали нелегкие испытания.

…Отец мало рассказывал о себе, да и редко мы видели и встречались с ним, особенно в послевоенные годы, когда они учились и трудились в партийных органах. И только когда мы уже повзрослели, обрели свои семьи, а они вышли на заслуженный отдых, когда вся большая семья на день Победы традиционно собиралась за большим дастарханом в отчем доме, мать и отец урывками рассказывали нам интересные моменты из своей прошлой жизни.

В июне сорок первого Балташ Сеитов окончил среднюю школу в городе Степняке и вернулся в родной аул Амандык (ранее — Октябрьское Чкаловского района Кокчетавской области). Почти все военнообязанные мужчины уже были призваны в ряды Красной армии, оставались только старики, женщины и дети. Некому было возглавлять местную власть и ему, 17-летнему парню, поручили исполнять обязанности секретаря сельского совета.

На его плечи легла большая ответственность — на территории совета тогда находилось четыре колхоза. Самым тяжелым для него оказалось исполнять обязанности «черного вестника» — заходить в дома и вручать вдовам и родственникам «кара кағаз» — «похоронки».

— Невозможно было смотреть в глаза людей, вспоминал он, — которые, казалось, винят тебя в своем страшном горе. А в августе 1942 года вместе с девятью одноклассниками мы добровольцами ушли на фронт…

Более месяца они добирались до Свердловска. По пути эшелон со станции Таинча пополнялся новобранцами-сибиряками.Через месяц-другой обученных начальным азам военного дела ребят перебросили под Ленинград на Волховский фронт, который впоследствии был переименован в Ленинградский… Здесь в составе батальона, который потом был преобразован в 105-ый полк, обороняли славный город на Неве, единственную «дорогу жизни» через Ладожское озеро, по которой к блокадникам доставлялись пропитание и боеприпасы. В бессильной злобе фашисты днем и ночью обстреливали и бомбили город и позиции, но его защитники и жители все же выстояли. После того как прорвали блокаду и гитлеровцы были отброшены, их направили в Прибалтику. Освобождал полк столицу Латвии, за что ему было присвоено звание «Рижского». Затем была Белоруссия, освобождение Гродно, Барановичей, где встретили яростное сопротивление гитлеровцев. В начале 1945-го вступили на территорию Польши, штурмом взяли Варшаву.

В составе Первого Белорусского, затем Третьего Украинского фронтов под командованием Г.Жукова 105-ый Рижский полк, преодолев яростное сопротивление фашистов, с успехом форсировал реку Одер. Несмотря на трудности врага гнали и приближались к его логову — Берлину. Уже 28 апреля 1945 года полк вел бои на его улицах, а второго мая наш славный земляк Рахимжан Кошкарбаев, которого лично знал отец, водрузил флаг своего полка на Рейхстаге, затем Знамя Победы на нем установили Егоров и Кантария.

— Немцы на всех домах, балконах и окнах, на всех улицах вывешивали белые флаги в знак капитуляции, — вспоминал он.

Впоследствии отец принимал участие в охране церемонии подписания акта капитуляции Германии маршалом Георгием Жуковым и фельдмаршалом Кейтелем, воочию видел их и с волнением рассказывал нам о своих впечатлениях. После дня Победы с боевыми товарищами охранял и Потсдамскую конференцию. Полк после капитуляции врага остался в Берлине и наводил порядок. За взятие Берлина 105-ый Рижский полк был награжден орденом Боевого Красного Знамени, аза штурм рейхстага — орденом Красной Звезды.

Отец еще пять лет продолжил службу в Берлине: прочесывали подвалы, чердаки берлинских многоэтажек и вместе со своими боевыми товарищми вступал в схватки с недобитыми фашистами. В одной из операций по прочесыванию или, как сейчас говорят, «зачистке», отцу удалось взять в плен уже переодетого немецкого адмирала генштаба, который хотел сбежать в американскую зону. Об этом написано в армейской газете «Сталинский воин» 25 мая 1945 года, вырезка из которой бережно хранится в нашем семейном архиве. В этом же альбоме фотографии отца со своими боевыми товарищами — сержантом Г. Рябоконем и рядовым А. Баклановым, немало снимков, сделанных на улицах покоренного Берлина.

За время службы он побывал в разных уголках Германии и Польши. Суровые и отнюдь небезопасные будни послевоенной службы скрашивали ежегодные поездки в Москву, где он участвовал в армейских соревнованиях по стрельбе. Немало призов и почетных грамот за первые места привозил в родной полк сержант из Кокшетау, но самым запоминающим призом стало ружье-двустволка 16 калибра, инкрустированное, известной немецкой фирмы «Зауэр» со всеми охотничьими принадлежностями.

В 1950 году отец демобилизовавшись, вернулся домой, где ждали его родные. Мать (деда не было уже в живых), близкие и друзья, родной колхоз, девушка, с которой переписывался всю войну и которая ждала его все восемь лет. Это наша будущая мама — Раш Саниевна.

С отцом они познакомились еще до начала войны. Если он бил врага на западе, то мать работала в родном колхозе, в ауле Карагаш. Вместе с подругами-комсомолками собирали теплые вещи для фронта, от зари до зари участвовали в посевной и уборочной кампаниях, управляли тракторами, на быках возили на ток зерно.

После возвращения домой отец и мать поженились, работали в Чкаловском райкоме партии. Затем высшая партийная школа и около пятнадцати лет отец заведовал административным и финансово-торговым отделом Кокчетавского обкома партии.

За героизм и мужество, проявленные в боях Великой Отечественной войны, отец был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За боевые заслуги»,«За освобождение Белоруссии», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За ратную доблесть», медалями СССР. А в мирное время за добросовестный труд — орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами «Знак почета», орденом «Кұрмет», многочисленными медалями РК. Имел знаки «Отличник Погранвойск и КГБ СССР», 1-ый разряд по стрельбе, являлся почетным гражданином города Кокшетау.

С ветеранами на Байтереке.

Он до последних своих дней активно участвовал в воспитании не только своих детей и внуков, но и всего подрастающего поколения. Отец охотно посещал пограничников Петропавловского пограничного отряда, а бывая в Астане в ЦА ПС КНБ, интересовался службой и бытом стражей границы. Сегодня о нашем отце-герое напоминает мемориальная доска на доме по улице Бауржана Момышулы, а память о нем храним мы — его дети, внуки, правнуки, друзья и родственники, все те, с кем ему пришлось работать и общаться.

Тулеген КОШЕГУЛОВ.

Читайте также