Из трактористок — в предприниматели

С малых лет Орынжан влекло к технике. Девочка любила ходить на работу с отцом — одним из лучших механизаторов, а потом и бригадиром полеводческой бригады, и с упоением наблюдать, как снуют по полю гиганты-комбайны, становясь послушными воле управляющих ими людей.

Проучившись в родной Карашиликской школе, старшие классы она оканчивала в Зеренде, в казахской средней школе-интернате. Получив аттестат зрелости, девушка начала трудовой путь, устроившись в вагонное депо ст. Щучинск, откуда ее вскоре направили учиться в Омский железнодорожный институт. Но железнодорожником она не стала…

В семье случилась беда — умер дедушка, и Орынжан пришлось проститься со студенчеством   и отправиться жить к бабушке, помогать ей.   Сменив   городскую жизнь на привычный сельский уклад, наша героиня пошла работать в совхоз «Ленин жолы», где, немного подучив, ей доверили трактор.

Юркий «Беларус», трудяга Т-4 — первая техника Орынжан Абдуллиной, на которой она начинала самостоятельно трудиться. Вскоре ей предстояли шестимесячные курсы в Рузаевском СПТУ, после чего она пересела на мощный К-700, с которым не расставалась на протяжении более двадцати лет: пахала, сеяла, обрабатывала поля, заготавливала корма, задерживала влагу в почве. Единственная в совхозе женщина-механизатор трудилась на равных с мужчинами, ни в чем не уступая им. Нормы выполняла и перевыполняла, качество работы оставалось безупречным, а если порой техника выходила из строя — сама же поломки и устраняла.

— Частенько трудиться приходилось от утренней зари и до темна. Дышать запахом солярки, глотать пыль. Летом кабина сильно нагревалась от палящего солнца, зимой, когда работали на снегозадержании, наоборот, промерзала. Но эти трудности старалась не замечать. Ведь нужно было успеть выполнить запланированный объем работ, сделать необходимое количество рейсов, не отстать, а лучше — опередить мужчин, — вспоминает она. — Иногда даже обедала на ходу лишь бы план выполнить!

—   Мужчины поначалу удивлялись: хрупкая девчонка, а как ловко справляется, — смеется Орынжан Даулетбековна, — помощь предлагали. Но я технику не хуже знала, а если не хватало сил — муж трудился рядом, он тоже был механизатором, и помогал справиться.

Ну а вскоре представители «сильного пола» удивляться перестали и воспринимали женщину-трактористку как равную. Тем более в трудовом соперничестве она нередко обходила их, становясь победителем соцсоревнований. Легко ли это? Конечно, нет. «Кировец» тех времен был очень хорош и незаменим в работе на полях, но удобств типа кондиционера или навигации, бортового компьютера в нем, конечно же, не было.

—  Современная техника — «Джон Диры», «Клаассы» — это же просто мечта! Где мои двадцать пять? Сейчас бы с радостью поработала на этих комбайнах, управлять которыми — одно удовольствие, — мечтательно произносит Орынжан Даулетбековна.

Знатную труженицу, передовика производства трижды избирали депутатом сельского и районного советов народных депутатов. Она являлась членом ревизионной комиссии райкома партии, участвовала в партсобраниях и конференциях, находясь в президиуме рядом с первыми руководителями района.

Сегодня Орынжан Даулетбековна живет другими заботами. В 2015 году, пройдя обучение основам предпринимательства, открыла собственное ИП «Медет» и, получив через фонд «Даму» кредит в размере полутора миллионов тенге, купила десять голов КРС, занялась развитием животноводства. Это стало семейным бизнесом Абдуллиных, в котором заняты и муж Алмас Хадиевич, и сыновья. Весь комплекс работ осуществляют самостоятельно — ведут заготовку кормов (благо, есть свой трактор!), следят за получаемыми привесами и даже уже успели принять новорожденного теленка!

— Пока все неплохо получается: кредит выплачиваю вовремя, дела идут. Рада, что государство предоставило такую возможность — открыть свое дело, и уверена -в се у нас будет хорошо!

Светлана КИМ.

Зерендинский район.

Фото предоставлено автором.

Читайте также