Стартовый капитал Александра Кинцеля

О нашем земляке Александре Кинцеле, ставшем одним из финалистов проекта «100 новых лиц Казахстана», мы уже писали на страницах нашей газеты (см. АП от 15.12. 2017,11.04. 2018). Сегодня мы пригласили его в нашу гостиную, чтобы ближе познакомиться с этим неординарным человеком, поговорить о том, что волнует многих наших читателей.

Александр Евгеньевич, «как Вы дошли до жизни такой»? Или. Что надо делать, чтобы стать знаковым лицом современного Казахстана?

—  Быть самим собой. Стремиться стать лучше. Работать.

А так называемые «стартовые условия» роли не играют? Разве у тех, кому родители помогли получить хорошее образование, допустим, с детства обучали языкам иностранным, репетиторов приглашали, не больше шансов добиться успеха в жизни?

— Думаю, что понятия «стартовые условия» и «жизненный успех» — относительные, каждый понимает это по-своему. Папа умер, когда мне было шесть лет. Мама, окончившая семилетнюю школу, всю свою жизнь в селе проработала в животноводстве. Я вообще не помню, чтобы мы вместе куда-то ходили, отдыхали. На огороде, в сарае ухаживали за скотом — это да, вместе работали. И я считаю, что всем своим шестерым детям наши родители создали прекрасные стартовые условия: научили трудиться, самостоятельности, отвечать за свои слова, поступки… Это главное. Я им очень благодарен.

Чтобы верно оценивать то, что мы имеем сегодня, надо помнить о том, что пришлось пережить нашим предкам. Мои папа и мама из депортированных в 1941 году немецких семей. Даже после реабилитации говорить о прошлом в семьях так называемых спецпереселенцев было непринято. Настолько был живуч страх, избавиться от которого можно как минимум через поколение. Я занялся своей родословной, уже будучи взрослым, состоявшимся человеком. Архивы, запросы, интернет… Дедушка по отцовской линии расстрелян по приговору «тройки» в Энгельсе Саратовской области. По линии мамы —умер в 1949 году. Бабушки поднимали детей одни. Как выживали — это отдельный разговор…

Так что есть, что помнить и есть аргументы говорить детям (неважно, своим родным или ученикам): «Знайте, думайте, сравнивайте, цените. И помните…». Память о предках — это тоже из числа «стартовых условий»: «Они пережили, они смогли, значит и я должен… Я смогу…».

—   Так что заготовленный заранее вопрос о том, похожа ли Ваша жизнь на жизнь Ваших родителей в этом возрасте задавать не имеет смысла?

—  Почему же. Похожа. Отношением к труду и к людям. Оценивать людей не по национальности, не по материальному положению, не по социальному статусу, а по личным достоинствам, конкретным делам. Это общее.

Конечно, нам в жизни было проще. После окончания Ждановской средней школы Возвышенского района бывшей Петропавловской области я без малейших проблем поступил на агрономический факультет Целиноградского сельхозинститута, сдав всего два экзамена вместо четырех. Две сессии — на «отлично», но после первого курса — служба в Советской Армии. В середине 80-х отсрочек студентам не давали. Убедился, слова «армейская служба — школа жизни» верны стопроцентно. Главное — научился находить общий язык с самыми разными людьми. Вернулся в вуз, на втором курсе стал Ленинским стипендиатом и комсоргом факультета, занимался научной работой. Мои ровесники (кому «за пятьдесят») понимают о чем речь. Окончил в 1992 году. Предлагали остаться на факультете, поступать в аспирантуру. Но тяжело болела мама, которая всегда говорила: «дожить бы, пока доучишься». Вернулся в родное село в апреле, седьмого июня мамы не стало.

Работал агрономом-садоводом. Но недолго. В 1993 году был избран председателем сельсовета. Мне 26 лет тогда было. Потом должность переименовывали несколько раз, но, по сути, девять лет я был сельским акимом. То есть состоял на государственной службе. Без ложной скромности, у меня получалось. Предлагали быть заместителем акима района. Но в 2002 году мы переезжаем в Степногорск, я начинаю работать в школе военруком, учителем биологии…

—  Прямо скажем, неожиданно. Как-то «не бойтесь все на карту бросить, не бойтесь жизнь переменить» не вписывается в традиционное представление о степенном немецком характере…

— Не думал об этом. Мы с супругой (она сама из Степногорска) думали о том, где наши дети смогут получить качественное школьное образование. Возвращаясь к нашему разговору о «стартовом капитале», хотели дать его детям. В нашем понимании — это глубокие знания, умение учиться. Это то, что девальвации не подлежит, является самой надежной «подушкой безопасности» в самые сложные времена. Мы не ошиблись, все получилось. Дети учились, мы с женой работали в гимназии №6 им. Абая Кунанбаева. Но мы тоже учились. И на своем рабочем месте, и в вузах. Я получил диплом учителя биологии в КГУ им. Ш. Уалиханова, магистра педагогики в Кокшетауском университете им. А. Мырзахметова.

Не «пиара ради» (зачем мне это?), а для того, чтобы было понятно, что в «100 новых лиц» попадают не по протекции и не по разнарядке. Скажу, что все эти годы принимал участие во многих конкурсах (республиканских, международных). Как правило, побеждал. Уже через три года после начала своей учительской деятельности, в 2005 году победил в областном конкурсе «Учитель года», стал лауреатом республиканского конкурса «Учитель года Казахстана-2005», участником Форума инновационных учителей Европы в г. Таллине. В прошлом году в республиканском конкурсе «Үздік педагог-2017 года» победил, стал призером республиканского конкурса «Лучшая авторская программа»… Но самая главная победа — наши выпускники, которые учатся в самых лучших вузах страны и мира.

А вот с этого места «давайте поподробнее». Сегодня на парламентском уровне говорят о проблеме «утечки мозгов» в лице наших лучших выпускников, в обучение которых государство вложило деньги немалые. О том, что наших выпускников буквально «расхватывают» российские вузы…

— Да. Большая часть наших детей высшее образование получает за пределами Казахстана. Причем на примере Степногорска могу сказать, что независимо от национальности. Едут не за комфортом, не за «легким» заработком, а за качественным образованием, узнаваемыми и признаваемыми дипломами. Значит, пока в нашей постоянно реформируемой системе высшего образования что-то не так. И потом, если в соседней стране есть вузы с многолетними традициями инженерного, технического образования, почему не использовать эти возможности.

Сегодня «образовательный туризм» — нормальное явление для современного мира. И это вовсе не «билет в один конец». Важно, чтобы у детей было желание вернуться. А главное условие этого — наличие работы по полученной ими специальности. Работы интересной, перспективной, хорошо оплачиваемой. Запретами проблемы не решишь. Это же очевидно.

Сегодня градус «страстей» по поводу перехода на обновленное содержание образования снижается, но тем не менее отношение достаточно неоднозначное. Особенно среди людей пожилых, убежденных, что «советское образование — самое лучшее».

—  А оно действительно было хорошим. Я благодарен своим учителям. Но. Новое время — новые задачи — новые возможности. Взять лучшее из советской школы (она-то по форме, а где-то по сути стала преемницей классической гимназии) и органично вписать в систему нынешнюю — это был бы идеальный вариант. Причем именно наш вариант.

Разве наши советские учителя не владели проектным методом? Да у них еще поучиться этому надо. Просто не называли его таковым. Но, согласитесь, что все-таки учитель был ретранслятором знаний. Сегодня так нельзя. Передать знания, научить чему-то сложно. Но еще сложнее научить ученика работать самому, знания не просто получать, а добывать. В этом — суть «обновленки». И еще. Научить детей работать в группе. Это очень важно и нужно. Работая в группе, учатся говорить, аргументировать, слушать и слышать других, доказывая свою правоту, уважать мнение другого, принимая собственное решение, стараться не обидеть при этом другого. Это же самый надежный путь воспитания подлинной толерантности. Нашим детям и внукам — жить в открытом мире, общаться с самыми разными людьми в разных странах. А дети у нас замечательные!

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также