Сакральный Жаркаин: хронология поиска

От активизации общественности по сбору и систематизации исследовательского материала, приоткрывающего тайны исторического прошлого, с нетерпением ждут новостей жители Жаркаинского района. В отряд добровольцев местного краеведческого движения с прошлой осени записались педагоги, религиоведы, работники отдела культуры, библиотеки, филиала госархива, журналисты из газет «Целинное знамя», «Жаркаин тынысы», телерадиостудии «Сарыарка». К маршрутам следопытов присоединилась и «Акмолинская правда»...

Аким Акмолинской области Малик Мурзалин на главной отчетной встрече (г.Кокшетау, февраль 2018 г.) говорил: «Как-то так сложилось, что большинство сакральных мест нашей области сосредоточены либо вокруг Кокшетау, либо вблизи Ерейментау». Действительно, «так сложилось»: скрупулезнее здесь велась поисковая работа, результативнее была охранная деятельность, целеустремленнее, патриотичнее... Из жаркаинских достопримечательностей в реестр попал один лишь «Қызыл там» - архитектурное сооружение, называемое в просторечии «Красная мазарка» или «Мазар Ахмета». Объект в историческом плане сравнительно «молодой», сохранившийся, хотя и нуждается в срочной основательной реставрации.

Но на самом деле памятных мест, связанных с историей и культурой значительно больше, чем официально признано, подтверждено археологическими изысканиями... «Их координаты нам указывают старожилы сел, сохранившие в памяти рассказы, легенды, авторов которых теперь уже невозможно установить, - свидетельствует Светлана Хальзова, руководитель отдела культуры и развития языков. - Сохранились также некоторые материальные свидетельства. В одной из своих поездок в село Тассуат мы с интересом изучали экспонаты местного музея. Реликвии сами жители собирают. Нурлан Байбосинов, имам села Тассуат, показал место захоронения знаменитого баксы Шомен баба. По сохранившимся надписям определили дату установленного надгробия - 1833 год. Нам, как экскурсантам, показали «растущий камень». Уникальность этой достопримечательности не поддается логике, научным объяснениям. В соседнем селе нам открылась совсем забытая история: до названия Дапабай село именовалось Братолюбовкой, а еще раньше - «Кабыл ауылы», в честь Кабыла Бостанова, которого называли военным советником мятежного Кенесары Касымулы».

Фото Ольги КОШКИНОЙ.

Рассказывая об этой истории, Светлана Хальзова отметила, что многие земляки впервые узнали о мавзолее Кабыл батыра в Далабае из сообщений местных газет, информации на официальном сайте акима Жаркаинского района. Причина забвения объясняется идеологическими посылами. Восстание Кенесары было нежелательной темой для царского правительства, упоминание о независимых казахских батырах не одобрялось при советской власти.

У местных краеведов популярно мнение: «У нас, куда глаз ни кинь, можно обнаружить следы жизнедеятельности многих поколений из давних веков». Известно, например, что в эпоху мезолита (12-5 тыс. лет до н.э) древние люди по территории современного Казахстана в основном расселялись в долинах рек Иртыш, Ишим, Тобол, Тургай и Урал. Из выявленных остатков свыше шестидесяти укрепленных крепостей и поселений - кыстау, как свидетельствуют ученые, «около десяти находятся именно в бассейне р.Ишим». На карте-схеме, составленной основоположником казахстанской школы археологии и этнографии Алькеем Маргуланом, правый берег излучины Ишима (самого большого поворота реки, вверх и вниз от Державинска по течению) отмечен массовым расположением останков древних поселений и укрепленных городищ с башнями. «Степные городища сегодня - это наиболее малоизученная тема», - признают факт современные археологи. Геологи им вторят: «Обнаружение в таких местах античной геологии - не редкость». Дескать, селились там, где было удобно разводить скот, где находили полезные ископаемые, доступные для кустарной переработки в орудия труда. Городище, получившее наименование «Орманбет» со старым оловянным рудником, расположено к востоку от урочища Жаркаин, неподалеку от устья южного притока Ишима - Терисаккана. По преданиям городище основывалось самим Орыс-ханом, с именем которого некоторые ученые связывают возникновение Казахского ханства (об этом сенсационном открытии делился с читателями «Экспресс К» 13.03.2012).

Местный краевед Дамир Гафаров рассказал общественной группе исследователей о случайной находке земляков, которую сравнивают по сходству с предполагаемым городищем Оркошеги: такие же насыпные валы. Их меж собой жаркаинцы называют «большими каменными усами», как у великанов. Такими же «усами» могут похвастать и жители села Ушкарасу. Толеген Арыстанбеков - добровольный помощник группы исследователей - характеризовал особенности когда-то и кем-то измененной местности в ближайших окрестностях: «Видите, такой каменной породы поблизости нет. Значит, ее сюда перевозили. А посмотрите на эту возвышенность! Она очень похожа на основание сторожевой башни. Это место мы называем «Кок байтал» (Кобылка). Не знаю, откуда пошло... Легенды про тучные стада и обильные пастбища я слышал, на древние захоронения наталкивался, назначение некоторых сооружений из камня трудно объяснить...».

фото автора.

Асылзат Сыздыкова, возглавлявшая в свое время Тасоткельский акимат, протягивает нам листы исписанной бумаги: «Извините, писала по памяти. Были дневники - отдала одному журналисту для книги по истории. Изданной она не была, а рукописи, говорят, потерялись». Экскурсовод (она тоже на добровольных началах) неожиданно предлагает осмотреть достопримечательности в местечке... Окжетпес.

- Асылзат Мукановна, вы предлагаете совершить экскурс в Бурабай? Или у вас есть гора - тезка известной скалы с тем же переводом («Не долетит стрела»)?

- Это примерно на полпути от Ушкарасу до Тасоткеля. Не гора, конечно, но сопка высокая. Значение нашего Окжетпес переводим, как недоступная для стрелы, защищающая, оберегающая. Название это я узнала еще в своем детстве. Если люди здесь жили в древности, они не могли не оценить преимущества местности.

Путь к вершине Тасоткельского Окжетпеса преодолеваем как по мегалитам. Неужели природа их сама так умело обтесала, уложила в последовательности?

Секретарь районного маслихата Улболсын Ахметова поделилась планами работы в направлении сохранения истории: «Наш музей, экспонаты для которого собирали многие годы, не уберегли. Теперь планируем восстанавливать. Вопросы, связанные с материальным обеспечением, прорабатываются на уровне районной администрации.

Как сообщила Светлана Хальзова, местные культработники с участием телевизионщиков нынешней весной планируют создать познавательный видеофильм о сакральных местах Жаркаина. Она надеется, что для этого хватит технических возможностей и творческого потенциала.

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».

Жаркаинский район.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

По залам столичного музея Во всем мире известны золотые изделия скифо-сакской культуры, найденные на территории Казахстана. Представленные в Зале золота Национального музея Р...
Место памяти Марии Рекиной (Жағорқызы)... Сакральная география Сакральное место, или, как его еще называют, священное... Почему  так считают люди, порой трудно ответить - народная память пе...
Коворкинг-центр и английский клуб... В век гаджетов и электронных носителей информации появляются электронные, онлайн-, мультимедийные библиотеки. Все это наталкивает на рассуждения о нас...
Шаг к конкурентоспособности Идея перевести лучшие мировые учебники на государственный язык принадлежит именно Главе государства Нурсултану Назарбаеву. Как известно, 12 апреля 2...
Растут патриотами С места события Сегодня в учреждениях образования страны повсеместно открываются кабинеты «Рухани жаңғыру» и, казалось бы, этим уже никого не удиви...