Поколение NEXT: Дело мастера боится, Почему молодежь учится за рубежом, Финскую методику — в Ерейментауский колледж, Что знаю об улице, на которой живу…, Птахам есть и стол, и дом

Дело мастера боится
Региональный этап чемпионата «Worldskills Kazakhstan» прошел в строительно — техническом колледже №1 г. Кокшетау. В нем приняли участие будущие специалисты из 19 колледжей области.

В этом году конкурс проходил в рамках реализации проекта «Рухани жаңғыру», важное направление которого- развитие конкурентоспособности рабочих профессий. Движение «WorldSkills» в нашей области стремительно набирает обороты: с каждым годом количество участников и компетенций растет. В этом году наш колледж представил на областном чемпионате претендентов на победу в девяти компетенциях.

Участники демонстрировали свои профессиональные  навыки  в  пяти компетенциях: «Поварское дело», «Малярные, декоративные работы», «Столярное дело», «Облицовка плиткой», «Сухое строительство и штукатурные работы». Конкурсная программа проходила в течение трех дней и включала выполнение заданий с учетом специфики специальности. Конкурсанты соблюдали и требования, связанные с ограничениями рабочего пространства на площадке проведения конкурса, техники безопасности, выполнения задания. В работе конкурсного жюри приняли участие социальные партнеры строительно-технического колледжа №1 г. Кокшетау: ТОО «Бейс-Нурсервис», ИП «Тышкангарин А.С», кафе «ADRESS», ресторан «Аристократ», ИП «Бекишев Б.П», ИП «Устинович АЛ.».

К слову, в нашем колледже в целях социализации и адаптации детей с другими образовательными потребностями    создан ресурсный центр, именно поэтому в рамках конкурса была организована презентационная площадка «Abilympic» и «DeafSkills» по специальностям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», где были представлены выставочные работы особых студентов. Гостями чемпионата стали ученики городских школ, которые могли убедиться воочию, насколько серьезно проходит состязание. Ребята заинтересованно наблюдали за работой конкурсантов, задавали вопросы техническим экспертам. Думаю, такая работа по профориентации позволит ученикам определиться с выбором будущей специальности. Отрадно, что за два дня конкурса наш колледж посетили 78 школьников. Думается, в будущем они сделают правильный выбор, тем более, что сейчас государство дает молодому человеку первую профессию, бесплатно реализуя масштабный проект «Бесплатное   профессионально-техническое образование для всех».

Конечно, на площадке ощущалось волнение участников чемпионата, который несет огромную эмоциональную нагрузку. На протяжении конкурса в общежитии СТК № 1 проходили вечера знакомств, просмотр видеофильмов, в перерывах между заданиями — кофе-брейк.

По итогам конкурса именно студенты нашего колледжа заняли почетные первые места: Александр Ильин — в компетенции «Малярные и декоративные работы», Артем Ертушов признан лучшим в компетенции «Поварское дело», Нурсултан Дауенов — в «Столярном деле». Победители конкурса отправятся на республиканский чемпионат профессионального мастерства «Worldskills Kazakhstan».

Сауле ОМАРОВА, заместитель директора СТК № 1 г. Кокшетау.
Фото предоставлено автором.

Почему молодежь учится за рубежом

Эту тему обсуждали участники заседания комиссии партийного куратора по направлению «Образование» Предвыборной программы партии «Hұp Отан» под председательством депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, партийного куратора по направлению «Образование» Абдиманапа Бектурганова, прошедшего в центральном аппарате партии «Hұp Отан» в режиме видео-конференц-связи.

В заседании приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК, члены комиссии, заместители акимов областей, представители Министерства образования и науки РК, руководители региональных управлений образования, ректоры ведущих вузов, члены региональных комиссий, а также представители профильных общественных объединений и организаций.

С основным докладом выступил заместитель министра образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. По его словам, для предотвращения оттока выпускников школ и колледжей в зарубежные вузы, в том числе в вузы России, с 2016 года введена норма повторной сдачи ЕНТ и комплексного тестирования, с 2017-2018 учебного года почти на 10 тыс. грантов увеличен госзаказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием. Кроме того, в 2017 году местными исполнительными органами выделены около 600 грантов на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с учетом потребности в кадрах, реализуется проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Депутат Мажилиса Парламента РКАбайТасбулатов обратил внимание на качество подготовки квалифицированных кадров, а также конкурентоспособность материально-технической и учебно-методической базы вузов приграничных регионов.

По окончании видео-конференц-связи областной филиал партии провел заседание комиссии. Заместитель руководителя облуправления образования Валерий Гамазов рассказал, что в прошлом году общеобразовательные школы области окончил 4331 выпускник, из них приняли участие в ЕНТ — 2664 или 68,4%, не участвовали в ЕНТ — 1367 (31,5%). Среди сдававших ЕНТ не набрали порогового уровня для поступления в вузы 416 (9,6%) выпускников. Из 416, не набравших пороговый уровень, повторно сдавали ЕНТ — 94. По данным ведомства, 973 (22,4%) выпускника поступили в колледжи, 3129 (72,2%) — в высшие учебные заведения, из них 698 поступили на обучение в зарубежные вузы, из этого числа подавляющее большинство выбрали российские вузы.

Среди причин Валерий Гамазов назвал более широкую академическую самостоятельность в сравнении с казахстанскими вузами и возможность принимать абитуриентов без сдачи российского Единого государственного экзамена. Тогда как отечественные вузы могут принимать на обучение только по результатам Единого национального тестирования (ЕНТ). По имеющейся информации в России объем бюджетных мест составляет более 70% от количества выпускников школ, в Казахстане же объем госзаказа около 30% выпускников средних школ. Кроме того, в соседней стране предусмотрены бюджетные места для иностранных граждан, функционирует гибкая система скидок оплаты за обучение, стоимость обучения в сравнении ниже. Основная масса наших выпускников школ области поступает в вузы Тюмени, Томска, Омска и Новосибирска. К примеру, средняя стоимость обучения за год в вузах Самары составляет от 106 тыс. тенге, Тюмени — от 132 тыс. тенге, Омска и Новосибирска — от 83 тыс. тенге, Саратова — от 90 тыс. тенге. В Казахстане расходы на обучение на одного студента за учебный год в национальных вузах составляет от 600-900 тысяч тенге, в других — в среднем 300-500 тысяч тенге.

По итогам заседания членами Комиссии были выработаны соответствующие рекомендации, которые будут направлены в уполномоченные государственные органы.

Динара ДҮЙСЕН,
пресс-секретарь АОФ партии «Hұp Отан».

Финскую методику — в Ерейментауский колледж

Среди 45 мастеров и преподавателей технических предметов из Казахстана, проходивших стажировку в финском городе Валкеакоски, был и наш земляк — перспективный молодой специалист, мастер производственного обучения АТК №8 г. Ерейментау Дархан Ибраев. За рубежом педагоги совершенствовали знания английского языка, современные методы менеджмента и основы лидерства.

Стажеры обучались на базе Университета прикладных наук у профессора Antti Isoviita — менеджера по глобальному бизнесу, у других преподавателей. В этом вузе обучаются студенты из сорока стран мира, в том числе из Казахстана, которые и выступили гидами, переводчиками для нашей делегации. Кроме того, преподаватели знакомились с современной передовой технологией обучения молодежи, методами преподавания специальных предметов на английском языке в учебных группах различного направления. По окончании программы им были вручены соответствующие сертификаты. Новые знания помогают сейчас педагогам эффективнее готовить кадры на английским языке.

«Поездка оставила огромное впечатление. В первую очередь, поразила экологическая культура, чистота страны. Все основано на взаимном доверии, доброжелательном отношении людей при общении между собой. Очень хорошо развиты современные IT-технологии, повсеместно есть доступ к интернету», — делился увиденным Дархан.

Сам Дархан Ибраев — уроженец города Ерейментау, выпускник СШ №3 имени Т. Шаханова. После школы с отличием окончил КазАТУ имени С.Сейфуллина по специальности «Транспорт, транспортная техника и технологии». По распределению три года проработал в АРЗ КИ №811 на должности инженера-конструктора.

Молодой преподаватель второй год обучает азам технических наук группу специальности «Техобслуживание, ремонт и эксплуатация автотранспорта». На его попечении находятся 24 студента, изъявившие желание связать свое будущее с автомобильной сферой. С нового учебного года планирует вести специальные предметы на английском языке по методике финского университета. Применяя на занятиях новые элементы преподавания,постепенно адаптировать ерейментаускую молодежь к углубленному изучению языка, изучению ими технических терминов. По его мнению, новшество в перспективе станет основой для общения с иностранными туристами, повысит конкурентоспособность начинающих специалистов на рынке труда.

Нурлыбек ТУРЕГЕЛЬДИН.
Ерейментауский район.
Фото предоставлено автором.

Что знаю об улице, на которой живу…

В числе наиболее выдающихся из 738 работ, предварительно отобранных для участия в ежегодном республиканском конкурсе научных школьных проектов, названо исследование в области краеведения, выполненное Рустемом Казбеком, учащимся 11 класса средней школы им. С.Серикова Есильского района.

Сайт управления образования Акмолинской области уточняет: научно-практический центр «Дарын» Министерства образования и науки Республики Казахстан признал в качестве призеров представительного конкурса пятерых акмолинских школьников, еще 17 учащихся нашей области награждены грамотами.

Научный руководитель краеведческого проекта, учитель биологии и географии Елена Журавец в своем интервью для «Акмолинской правды» замечает: «Мы с Рустемом искренне радовались такой же достойной победе Ахата Каиргельдинова из Кокшетау — ученик 10 класса областной специализированной школы-интерната №3 для одаренных детей занял первое место в секции «Химия». Что касается научной работы «Топонимика города Есиль и Есильского района», то ее автора, Рустема Казбека, в буквальном смысле окрылила дальнейшая перспектива исследовательской деятельности. Его в качестве победителя республиканского конкурса решено пригласить на научную конференцию в США в мае 2018 года. Любопытно и полезно было наблюдать за тем, как интерес Рустема возрастал год от года. Тему в нем пробудил дедушка. Со временем авторские отрывочные личные наблюдения школьника переросли в интерес общественного значения. Ему самому интересно проводить исторические исследования».

Достанбек  Есжанов,   заместитель  акима Есильского района, как оказалось, был готов к вопросам по поводу события. Заранее о беседе мы с ним не договаривались — у него на это сложилось несколько своих «служебных» причин: «Событие я связываю с важной общественно-политической датой. Городу исполняет- ся 55 лет со дня присвоения ему статуса административного центра района. В этой связи нам представляется чрезвычайно актуальным интерес молодежи к изучению истории: что стоит за названиями наших улиц, наименованием населенных пунктов, как это закреплялось в памяти народной. Мне хочется надеется, что такой патриотический настрой укрепится в сознании за счет массового, углубленного увлечения темой».

Теперь эта тема интересна не только Рустему Казбеку, и вовсе не потому, что он вдруг стал «звездой школы» — сутью вопроса заинтересовались, в историю углубились.

Сейчас есильский школьник вспоминает: «Несколько лет назад Камиль-аға, мой дедушка по маминой линии, однажды спросил: «А сам знаешь, почему тебе такое имя дали? А кто и зачем назвал улицу, на которой живешь?». Потом — про школу и так далее. Теперь я понимаю, что он не зря меня расспрашивал, сам ищу объяснения: почему, как, от кого пошло? Непростые вопросы».

Рустем, кто с фотоаппаратом за вами с Еленой Алексеевной наблюдал? Тоже интересно было?

—  Моя одноклассница Амина Сайфулина. Так у нее получилось. Но интересно теперь не ей одной.

Говорят, после школы собираешься поступать в высшее военное училище. Ономастика теперь — не твой объект исследований?

—   Ну почему?! Моя учительница Елена Алексеевна всегда говорила: «Исследования должны доходить до логического завершения, практических результатов». Тему я не оставлю, буду продолжать. Она мне не раз рассказывала, чем ее саму завораживала история.

Как-то так: научная работа школьника стала точкой, в которой сошлись оси разных систем координат. Тем интереснее может оказаться новый поворот событий. Если внимательно наблюдать.

Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
г. Есиль.
Фото Амины САЙФУЛИНОЙ.

Птахам есть и стол, и дом

Аким Новокиенского сельского округа Болат Садыков увлечения местных школьников относит к традиционным видам полезной деятельности, вошедшим в привычку с незапамятных времен. Сейчас опыт продолжают педагоги нового поколения: практика старая, а прочтение темы новое. Он и подсказал адрес поддержки традиции.

В Новокиенской средней школе педагогическая династия Новик, оказывается, не имеет семейной привязки. «Мы, — говорит старшая вожатая Анна Новик, — просто однофамильцы. Представляем разные вузы (таразский и кокшетауский). Максим Павлович Новик преподает в школе технологию и физическую культуру. Предметные мероприятия, куда входят акции «Забота», «Покорми птиц зимой», организовываю я, старшая вожатая».

Как удалось уточнить, эта школа уделяет особое внимание заботе о пернатых. Например, завершившийся февраль натуралисты считают самым сложным месяцем для зимующих птах, поэтому больше всего новых кормушек, изготовленных руками школьников, появляются в округе именно в это время. Максим Мехов, Данил Новик, Кирилл Серый, Станислав Фуре для этого используют любой материал, в том числе и побывавший в употреблении — все на пользу сгодится. Кормушки различной конфигурации развешиваются по всему селу. В завсегдатаях бесплатных столовых не одни только вездесущие воробьи, сороки да вороны. Часто синицы в гости заглядывают и даже дятлы из лесных зон прилетают.

Каждый год учащиеся школы под руководством учителя технологии Максима Новика строят скворечники к возвращению в родные края перелетных птиц, готовят «комфортабельные» многоквартирные домики. Раскрашивают их в разноцветные тона. В ход идут различные ящики, пластиковая тара и многое другое, чему раньше находилось место только на свалке.

Примечательно, что ребята полезным творчеством занимаются не только на уроках труда. Кормушки и общежития для птиц они изготавливают еще и дома, в свободное от занятий время. Тут им родители помогают и братишки с сестренками.

Григорий ЗАПОРОЖЕЦ.
Жаксынский район.
Фото Анны НОВИК.

Читайте также