Вначале была передислокация

В середине 90-х годов прошлого века в лексикон казахстанцев прочно вошло и стало часто употребляемым слово передислокация. Связано это было с Указом Президента о переносе столицы. После его опубликования была создана Государственная комиссия по перемещению высших и центральных государственных органов из Алматы в Акмолу.

— В ее состав, — вспоминает бывший председатель комиссии Фарид Галимов, — вошли заместители первых руководителей всех ведомств и министерств страны, включая Управление делами Президента. Общая наша задача вытекала из названия комиссии, а вот как ее решать — зависело от нас.

Прежде всего, надо было определить круг министерств и ведомств, которые должны были перебраться в Акмолу (переезжали не все), выбрать работников, в которых эти организации нуждались в первую очередь — самых ответственных высокопрофессиональных, подходящих по возрасту, подсчитать, сколько на новом месте потребуется рабочих офисов, жилья, в какие средства все это обойдется и где эти средства взять — работа нам предстояла объемная, сложная, кропотливая.

Основных сложностей было две: настрой людей и финансы. Это сейчас, когда уже прошло 20 лет и столица состоялась, многие бьют себя в грудь и заверяют: «я с энтузиазмом воспринял идею Президента». Как бы не так. Многие как раз в эту затею не верили, дескать, экономика слабая, не потянем. Других просто пугали морозы и комары Акмолы. А вот алматинские землетрясения им вроде, были нипочем. С такими разговор был короткий: «Есть решение Президента. Или выполняй. Или увольняйся!».

А вот с финансами было труднее. Зарубежные банки кредиты не давали по той же причине: не верили, что юный, суверенный Казахстан выстоит и станет самостоятельным, экономически сильным государством. В общем пришлось рассчитывать только на свои силы и средства.

К передислокации были определены порядка 25 министерств и ведомств, 3600 человек. После рассмотрения на нашей комиссии всех планов, расчетов, списков, предложений их утвердил Глава государства. Началась непосредственная работа. Представители будущих новоселов присматривали, покупали готовые или заброшенные, недостроенные здания в Акмоле под свои офисы. Большую помощь в этом им оказывал член нашей комиссии, в то время, в 1996 году первый заместитель акима Акмолинской области Адильбек Джаксыбеков. На первых порах Администрация Президента и Правительство поселились в здании Акмолинского облакимата, Парламент — в высотке института Целингипрозем, МИД — в гостинице «Москва», МВД — в недостроенном зданиии ГСКБ ПЭТ, Минобороны — в одном из пустовавших корпусов мединститута, Минсельхоз и Минтранском — в помещении руководства Целинной железной дороги, КНБ — в техникуме железнодорожного транспорта.

Сотрудники передислоцированных организаций разместились в гостиницах, общежитиях, съемных квартирах. Да, было на первых порах тесно, неуютно, но 10 декабря 1997 года передислокация была завершена. Мы провели ее за 2,5 года, тогда как те же немцы переносили столицу из Бонна в Берлин 20 лет. Тем более переселялись они в город, который столицей уже был, а мы — в провинциальный областной центр. Но благодаря железной воле и мудрости Елбасы мы это сделали.

А когда на левом берегу Есиля начали расти новые объекты, в идею Президента поверили и иностранцы — стали приходить со своими деньгами турки, швейцарцы, англичане с предложениями о строительстве своих зданий, многие из которых стали украшением столицы. Но вначале была передислокация.

Александр ДОЛГОВ.

г. Астана.

Фото из сети Интернет.

Читайте также